|
Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости (практические рекомендации)Автор статьи: Логинова Светлана Васильевна
В прошлой статье были описаны основные причины чрезмерного увлечения детей гаджетами и мультфильмами, а также подробно рассказано о негативных последствиях частого и интенсивного использования гаджетов. В этой статье я расскажу о том, что может сделать родитель для того, чтобы предотвратить злоупотребление гаджетами, уберечь своих детей от опасностей виртуального мира, а возможно и от компьютерной зависимости, которая, к сожалению, все чаще встречается у современных детей уже начиная с 6-8 лет. Напомню, что одна из главных проблем с компьютерными играми и мультфильмами в том, что сами дети не могут контролировать себя во времени просмотра или игры, поэтому контроль ложится полностью на плечи родителей, особенно в дошкольном возрасте. В статье «Как устанавливать границы дозволенного для ребенка» уже затрагивалась тема ограничений и запретов для ребенка, сфера гаджетов как раз требует ответственного родительского подхода. Если вы с полной серьезностью и ответственностью решили ограничить просмотр телевизора или игры в гаджете, то первое, к чему стоит готовиться – к негативной реакции ребенка при введении запрета. Поэтому я всегда советую сделать этот процесс максимально мягким и плавным: уменьшать время игры с гаджетами каждый день на 5 минут, постепенно сводя к тому минимуму, который не будет вреден для ребенка. Негативной реакции, а может быть откровенного протеста и конфликта, возможно, избежать все же не удастся, поэтому важно быть готовым выдержать ответную негативную реакцию ребенка. Напомню, что нужно быть готовым разделить с ребенком его чувства («Да, я понимаю, что ты разозлился, потому что я тебе не разрешаю сидеть за компьютером все свободное время», «Я вижу, что ты обился на меня из-за этого»). Когда чувства ребенка принимаются и разделяются, тогда ему легче принять запрет. Будьте последовательны в ограничениях! Пожалуй, самая большая ошибка родителей - это отказ от уже введенных правил и ограничений, когда ребенок начинает продавливать запрет, затягивать время, просить, проявлять агрессию, и родитель сдается, разрешает или «смотрит спустя рукава» один день, потом снова и снова. С такой позицией сложно решить не только проблемы с гаджетами, но и другие сложности, возникающие в воспитании.
Сначала контроль за временем, проведенным за гаджетами, будет полностью лежать на ваших плечах. И здесь важен ваш позитивный настрой и отсутствие обвинений в сторону ребенка («Опять ты ничего не понял!», «Сколько раз можно тебе повторять одно и то же!»). По мере взросления ребенка ответственность постепенно нужно передавать ему самому, например, чтобы он сам следил по часам, когда заканчивается время на игру, или ставил таймер на телефоне, или заводил будильник. Следующий важный момент - у ребенка должна быть замена: родители часто говорят детям о том, чего делать нельзя, и забывают говорить, а что же можно, или предлагать замену. Помимо обычных игр и развивающих занятий можно заменять планшеты, мультики и телефоны аудиосказками. Во время прослушивания аудиосказок тренируется внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. В выборе сказок предоставляйте ребенку свободу выбора, сейчас очень много разных сказок, фантастических историй, детективов и приключенческих книг в аудиоформате. Очень важный момент! Не практикуйте запрет играть в гаджеты и смотреть мультики как наказание. В этом случае наказание – это лишение чего-то, что очень важно и дорого ребенку, запрещая гаджеты в результате плохого поведения или плохой успеваемости в школе, вы тем самым закрепляете в сознании ребенка, что гаджет – очень ценная для него вещь. Вспомните русских классиков, которые в автобиографии описывали, как им запрещали читать книги, потому что так они портили время, и поэтому они читали поздно ночью, с фонариком под одеялом, или тайком пробирались в домашнюю библиотеку. В современном мире родители хотят, чтобы дети читали, а не играли в планшете, я предлагаю вам запрещать в качестве наказания не только мультики и планшеты, но так же и книги. Да, это может быть смешно для ребенка, но подсознание уловит посыл, что книги – такая же важная вещь, как и гаджеты. И лучше в наказании вообще не делать акцент на гаджетах. Что делать, если ваш ребенок уже плотно «подсел» на какой-нибудь гаджет?
2) Далее – обсудите с ребенком новые правила и ограничения. 3) Поддерживайте их и будьте последовательны. 4) Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Для детей компьюитерные игры и мультики - это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, и быть успешным. Подумайте, как вы можете помочь ребенку выражать агрессию приемлемым способом (подробнее читайте здесь) и как вы можете создать условия, чтобы он чувствовал себя успешным (подробнее - в этой статье). 5) Ломайте стереотипы ребенка, развивайте его гибкость: проанализируйте, в каких ситуациях обычно ребенок играет в планшет (или ситуации, предшествующие играм: придя домой после школы, после садика, за едой, перед сном), в какое время суток играет – вводите правила и предоставляйте замену. Переключайте внимание ребенка на что-то другое именно в это время, или просите его вам помочь в это время, уходите куда-нибудь вместе (погулять или в гости) и так далее.
* Материал впервые был опубликован на http://loginova.info Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|