Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости (практические рекомендации)

В прошлой статье были описаны основные причины чрезмерного увлечения детей гаджетами и мультфильмами, а также подробно рассказано о негативных последствиях частого и интенсивного использования гаджетов. В этой статье я расскажу о том, что может сделать родитель для того, чтобы предотвратить злоупотребление гаджетами, уберечь своих детей от опасностей виртуального мира, а возможно и от компьютерной зависимости, которая, к сожалению, все чаще встречается у современных детей уже начиная с 6-8 лет.

Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости практические рекомендацииНапомню, что одна из главных проблем с компьютерными играми и мультфильмами в том, что сами дети не могут контролировать себя во времени просмотра или игры, поэтому контроль ложится полностью на плечи родителей, особенно в дошкольном возрасте. В статье «Как устанавливать границы дозволенного для ребенка» уже затрагивалась тема ограничений и запретов для ребенка, сфера гаджетов как раз требует ответственного родительского подхода.

Если вы с полной серьезностью и ответственностью решили ограничить просмотр телевизора или игры в гаджете, то первое, к чему стоит готовиться – к негативной реакции ребенка при введении запрета. Поэтому я всегда советую сделать этот процесс максимально мягким и плавным: уменьшать время игры с гаджетами каждый день на 5 минут, постепенно сводя к тому минимуму, который не будет вреден для ребенка. Негативной реакции, а может быть откровенного протеста и конфликта, возможно, избежать все же не удастся, поэтому важно быть готовым выдержать ответную негативную реакцию ребенка. Напомню, что нужно быть готовым разделить с ребенком его чувства («Да, я понимаю, что ты разозлился, потому что я тебе не разрешаю сидеть за компьютером все свободное время», «Я вижу, что ты обился на меня из-за этого»). Когда чувства ребенка принимаются и разделяются, тогда ему легче принять запрет.

Будьте последовательны в ограничениях! Пожалуй, самая большая ошибка родителей - это отказ от уже введенных правил и ограничений, когда ребенок начинает продавливать запрет, затягивать время, просить, проявлять агрессию, и родитель сдается, разрешает или «смотрит спустя рукава» один день, потом снова и снова. С такой позицией сложно решить не только проблемы с гаджетами, но и другие сложности, возникающие в воспитании.


Очень полезно в этом плане упражнение, которое выполняется родителем совместно с ребенком «Светофор запретов». Оно помогает родителю ввести и поддерживать четкие правила в вашей семье, запреты и ограничения, а кроме этого – это прекрасный способ поддержать отношения с ребенком, проявить уважение к ребенку и при этом показать свой авторитет. На примере своей работы с родителями могу со 100%-ной уверенностью сказать, что это упражнение значительно упрощает введение и поддержание ограничений в семье, и  нравится детям, ведь им объясняют, с ними советуются, им дают самим выбирать желтую и оранжевую зону. В этом упражнении компьютеры и мультики следует поместить в желтую зону: с одной стороны, вы покажете ребенку, что он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 40 минут и не позднее 9 часов вечера.

Сначала контроль за временем, проведенным за гаджетами, будет полностью лежать на ваших плечах. И здесь важен ваш позитивный настрой и отсутствие обвинений в сторону ребенка («Опять ты ничего не понял!», «Сколько раз можно тебе повторять одно и то же!»). По мере взросления ребенка ответственность постепенно нужно передавать ему самому, например, чтобы он сам следил по часам, когда заканчивается время на игру, или ставил таймер на телефоне, или заводил будильник.

Следующий важный момент - у ребенка должна быть замена: родители часто говорят детям о том, чего делать нельзя, и забывают говорить, а что же можно, или предлагать замену. Помимо обычных игр и развивающих занятий можно заменять планшеты, мультики и телефоны аудиосказками. Во время прослушивания аудиосказок тренируется внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. В выборе сказок предоставляйте ребенку свободу выбора, сейчас очень много разных сказок, фантастических историй, детективов и приключенческих книг в аудиоформате.

Очень важный момент! Не практикуйте запрет играть в гаджеты и смотреть мультики как наказание. В этом случае наказание – это лишение чего-то, что очень важно и дорого ребенку, запрещая гаджеты в результате плохого поведения или плохой успеваемости в школе, вы тем самым закрепляете в сознании ребенка, что гаджет – очень ценная для него вещь. Вспомните русских классиков, которые в автобиографии описывали, как им запрещали читать книги, потому что так они портили время, и поэтому они читали поздно ночью, с фонариком под одеялом, или тайком пробирались в домашнюю библиотеку. В современном мире родители хотят, чтобы дети читали, а не играли в планшете, я предлагаю вам запрещать в качестве наказания не только мультики и планшеты, но так же и книги. Да, это может быть смешно для ребенка, но подсознание уловит посыл, что книги – такая же важная вещь, как и гаджеты. И лучше в наказании вообще не делать акцент на гаджетах.

Что делать, если ваш ребенок уже плотно «подсел» на какой-нибудь гаджет?


1) Первое, с чего надо начать – сокращать время по 5 минут каждый день.

2) Далее – обсудите с ребенком новые правила и ограничения.

3) Поддерживайте их и будьте последовательны.

4) Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Для детей компьюитерные игры и мультики - это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, и быть успешным. Подумайте, как вы можете помочь ребенку выражать агрессию приемлемым способом (подробнее читайте здесь) и как вы можете создать условия, чтобы он чувствовал себя успешным (подробнее - в этой статье).

5) Ломайте стереотипы ребенка, развивайте его гибкость: проанализируйте, в каких ситуациях обычно ребенок играет в планшет (или ситуации, предшествующие играм: придя домой после школы, после садика, за едой, перед сном), в какое время суток играет – вводите правила и предоставляйте замену. Переключайте внимание ребенка на что-то другое именно в это время, или просите его вам помочь в это время, уходите куда-нибудь вместе (погулять или в гости) и так далее.


И последнее, родители иногда спрашивают, как ответить ребенку, если он начинает говорить, что «У нас все в классе играют в это игру, почему мне нельзя?!» или «Все мальчишки в группе смотрят это мультик, почему ты мне не разрешаешь?». Специально для таких случаев я подготовила примерный ответ для родителей: 
"Смотри, у тебя в классе (в группе) 25-30 человек. Из них прямо все играют? (как правило, нет, человек 5-7). Я знаю, что некоторым детям родители разрешают, может быть им все равно, как ребенок развивается, как он себя чувствует, может быть, они не знают, что долго смотреть мультфильмы вредно. Или: может быть, они не знают, сколько насилия в этих играх. А мне не все равно на тебя, в этих играх много насилия и это плохо влияет на тебя, когда ты будешь взрослым, ты сам будешь решать за себя – играть тебе или нет. А пока я еще в ответе за тебя, за твое состояние и самочувствие, я хочу тебя от этого уберечь. Давай подумаем, на что это можно заменить?" 


Успехов вам в этом нелегком деле и здоровья (в том числе психологического) вашим деткам!

 

* Материал впервые был опубликован на http://loginova.info



Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Муж любит смотреть порно, а жена в это время… Почему? Что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что может быть важно ребенку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь