Арт-терапия в коррекции негативного самоотношения будущих психологов

Арт-терапия в коррекции негативного самоотношения будущих психологов

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования самоотношения студентов-будущих психологов, а также опыт реализации арт-терапевтической работы по коррекции негативного самоотношения посредством арт-терапии.

 Ключевые слова: арт-терапия, самоотношение, арт-терапевтические занятия, студенты психологического факультета.

Актуальность заявленной темы связана с тем, что проблема самоотношения является важнейшей в процессе становления будущего психолога как специалиста, т.к. его отношение к себе зачастую сказывается на его профессиональной деятельности.

Исследованием проблемы самоотношения занимались такие ученые как Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Р. Пантелеев, В. В. Столин, М. И. Лисина, В. С. Мухина, В. Н. Маркин, И. И. Чеснокова и др.

Спиркин А. Г. отмечает, что отношение к себе отождествляется с самооценкой и является включенным в структуру самосознания. Столин В.В. и Пантилеев С.Р., выделяют эмоциональный и когнитивный компоненты данного понятия. Эмоциональная оценка себя происходит через аутосимпатию, смообвинение, самопринятие, самоинтерес, самопонимание. Проявлениями самооценки являются самоуважение, самоуверенность, ожидаемое отношение других, саморуководство. В обозначении глобального самоотношения авторы объединяют все вышеперечисленные компоненты.

Сарджвеладзе Н.И. рассматривал исследуемый феномен как предрасположенность к определенному взаимодействию личности с самим собой и социумом в целом. Многогранность подходов к понятию «самоотношение» в своих работах интегрировал Маркин В.Н., который рассматривал данное понятие как свойство, процесс и состояние. Отношение к себе как свойство является субъективным ядром личности, включающим в себя систему «Я». В рамках процесса самоотношение является переживанием своей самости, обнаружением скрытых в себе личностных сил, а также осознание предназначения себя в мире. Переходя в свойство, отношение к себе определяется устойчивостью, содержанием, направленностью и проявлением в реальных жизненных ситуациях.

Психолог это тот человек, у которого самоотношение к моменту начала своей практической деятельности должно быть позитивным, т.к. именно оно соответствует вере человека в себя, в свои возможности (в том числе в возможность помочь другому человеку справиться с той/иной жизненной ситуацией). Позитивному самоотношению соответствует оптимизм, самостоятельность, энергичность, готовность к риску.  Негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении.

Негативному самоотношению соответствует убеждение человека в том, что окружающие его люди негативно к нему относятся, иногда депрессия. По мнению Г. К. Вилицкаса, И. С. Кона и др., отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, а также связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения.

В исследовании приняли участие 17 студентов, обучающихся на факультете психологии и социально-гуманитарных технологий Тихоокеанского государственного университета (г. Хабаровск). 

Согласно полученным результатам (методика В.В. Столина, С.Р. Пантелеева) было выявлено, что 50% испытуемых характеризуются низким уровнем самопринятия и самопонимания. 25% студентов исследуемой группы видят в себе по преимуществу недостатки, имеют низкую самооценку, готовность к самообвинению, проявляют такие эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров. Эти студенты не проявляют интереса к собственным мыслям и чувствам, характеризуются неготовностью общаться с собой «на равных», неуверенны в своей интересности для других людей. Ожидают отрицательного отношения со стороны других людей 50% опрошенных студентов-будущих психологов.

Дополняют картину негативного самоотношения студентов, обучающихся на психологическом факультете – результаты исследования по тесту интегральной гармоничности личности (О.И. Мотков). Полученные в эмпирическом исследовании результаты, свидетельствуют о том, что 18% студентов третьего курса (будущих психологов) еще не до конца понимают особенности своей психики, не имеют дальнейших жизненных планов и устойчивых ценностей; выраженное чувство беспомощности, отсутствие веры в свои силы и возможности развития, трудности в коммуникации с другими людьми, склонность к пониженному настроению, апатии; повышенная критичность к свои успехам, слабая волевая саморегуляция, не ясность своего жизненного пути.

У 23,5 % в исследуемой группе выраженное недовольство собой, своей самореализацией, преобладает пессимизм и субдепрессивное состояние. Отсутствует стремление к саморазвитию, не производится работа по самосовершенствованию – у 11,8 % студентов. 6 % респондентов исследуемой выборки характеризуется слабой саморегуляцией эмоций и действий, низким уровнем жизнестокости и волевых особенностей в организации своего поведения.

Зная о том, что арт-терапия благотворно влияет на гармонизацию внутреннего состояния человека, восстанавливает способность находить оптимальное состояние равновесия, с целью коррекции негативного самоотношения исследуемых студентов, мы работали с ними в рамках 16 недельного группового арт-терапевтического тренинга.

Арт-терапевтические занятия были направлены на совершенствование самоотношения, снятие негативных эмоциональных проявлений, возникающих в ходе арт-занятий, а также на совершенствование межличностных взаимодействий между участниками группы. Занятия способствовали самопознанию, снижению тревожности, внутренней конфликтности и самообвинения, повышали уверенность в себе, способствовали большей степени осознанности, самопониманию, пробуждали самоуважение и самоинтерес.

Участникам группы приходилось посредством творчества выходить за пределы своего бытия, касаться своего бессознательного, преодолевая внутренние защиты, чувствовать себя творцом, осознавать возможность преобразования своей реальности; уходить от шаблонов, расширять горизонты своего восприятия и сознания; устанавливать границы своего «Я», развивать творческое мышление, спонтанность и креативность; находить способы эмоциональной регуляции; обретать опыт подлинности бытия, аутентичности самому себе через открытое самовыражение и переживания удовольствия, гармонизировать процессы взаимоотношения внутреннего и внешнего мира, опыт сохранности внутренних границ, собственной аутентичности, в ситуации интенциональной открытости миру.

Арт-терапевтические занятия можно охарактеризовать как диалог с внутренним «Я», визуализация образа себя через творчество, повышение самооценки, осознанности, целостности, гармоничности. В процессе «диалога» субъекта  с художественным образом, человек переходит из категорий  субъект-объектных отношений к субъект-субъектным. Диалог, выстраиваемый в сознании субъекта  с самим собой через процесс самопознания в творчестве, фактически, знаменует качественный переход сознания от «Я рефлексивного» к «Я феноменологическому» («Я чувствую» вместо «какой Я для другого»), что особенно примечательно, т.к. как мы отметили выше, довольно многочисленная часть группы первоначально воспринимала себя как не интересного для другого.

На занятиях нами преимущественно использовались изобразительные арт-технологии (работа с рисунком), но вместе с этим также группа работала с глиной, природными материалами (растениями, листьями, камнями), песком, метафорическими ассоциативными картами, сказками, куклами, коллажами, мандалами, фотографиями. Структурно занятия состояли из двух частей - творческая (не вербальная) часть, вербальная часть занятия (обсуждение, обмен эмоциями, чувствами).

Таким образом, на основании проведенной арт-терапевтической групповой работы (длительностью 16 недель) можно заключить, что систематические занятия с использованием арт-терапии способствуют коррекции негативного самоотношения человека. Наряду с вышеперечисленными эффектами, в творческом процессе открывались истинные мотивы и потребности участников группы, подлинное знание о себе, выраженное в процессе художественной деятельности.



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как проживать ревность. Способ обращения с собственной ревностью как индикатор самоотношения. Часть 1.
  • Самооценка, отношение к себе. Полюбить себя, изменить себя
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Про порядок вокруг себя, про опоздания и отношение к самому себе
  • О нарциссических личностях, или способ самоотношения
  • Взаимосвязь личностной гомонегативности и самоотношения у гомосексуалов
  • Самоотношение - это разрешенное самому себе тепло к себе
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Курсы для будущих мам. Чего на занятия быть не должно?
  • Познание и принятие разных сторон своей личности: история одного занятия
  • Себя, себе, собой, собою, о себе.
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Как у человека формируется отношение к себе.
  • Диалог Яны и её тела или как внимательное отношение к себе дает силы
  • Оценка ситуации экзамена у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса
  • Как удерживать свои границы и не позволять другим людям влиять на ваше отношение к себе?
  • Яйца молодых кур или как помочь самому себе изменить отношение к ситуации
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Как изменить отношение другого к себе
  • Отношение ко внешности: принять себя, значит иметь возможность изменить себя
  • Проблемы самооценки: почему мы живём плохо и терпим к себе дурное отношение
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • Как помочь себе? Из серии начни с себя или помоги себе сам.
  • ПУТЬ ОТ СЕБЯ И К САМОМУ СЕБЕ (статья о том, как выбрать для себя личного психолога)
  • Мотивация достижения успеха, избегания неудач, готовность к риску у суеверных студентов
  • Критическое отношение к себе – залог успешной работы с психологом
  • Границы и отношение к себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь