|
РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВАвтор статьи: Зинова Ульяна Александровна
Занятия спортом предъявляют организму спортсмена самые разнообразные и очень высокие требования. Одной из самых первых и главных задач, которые должны решаться спортивной школой, является сохранение здоровья юных хоккеистов, как в процессе тренировки, так и в соревновательной деятельности.
В спортивной подготовке хоккеистов особое место принадлежит эмоциональным состояниям. В совокупности с другими эмоциональными проявлениями (эмоциональный тон, эмоциональный отклик, эмоциональное поведение, эмоциональное отношение и др.) они являются главной характеристикой человека. Для обеспечения работоспособности юных хоккеистов в спортивной психологии выделяют отдельно раздел, направленный на физическое и психическое восстановление спортсменов после тренировочных занятий. Данные средства применяются после каждого напряженного учебно-тренировочного занятия в зависимости от состояния спортсменов, в связи с чем может колебаться и время, и количество упражнений, применяемых в комплексе. Суть данного раздела заключается в создании условий, направленных на снятие у спортсменов психической и физической напряженности. Актуальность подтверждается данными практического исследования, которое показало, что психологическое состояние – «эмоциональная напряженность» имеет прямую корреляционную взаимосвязь с травмами опорно-двигательного аппарата и нарушениями сердечно-сосудистой системы организма. Разделение понятий «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность» было предложено В.И.Марищуком. Первое понятие, с его точки зрения, характеризуется активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, тогда как «эмоциональная напряженность» приводит к временному снижению устойчивых психических процессов и работоспособности. Е.П.Ильин отмечает, что «эмоциональное напряжение» в этом случае предстает по своей психологической сущности как «волевое напряжение», но в реалии оно еще включает и интеллектуальные, и личностные ресурсы. Согласно концепции Е.П.Ильина, эмоциональное напряжение относится к категории эмоциональных состояний. Эмоциональное напряжение является формой представленности в сознании человека личностной значимости и оценки происходящих в его жизни событий, степени удовлетворения его потребности. Но, в отличие от них, эмоциональное напряжение определяется как неблагоприятное эмоциональное состояние. Некоторые исследователи, наряду с понятием «эмоциональное напряжение», для обозначения неблагоприятных эмоциональных состояний используют и такие сходные с ним понятия, как «напряжение», «эмоциональная напряженность», «стресс», «психическое напряжение», «физическое напряжение». Так, Л.В. Куликов понятие «напряжение» характеризует как вид состояния и как тензионную характеристику других состояний. Напряжение (как состояние) считает он, есть ощущение «натяжения», нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором. По его мнению, добавлять к слову «напряжение» определение «эмоциональное» нет необходимости, потому что трудно представить себе любое напряжение безэмоциональным. В работах В.Л. Маришука, Т.А. Немчина в качестве основных показателей, отражающих характер эмоционального напряжения в деятельности, выделены сила, длительность, степень, модальность (знак) и показана неоднозначность эффектов влияния эмоционального напряжения на деятельность и поведенческую активность личности: позитивное, мобилизирующее возможности человека, и негативное влияние, снижающее уровень всех видов активности личности. Этот факт связывается с разнообразием механизмов и причин эмоционального напряжения, среди которых особое место занимают психологические: сила мотивации (Н. Наенко); соотношение между мотивом и целью деятельности (М.С. Неймарк); диссонанс между «Я-действующим» и «Я-отраженным» (Л.М. Митина); фрустрация (А.В Александрова); культ успеха и достижений, культ силы и конкурентности; культ рациональности и эмоциональной сдержанности (А.В. Холмогорова, Н.Г. Гаранян). Эмоциональная напряженность в процессе выполнения деятельности чаще всего возникает как результат трудно преодолимого препятствия на пути к достижению цели. Однако и успех в деятельности может привести к эмоциональной напряженности. Эмоциональная напряженность возникает и при конфликтах, наблюдающихся в процессе единоборства спортсменов. Еще одной причиной возникновения психической напряженности является вынужденный перерыв в деятельности. Фактором, способствующим возникновению напряженности во время соревнований, является непривычность условий спортивной деятельности, в частности, фактор «чужого поля». Обилие причин, приводящих к напряженности во время деятельности, приводит к многообразию возникающих состояний. Можно отметить такие состояния, как психическое пресыщение, утомление, мертвая точка, фрустрация, спортивная злость. Поведение в состоянии напряженности отличается негибкостью, оно утрачивает пластичность, свойственную ему в спокойной обстановке. В состоянии напряженности в первую очередь страдают сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние ненаправленные действия, снижается объем памяти и элементарных мыслительных операций. Большое значение имеют также личностные особенности, в том числе типологические особенности проявления свойств нервной системы. Лица с сильной нервной системой лучше выдерживают экстремальные условия, чем лица со слабой нервной системой. Высокое и продолжительное эмоционально напряжение может привести к перенапряжению, в котором выделяют стадии нервозности, прочной стеничности и астеничности. Очевидно, спортсмен в процессе тренировки и длительных выступлений на соревнованиях должен адаптироваться к факторам эмоциональной напряженности, так же как он адаптируется к физическим нагрузкам. А для этого эмоциональную напряженность необходимо предусматривать в тренировочных циклах, чтобы реакция на стрессовую ситуацию включалась в стереотип выученных действий. Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. Для регуляции эмоционального напряжения как компонента обеспечения работоспособности юных хоккеистов мы предлагаем использовать интегративный подход. Как пишет профессор Козлов, стержнем интегративной методологии является целостный подход, подразумевающий системный анализ предмета изучения. Эффективная реализация целостного подхода в практической психологии и педагогике происходит в нескольких частных принципах профессиональной работы: - принцип позитивности; - принцип соотнесенности; - принцип потенциальности (Козлов, 2005). Методологические принципы интегративного подхода являются не сводом правил, определяющих процесс социально-психологической работы, а скорее направлением профессионального мышления, философской и психологической тенденцией, имеющей практическое применение. По результатам тренингов, строящихся на основе интегративного подхода, можно сделать следующие выводы: в результате прохождения тренинга большинство участников отмечают улучшение настроения, самочувствия, работоспособности. Более спокойным и полноценным становится сон, снижается тревожность. Уменьшаются и исчезают головные боли, субъективно нормализуются функции дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной систем организма. Для управления эмоциональным напряжением, эмоциональным состоянием в целом и мобилизации стенических эмоций следует: - включать в тренировку нетрадиционные (эмоциональные и достаточно сложные) упражнения с использованием соревновательного метода, добиваясь обязательного их выполнения и формируя у хоккеистов уверенность в своих силах; - использовать иногда на тренировке музыкальное сопровождение; - применять методы аутогенной и психорегулирующей тренировки, чтобы снять утомление, чрезмерное эмоциональное возбуждение и напряжение. Для создания бодрого эмоционального состояния в арсенале тренера и спортсмена должны присутствовать следующие психолого-педагогические приемы: - сознательное подавление спортсменом отрицательных эмоций с помощью самоприказа, самоободрения, самопобуждения; - направленное использование средств и методов разминки в зависимости от индивидуальных особенностей хоккеистов и их эмоционального состояния; - применение специальных дыхательных упражнений; - использование специального массажа (возбуждающего или успокаивающего) в зависимости от состояния спортсмена; - проведение различных отвлекающих (от мыслей об игре) мероприятий, развлекательные программы (кино, видеозаписи, музыка, посещение музеев и др.). Итак, взрослым (родителям, педагогам, тренерам) необходимо уделять большее внимание возможностям для сохранения здоровья детей во всех сферах деятельности, которую они выполняют, в том числе и в спорте. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|