Занятие 3 Ребенок - это Другой.

Нередко родители воспринимают своего ребенка и даже подростка как продолжение самих себя (мой сын/дочь меня не подведет!), а нередко и как часть самого себя (моя кровинушка), как того, кто принадлежит родителям (ты МОЙ!), как того, кто на них похож или не похож, (и в кого ты такой уродился!), как того, кто оправдывает ожидания или не оправдывает (когда же ты станешь делать, как тебе говорят!), как того, кто либо становиться таким, каким хотят видеть его родители, или упорно сопротивляется этому (родители хотели, чтобы из меня вышел толк - толк вышел, а я остался)).

Подобная родительская позиция, как слепая любовь, не позволяет увидеть в ребенке ДРУГОГО, вероятно чрезывычайно отличного от них человека. Какими бы верными не казались эти взгляды - часто именно они становятся причиной частых, продолжительных конфликтов между родителями и детьми, особенно в подростковом возрасте. Описанные ниже "техники" общения на самом деле всего лишь плод наблюдений за эффективным человеческим общением, во время которого позиция Другого человека, даже отличная, уважается, слышиться, воспринимается как нечто значимое.

Техника «Я-сообщение».  ,

«Я-сообщение» — это основа выстраивания психологи­чески близких отношений. При использовании «Я-сообщений» диалог будет выглядеть примерно таким образом:

—Я чувствую, что...

—Я уверен(а), что иногда...

—Я взволнован(а), потому что...

—Я тревожусь в связи с тем, что...

Выстраивая свою речь таким образом, легче получить до­ступ к своим чувствам. Когда человек говорит «Я злюсь», а не «Ты меня рассердил(а)», то это может обозначать следующее: «Да, я злюсь. И я в состоянии что-то сделать с собственной зло­стью, взять на себя ответственность за возникновение этого чувства. Потому что я не считаю, что у тебя есть кнопка, на которую ты давишь, чтобы рассердить меня и я не думаю, что ты делаешь это на зло».

Вы можете возразить, что дети только то и делают, что «нажимают на кнопки» учительского или родительского раз­дражения, злости, эмоциональной неуравновешенности и т. д. Тогда возникает вопрос — кто кем управляет? И кто реально несет ответственность за возникновение тех или иных ваших чувств?

Самый эффективный способ овладения собственными эмоциями — рассказать о них в форме «Я-сообщения». Кроме того, «Я-сообщения» не несут угрозы психологической терри­тории другого человека. И потому у последнего не возникает необходимости защищаться. Сравните две фразы.

—Ты опять довел меня до головной боли своими выход­ками

Или:

—Когда ты ведешь себя подобным образом (объяснить, каким), я начинаю нервничать. Как следствие — у меня на­чинает болеть голова.

Первая фраза — «Ты-сообщение». Оно вызывает чувство вины и желание оправдаться или защититься. Конечно, в слу­чае использования «Я-сообщения» есть вероятность услышать в ответ: «Это твои проблемы» или «А при чем здесь я?». Если не «играть в неприступного учителя» — это может быть нача­лом диалога.

Помимо этого, «Ты-сообщение» как правило содержит упрек и недовольство, что воспринимается как скрытое или открытое нападение. Естественная реакция, заложенная в глубине бессознательного - агрессия. Если Вы в свой адрес слышите подобное высказывание, невольно возникает чувство злости, даже если Вы не правы, а то и желание делать «на зло». Круг замкнулся. Это легко проверить, представив себя на месте подростка или ребенка, и адресовав самому себе хотя бы часть гневных посланий о неубранной пастели, невымытой посуде или об уроках.

 Техника «Активное слушание»

К сожалению, очень часто люди уверены, что им все ясно в ситуации общения с партнером, даже если они не интересо­вались у него, что он думает или чувствует. Срабатывает так называемый механизм приписывания другому человеку сво­их мыслей и чувств, собственного видения ситуации и ее понимания. Во взаимодействии с детьми это происходит намно­го чаще, чем во взаимодействии со взрослыми людьми. И един­ственный способ все-таки понять юного собеседника — спро­сить у него самого о его мыслях, чувствах, эмоциях. Спросить с большим вниманием, искренне настраиваясь на то, что говорит ребенок или подросток, показывая собой готовность слушать и понимать. Этому способствует техника «активного слуша­ния»: внимательный взгляд, кивание головой, эмоциональная реакция («Что ты говоришь!», «Как интересно!») на некото­рые фразы, повторение концовок предложений или уточнение правильности понимания сказанного. В принципе этими при­емами владеет каждый из нас. Мы ведем себя таким образом, когда нам действительно интересно.

Однако, фальш, как правило, в общении с детьми и подростками недопустима – ребята быстро обесценивают такое «внимание». Так что вольно-невольно, но заинтересоваться своим собственным ребенком (даже не столько самой темой, сколько тем, что составляет часть его жизни) все-таки стоит. Тем более, что без подлинного интереса друг к другу хорошие взаимоотношения просто не возможны!

Даже если то, что рассказывает ребенок, не очень вас интересует, можно и нужно заинтересоваться самим ребенком. Тогда использование «активного слушания» станет само собой разумеющимся.  Возможно, что и Ваше отношение к детс­кой истории несколько изменится. А в том, что ваши отноше­ния с ребенком изменятся к лучшему — я уверена.   

Составитель: Попкова С.Е.

Использованная литература:

Т.Гордон "Тренинг эффективного родителя"

Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"



Просмотров: 470
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • 10 признаков того, что надо что-то менять или отпустить человека...
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать
  • Что говорить или КАК? Что делают Гении общения
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Как перестать помогать или что делать если ваши советы не хотят слушать
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь