|
Занятие 3 Ребенок - это Другой.Автор статьи: Попкова Светлана Евгеньевна
Нередко родители воспринимают своего ребенка и даже подростка как продолжение самих себя (мой сын/дочь меня не подведет!), а нередко и как часть самого себя (моя кровинушка), как того, кто принадлежит родителям (ты МОЙ!), как того, кто на них похож или не похож, (и в кого ты такой уродился!), как того, кто оправдывает ожидания или не оправдывает (когда же ты станешь делать, как тебе говорят!), как того, кто либо становиться таким, каким хотят видеть его родители, или упорно сопротивляется этому (родители хотели, чтобы из меня вышел толк - толк вышел, а я остался)). Подобная родительская позиция, как слепая любовь, не позволяет увидеть в ребенке ДРУГОГО, вероятно чрезывычайно отличного от них человека. Какими бы верными не казались эти взгляды - часто именно они становятся причиной частых, продолжительных конфликтов между родителями и детьми, особенно в подростковом возрасте. Описанные ниже "техники" общения на самом деле всего лишь плод наблюдений за эффективным человеческим общением, во время которого позиция Другого человека, даже отличная, уважается, слышиться, воспринимается как нечто значимое. Техника «Я-сообщение». , «Я-сообщение» — это основа выстраивания психологически близких отношений. При использовании «Я-сообщений» диалог будет выглядеть примерно таким образом: —Я чувствую, что... —Я уверен(а), что иногда... —Я взволнован(а), потому что... —Я тревожусь в связи с тем, что... Выстраивая свою речь таким образом, легче получить доступ к своим чувствам. Когда человек говорит «Я злюсь», а не «Ты меня рассердил(а)», то это может обозначать следующее: «Да, я злюсь. И я в состоянии что-то сделать с собственной злостью, взять на себя ответственность за возникновение этого чувства. Потому что я не считаю, что у тебя есть кнопка, на которую ты давишь, чтобы рассердить меня и я не думаю, что ты делаешь это на зло». Вы можете возразить, что дети только то и делают, что «нажимают на кнопки» учительского или родительского раздражения, злости, эмоциональной неуравновешенности и т. д. Тогда возникает вопрос — кто кем управляет? И кто реально несет ответственность за возникновение тех или иных ваших чувств? Самый эффективный способ овладения собственными эмоциями — рассказать о них в форме «Я-сообщения». Кроме того, «Я-сообщения» не несут угрозы психологической территории другого человека. И потому у последнего не возникает необходимости защищаться. Сравните две фразы. —Ты опять довел меня до головной боли своими выходками Или: —Когда ты ведешь себя подобным образом (объяснить, каким), я начинаю нервничать. Как следствие — у меня начинает болеть голова. Первая фраза — «Ты-сообщение». Оно вызывает чувство вины и желание оправдаться или защититься. Конечно, в случае использования «Я-сообщения» есть вероятность услышать в ответ: «Это твои проблемы» или «А при чем здесь я?». Если не «играть в неприступного учителя» — это может быть началом диалога. Помимо этого, «Ты-сообщение» как правило содержит упрек и недовольство, что воспринимается как скрытое или открытое нападение. Естественная реакция, заложенная в глубине бессознательного - агрессия. Если Вы в свой адрес слышите подобное высказывание, невольно возникает чувство злости, даже если Вы не правы, а то и желание делать «на зло». Круг замкнулся. Это легко проверить, представив себя на месте подростка или ребенка, и адресовав самому себе хотя бы часть гневных посланий о неубранной пастели, невымытой посуде или об уроках. Техника «Активное слушание» К сожалению, очень часто люди уверены, что им все ясно в ситуации общения с партнером, даже если они не интересовались у него, что он думает или чувствует. Срабатывает так называемый механизм приписывания другому человеку своих мыслей и чувств, собственного видения ситуации и ее понимания. Во взаимодействии с детьми это происходит намного чаще, чем во взаимодействии со взрослыми людьми. И единственный способ все-таки понять юного собеседника — спросить у него самого о его мыслях, чувствах, эмоциях. Спросить с большим вниманием, искренне настраиваясь на то, что говорит ребенок или подросток, показывая собой готовность слушать и понимать. Этому способствует техника «активного слушания»: внимательный взгляд, кивание головой, эмоциональная реакция («Что ты говоришь!», «Как интересно!») на некоторые фразы, повторение концовок предложений или уточнение правильности понимания сказанного. В принципе этими приемами владеет каждый из нас. Мы ведем себя таким образом, когда нам действительно интересно. Однако, фальш, как правило, в общении с детьми и подростками недопустима – ребята быстро обесценивают такое «внимание». Так что вольно-невольно, но заинтересоваться своим собственным ребенком (даже не столько самой темой, сколько тем, что составляет часть его жизни) все-таки стоит. Тем более, что без подлинного интереса друг к другу хорошие взаимоотношения просто не возможны! Даже если то, что рассказывает ребенок, не очень вас интересует, можно и нужно заинтересоваться самим ребенком. Тогда использование «активного слушания» станет само собой разумеющимся. Возможно, что и Ваше отношение к детской истории несколько изменится. А в том, что ваши отношения с ребенком изменятся к лучшему — я уверена. Составитель: Попкова С.Е. Использованная литература: Т.Гордон "Тренинг эффективного родителя" Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|