|
Занятие 2 Ловушка для родителей или личная ответственность.Автор статьи: Попкова Светлана Евгеньевна
Воспитать Свободного, а значит Ответственного Человека может воспитать только Свободный и Ответственный Человек. Каждый человек в любой жизненной ситуации выбирает ту модель поведения и реализует ее теми способами, которые наиболее соответствуют его личному жизненному опыту: информированности, индивидуальным возможностям на данный момент жизни. Эту идею можно выразить следующим образом. Человек выбирает наиболее эффективное, по его мнению, поведение, исходя из индивидуального опыта и уровня информированности. При этом человек выбирает наилучший вариант возможного решения исходя из того, как он сам видит, воспринимает ситуацию, и опираясь при этом на свой собственный «арсенал возможных решений». Таким образом, предлагать кому-либо собственный способ решения его ситуации — это то же самое, что предлагать кому-то другому костюм (платье, пальто), сделанный по моим индивидуальным меркам. Кому-то, очень похожему на меня, возможно, и подойдет; во всех же остальных случаях это будет чужая одежда с чужого плеча. Возможностей решения сложной ситуации намного больше, чем кажется на первый взгляд. И среди новых, потенциально возможных решений, безусловно, есть более совершенные и эффективные. Выбор определенного варианта решения и принятие ответственности за последствия этого решения — это персональное дело самого человека. Если человек выбирает наиболее эффективные варианты поведения из того, что ему известно, правомочен вопрос: — Откуда мы берем образцы воспитания? Как мы выбираем ту или иную модель поведения в семейном кругу? (Задание для анализа дома) Многие родители бывают не сразу понимают, зачем размышлять о том, что, по их мнению, и так очевидно. Некоторые «Очевидные» и достаточно распространенные родительские подходы к воспитанию: — Меня родители воспитывали, не размышляя особенно что и как; и сделали это, я считаю, неплохо. Поскольку я не хуже своих родителей, то и с задачей воспитания собственных детей тоже справлюсь. — Мое дело — одеть, накормить, выучить (оплатить обучение). Пусть воспитанием учителя в школе занимаются или руководители детских кружков — им за это деньги платят. — Сколько себя помню — я сам себя воспитывал. Улица, то есть социальное окружение, и разнообразный жизненный опыт — мои основные университеты. Придет время — и моего ребенка точно так же жизнь воспитает, научит наилучшим для него образом. Несколько утрированное изложение этих знакомых всем нам взгляды, позволяют четко подчеркнуть их главную суть. При всей разности и, на первый взгляд, непохожести, все эти подходы объединяет одна общая деталь. Родители, сами того не осознавая, часто отказываются принимать на себя ответственность за воспитание своих детей. В первом случае ответственность отдается так называемому «социальному опыту», устоявшимся социальным стереотипам. — Смотри, как люди из поколения в поколение делают, как делали наши деды и отцы. Воссоздавай их опыт, и все будет хорошо. Во втором случае идет передача ответственности за воспитание ребенка специалистам: учителям, воспитателям, тренерам, психологам. — Есть люди, которых специально обучают основам правильного воспитания. Это их профессиональная обязанность. Пусть они и воспитывают. Очень часто наблюдается передача ответственности от одного родителя другому или другим членам семьи: бабушкам, дедушкам, старшим детям и т. д. — Пусть воспитанием мать (отец) занимается, а мне некогда. В третьем случае ответственность за воспитание ребенка передается самому ребенку и его жизненной ситуации. — Жизнь научит. Не торопитесь откреститься от каждого из описанных выше подходов: это не обо мне. На этот раз утверждаю действительно авторитетно: каждый из нас, родителей, в отдельных сложных жизненных ситуациях иногда выбирает какой-либо из упомянутых подходов. Выбирает тогда, когда не может найти подходящего, по его мнению, собственного способа педагогического влияния на ребенка. Тогда следующий вопрос: — Откуда мы берем образцы возможного педагогического влияния? Основными источниками имеющихся моделей семейного поведения являются: # приобретенный опыт нахождения в родительской семье и опыт построения собственной семьи; # наблюдения за окружением, «обмен опытом» с друзьями и знакомыми; # целенаправленное обучение «родительскому мастерству» по специализированной психолого-педагогической литературе или на разнообразных семинарах, курсах, тренингах; проведение целевых консультаций со специалистами. Как видим, этих источников недостаточно и много одновременно. Недостаточно, потому что в какой-то конкретной сложной ситуации вы, возможно, не сможете найти ни в одном из них готовый рецепт, однозначный ответ на больной вопрос: что делать и как это делать правильно? Много, потому что нельзя одновременно объять необъятное. И тогда мы, как правило, останавливаемся на каком-то одном проверенном способе решения ситуации, к которому нас подводит предыдущий опыт, совет подруги или разговор с преподавателем. Если следование посторонним советам и рекомендациям для вас является привычным, вы незаметно оказываетесь пойманными в ловушку ухода от ответственности за принятие собственных решений. В случае следования чужому совету мы пытаемся нести ответственность за последствия решения, которое было выработано не нами. В этом случае мы, как когда-то в школе, стараемся соответствовать какому-то гипотетическому образцу хорошего родителя и правильного воспитателя, оценивая собственные действия по какими-то малоосознанным стереотипным представлениям об этом самом хорошем родителе и правильном воспитателе. Вот и выходит, что и личный опыт нахождения в родительской семье, и опыт родителей, подруг, чтение литературы и работа со специалистами безусловно важны, но в тоже время безответсвенное следование за чужими мнениями, советами, рекомендациями могут быть в лучшем случае малоэффективными, а в худшем - опасными и непредсказуемыми в своих последствиях. Что же тогда делать? Это вопрос для осмысления самостоятельно. Удачи! Составитель: Попкова С.Е. Использованная литература: Е.Л.Мерзлякова "Как правильно общаться с ребенком. Уроки родителського мастерства" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|