Первый сексуальный опыт и репрезентация сознанию вытесненный образ ситуации принуждения

     Оценивая ассоциативные ответы индивида на стимулы соматической серии чернильных пятен  SIS-I  можно получить ценную информацию относительно самых сокровенных  мыслей  и чувств. В зависимости от того  как человек  воспринимает  многозначные изображения, раскрывается его образ видения мира и конкретной жизненной ситуации.  

      Имеются варианты в реакциях на стимулы испытуемых, свидетельствующие о наличии различных значимых  оснований. Акцентированные вербальные ответы, сопровождающиеся дополнительным обсуждением результатов, предполагают наличие у испытуемого аффективно - загруженного контекста личности, обогащенного  негативным опытом пережитой жизненной ситуацией. 

     В некоторых случаях  в ответах,  являющихся реакцией на стимул, может ярко возникать не осознаваемый, глубоко вытесненный в подсознание материал,  содержащий неприемлемую для личности информацию. С  другой стороны,  если испытуемый упорно не видит анатомический контекст карты, то факт соматического вытеснения можно считать  установленным.  Если  анатомический образ описывается испытуемым, и этот образ имеет необычную структуру, отличающуюся от образов, содержащихся в нормативных ответах, то  это может расцениваться как наличие реакции избегания, или вытеснения из сознания важной информации. Часто  ответы  напоминают свободные фантазии или сны. Во многих случаях испытуемый оценивает символическую, абстрактную форму пятна не сознательно, приписывая ему то, что волнует самого испытуемого. В этом случае мы сталкиваемся с персевирирующими образами. Персеверирующий образ - особый вид представлений - памяти, который возникает после сильного эмоционального  восприятия - однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью. Такова природа неосознаваемого,  вытесняемого в глубины бессознательного травмирующего материала. 

     Качественный контент-анализ позволяет оценить образный способ обработки информации индивидом. Такой анализ выявляет тоже внутреннее перцептивное  поле, что и анализ образов сновидений. Это происходит на континууме от иллюстративного ответа до иллюстративной метафоры. Иллюстративный ответ, это визуализируемая действительность, рациональная и реалистичная. Иллюстративная метафора - более  сложное понятие, которое сугубо индивидуализировано, она состоит из субъективных ассоциаций, связанных с прошлым опытом, интерпретации представленных фактов и их значений, и будущих ожиданий. Любой ответ на внешний многозначный рисованный стимул – субъективен и  восприятие пятна сугубо индивидуально, так как результат перцепции преломляется через внутреннее состояние – след пережитого опыта личности, и зависит также от состояния в данный момент времени.Первый сексуальный опыт и репрезентация сознанию вытесненный образ ситуации принуждения

   Пример ответов на многозначные стимулы, содержащие телесные структуры в   методике SIS-I Касселя, в которых отражается проблема молодой девушки,  вызванная её первым негативным сексуальным опытом.

-  Карта 1.Диван на двух ножках, рядом лежат тапочки.

     Ответ относится к категории не типичных образов. “Объект мебели на двух ножках” - символ неустойчивости, неопределенности ситуации. Первый же образ определяет тематическую локализацию и доминанту в сознании.

-   Карта 2 .  - Волк ловит то, что к нему гонит орел.

     В этом проецируется фрустрационная ситуация, в которой присутствует образ агрессивного хищника (волка), и второго хищника (в образе орла), что определяет фатальность  чего-то неизбежность и наличие двух хищников подчеркивает обреченность жертвы. Хищнику достается добыча, которая как бы сама приходит в его лапы, так как была загнана внешними обстоятельствами. Спасаясь от другого хищника, жертва сама обрекает себя. Другими словами, девушка проецирует пережитую ею жизненную ситуацию как навязанную ей из вне и независящую от её воли, как сложившихся стечений внешних обстоятельств, которые привели жертву в руки (лапы) сексуального совратителя.

-  Карта 3.  - Два человека подбрасывают камни,  ловят  их и снова подбрасывают.

     В ответе проецируется образ сексуального взаимодействия. Половой акт описывается в терминах психоаналитической теории. 

-  Карта 4. - Человек хочет куда-то спрыгнуть,  чтобы  на  него  не  свалилось что - то тяжелое, висящее прямо над ним.

     В ответе испытуемой присутствует депрессивный контекст, который по смыслу напоминает суицидальное действие. Спроецировано желание испытуемой таким способом  выйти из сложившейся ситуации, угрожающей её благополучию (прыжок вниз в пропасть,  как единственный выход из ситуации).

-  Карта 5. - Маг, управляющий пламенем. Черепаха, с хвостом как у рыбы, плывущая против течения.

     Ответ на стимул задаёт направление для когнитивного анализа. Представляется, что доминантный очаг возбуждения настолько сильный, что на его основе строится визуальный образ, который не опирается на содержание стимула, а выполняет функцию триггера для воспроизведения эмоционального следа памяти, содержащей образ сексуального принуждения. В ответе присутствует мотив фрустрации. “Черепаха,  плывущая против течения” - это образ женщины, которая столкнулась с жизненными проблемами, и пытается овладеть и проконтролировать ситуацию.  “Пламя”- это мужской символ. Ситуация управляется мужчиной, но женщина сопротивляется и пытается взять ситуацию под свой контроль.

-  Карта 6.  - Две могилы с одним надгробием.  Над   головой  -  покой.

     В ответе звучат сильно выраженные депрессивные нотки, отражающие разрушенные отношения между мужчиной и женщиной.

- Карта 7. - Женщина,  прыгающая вниз,  (вокруг неё огонь).  Слон, хобот которого в центре круга из огня.

     В ответе присутствует навязчивый  (второй раз упоминается) образ  падения,  как  символ,  отражающий  стремление  выйти из сложившейся ситуации. Также фраза может иметь  переносное метафорическое значение, понимаемое как “моральное падение”. Это также и сексуально окрашенный ответ. “Хобот” - фаллический образ. “Хобот слона в центре круга из огня”- ответ может отражать  негативный субъективный опыт болезненного сексуального взаимодействия. 

-  Карта 8.  - Сердце в грудной  клетке.   Два   дракона,    извергающие пламя.

     Сердце в груди - типичный ответ. Второй ответ - образ двух людей (мужчин).

-  Карта 9.  - Почки с камнями.  Велосипедист, едущий  на велосипеде вверх ногами.

    Первый ответ - анатомический,  указывающий на моче-половую систему, второй - чисто сексуальный образ, который очень сильно коррелирует с образом, полученным на третью карту.

-  Карта 10. - Пищеварительная система  человека (рот,  кишечник,    желудок, прямая кишка).

     Типичный, ничем не примечательный ответ. Содержащий образы нормальной анатомии.

-  Карта 11. - Ворота, расположенные посередине ограды.  Тропинка, как бы ведет к ним, но внезапно сворачивает.

     Сексуальный ответ, имеющий скрытый депрессивный контекст. “Тропинка, которая  внезапно сворачивает– это образ сомнения, образ измененного намерения.

- Карта 12.  - Кто-то нападает на женщину.

     Депрессивность, страх и агрессия, содержащиеся в этом ответе, являются проекцией проблемы, обусловленной негативным сексуальным опытом. 

- Карта 13. - Выколотая в стене голова царя.

     В этом, необычном для этой  карты  ответе,  представлен  образ  мужчины, имеющего власть. В тоже время, выколотая голова – образ, содержащий в себе агрессию защиты.

- Карта 14.- Пещера,   в  глубине  которой,  кто - то  есть  (женщина).      Зеркало,  в котором это отображается. Женщина  кажется  слепой. Причем голова у женщины без  лица.  

     В том проективном  ответе заложен глубокий депрессивный контекст, связанной с рефлексией и “потерей лица”.  В образе “слепой  женщины”  -  вытесненное  желание  избавится  от навязчивых воспоминаний, которые мучают жертву, а также, данный образ может пониматься в контексте уже сказанного, как оценка своей прошлой наивности и доверчивости.

- Карта 15.- Кости  древнего  динозавра.   Связанный  человек,  у которого на голове много париков.

     В   ответе   спроецировано   депрессивное  (кости динозавра)  и    фрустрационное (связанный человек) состояние, неискреннего человека, который  вынужден что-то серывать.

- Карта 16.  - Люди, лежащие на земле с мечами в спинах (мертвые). Маска  с   дикими  блестящими   глазами.    Мордочка  лисы.     Два    страуса,  подошедшие друг к  другу вплотную.

     В этих  ответах на  стимул присутствует депрессивный контекст, отражающий взаимоотношение двух людей (два мертвых человека). Повторно образ отражает неискренность людей (маска, мордочка хищной лисы).

-  Карта 17. - Черный человек с косичкой (злой).

       Негативное  отношение  к  мужчине подчеркивается  обозначением  цвета “черный”, и ещё более усиливается  характеристикой  - “злой”. Косичка может пониматься как фаллический образ.

-  Карта 18. - Шлем рыцаря с рогами.

     В ответе еще раз дается определение агрессивности мужчины, обозначением его орудий агрессии и защины “шлем с рогами”.

-   Карта 19.  - Женщины держатся друг за друга руками и танцуют.

     То, что в ответе представлен образ двух танцующих  женщин  - имеет важное симптоматическое, и, даже можно сказать, диагностическое значение, так как подобное поведение в танце может пониматься как проекция скрытых гомосексуальных наклонностей, или искаженных сексуальных влечений, быть может также проекцией отрицания и протестом против негативного опыта взаимоотношений с мужчиной. 

-   Карта 20. - Два,  танцующих человека.  Два  скачущих всадника,   держащихся за руки.  Что-то  единое  разбили на  две  половинки,  и  они падают,  отделяясь друг от друга.

     В ответе  ещё раз обозначаются два  человека,  скачущих  верхом, что   может расцениваться как  ответ, имеющий  сексуальное содержание (скачущие всадники ,  держащиеся  за руки)  с  нотками депрессивности и безысходной обреченности дальнейшего расставания (они падают, отделяясь друг от друга).

     Пртокол ответов на телесно-ориентированный стимульный ряд чернильных пятен методики SIS-I наглядно днмонстрирует возможности проективной методики извлекать из глубин бессознательного значимый для личности правмирующий материал. Методика призвана помочь психотерапевту более ощутимо “услышать” страдания индивида, его призыв о помощи как его  “внутренний крик“, который не только не доступен для восприятия другими людьми, но и  часто бывает скрыт от собственного сознательного понимания страдающего. Это “волшебное свойство” методики - проникать в глубины бессознательного, в своём роде уникально, и является специфической особенностью тестирования проективной телесно-ориентированной методикой. В силу того,что проективный метод основан на невербальной коммуникации, то он, способен более эффективно, в сравнении с вербальными бланковыми опросниками и тестами, проникать через “внешнюю оболочку“ психологической защиты человека, его контролируемых сознанием поведенческих проявлений в устной беседе.  Главное достоинство методики SIS то, что она может эффективно извлекать из глубин бессознательного вытесненный и запрещенный материал.

     Может показаться, что автор методики фанатичный адепт теории Зигмунда Фройда. Но, с другой стороны,  не так уж много личностных теорий или направлений в психологии и психопатологии, которые включали бы теоретические конструкты, содержащие и бессознательное, и символическое и телесное осознание. Хотя для одних исследователей такие понятия как соматическое вытеснение, страх кастрации, зависть к наличию пениса, Эдипов комплекс могут в наше время казаться архаичными или не модными, но для других - эти термины являются вербальными символами,  или  по  крайней  мере важными феноменологическими аспектами телесного осознания. В современной науке нет других всесторонне охватывающих, и более подходящих теорий и терминов, позволяющих глубже заглянуть в бессознательное человека.



Просмотров: 474
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Как определить красоту женщины? Моделируем свой неповторимый образ. Что важно учесть?
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Как образ “секс-бомбы” может помешать девушке быть счастливой в любовных отношениях?
  • Кулинария как образ жизни или мужчина, который готовит
  • «я образ» и «образ я в профессии" бухгалтеров и психологов на разных стадиях профессиональной жизни
  • Дерево как образ человека: опыт работы с метафорическими картами
  • "Образ женщины. Образ мамы. Почему не ладится с мужчинами"
  • Кто Я, если мне изменили? (Образ-Я как ключ к преодолению болезненных переживаний в ситуации измены)
  • Ресурсная Арт-терапия: Какими Мы видим образ своего ресурса и образ ресурса в групповом сознании?
  • Потеря волос как аналитический образ, его особенности
  • Планета Нептун как образ бессознательного
  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • В игре удача зависит от того, как как карта ляжет, в жизни – как карма
  • Образ ребенка в психотерапии как символ души
  • Коучинг- это искусство или особый образ жизни?
  • Образ и роль отца для женщины ( для мужчин у которых дочери)
  • Что ты чувствуешь? Как ответ на этот вопрос может сделать жизнь легче.
  • Образ Ассоль - как инициация женщины
  • Роль мамы как образ жизни женщины.
  • Образ врага, как ведущий принцип, как индивидуального, так и социального развития.
  • Шибко умная как тип личности. Собирательный образ.
  • Метафора как образ мира.
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Творческая мастерская "Дерево, как образ Человека"
  • Преферанс или жизнь? Как карта ляжет.
  • Созависимость – это болезнь или образ жизни?
  • Образ мечты как модели будущего и смысложизненные ориентации личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь