Продолжение статьи https://www.psyoffice.ru/article/emozhionalynoe_vospitanie_detey/
Что и как делать родителям в эмоциональном воспитании детей?
1.Начинать надо с себя -
понимать свои чувства и эмоции
Для понимания эмоционального состояния ребёнка родителю важно научиться распознавать свои чувства и эмоции т.е. признавать и определять свои эмоции и эмоции других людей. Если родители осознают и распознают свои чувства, им будет легче настраиваться на эмоциональное состояние своих детей.
Тем родителям, кто не умеют этого делать, необходимо этому учиться с помощью медитаций, разных форм творческого самовыражения (музыка, изобразительное творчество), ведения дневника чувств и эмоций и ещё одно необходимое условие, чтобы услышать себя-время от времени находиться в одиночестве, чтобы реализовывать всё вышеперечисленное.
2. Сближение с ребёнком через его эмоции и чувства
Дети выражают свои эмоции более интенсивно и открыто - часто бывают негативные эмоции захлёстывают через край и именно в этот момент ребёнок остро нуждается в помощи родителя. Через возможность успокоить расстроенного и огорчённого ребёнка, проявить к нему сочувствие, искренний интерес и озабоченность его проблемами родитель выстраивает с ним близкие отношения. Тем самым взрослый даёт знать ребёнку, что они(родители) - это его помощники и союзники в решении его проблем. Разделять с ребёнком его радостные эмоции и позитивные чувства тоже надо уметь. То есть быть с ребёнком, что называется, "и в горе и радости" - это один из важных кирпичиков в фундамент близких отношений родителей и детей.
3. Уметь выслушать и посочувствовать ребёнку
Выслушать и посочувствовать своему ребёнку - это значит быть на его волне и считывать язык его тела, жестов, мимику, слышать его дыхание, то что говорит. Выслушивать ребёнка надо не с высоты своего положения, а опуститься на его уровень - активное слушание. Обозначить чувства ребёнка, посочувствовать ему и рассказать аналогичную историю из своей жизни или опыт других людей - это то, что надо ребёнку. И это то, что не хватает некоторым родителям.
4. Помощь детям в различении и обозначении эмоций и чувств
Важно научить детей определять свои чувства и обозначать их словами, поскольку это даёт определённость и границы его непонятным переживаниям. Когда родитель говорит рассерженному ребёнку: "Ты сейчас злишься или сердишься?" - ребёнок переключается с эмоционального уровня на логический уровень.Это переключение помогает ребёнку успокоиться. Малыш узнаёт название чувства или эмоции, которые захватили его. Таким образом, ребёнок в процессе эмоционального воспитания знакомится с целой гаммой человеческих чувств.
5. Ограничить неприемлемое поведение ребёнка.
Этот пункт про установление границ дозволенного, а вернее недозволенного поведения - дети должны знать, что драться, обзываться, ломать игрушки, рвать книги и т.п. непозволительно. Например, в песочнице ребёнок построил домик или кулич, а другой взял и разрушил всё. Первый ребёнок разозлился и ударил сгоряча второго " Тебя разозлил поступок мальчика - я бы тоже разозлилась на твоём месте, но бить других неправильно. Подумай что бы ты ещё мог сделать в этой ситуации?" Тем самым родитель разделяет чувства и эмоции от поступков и есть другие способы выражения своих чувств. Если родители обозначают чётко границы недопустимого поведения (неэтичное, аморальное, противозаконное, асоциальное) и дадут послание ребёнку, что за такое поведение последует наказание, ребёнку будет легче адаптироваться в обществе, которое тоже живёт по установленным правилам и законам.
6. Родительская помощь
Это не значит, что родитель должен полностью взять на себя поиск и решение проблем ребёнка. К этому надо привлекать детей и выбор способа решения проблемы ребёнка зависит от возраста ребёнка. Так например, дошкольникам можно предложить игровой сюжет, тогда как младшим школьникам предлагаем написать варианты предполагаемых решений. Затем обсудить их с разных ракурсов и точек зрения: плюсы - минусы, приемлемо-неприемлемо, опасно - безопасно, подходит - не подходит, справедливо-несправедливо, не забывая о последствиях того или иного варианта.
Дайте ребёнку возможность выбрать свой вариант, при условии, что он безопасен. Если не получится или не сработает его выбранный вариант - ничего страшного в этом нет. Ребёнок учится на своих ошибках, анализирует их вместе с вами и идёт дальше пробовать другие варианты.
Статья написана по материалам книги " Эмоциональный интеллект ребёнка...." Джона Готтмана и Джоан Декле
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.