|
Во власти эмоций или власть над эмоциямиАвтор статьи: Баклагина Ольга Александровна
Ну что ж, друзья, вот и майские праздники не за горами, а с ними такие долгие хорошие выходные! Чем не повод порадоваться в преддверии прекрасных выходных: возможных выездов на природу в дружной компании с шашлыками или тихих прогулок по парку, уединения с увлекательной книгой, которую не хватало времени дочитать... Да, много чего можно сделать в эти праздники. А главное - поднять себе настроение! Научно говоря, обеспечить достаточно продолжительный позитивный эмоциональный процесс, образующий эмоциональный фон для протекания остальных психических процессов. Ведь когда настроение хорошее, то и эмоции (менее продолжительные процессы) то же, по большому счету, все больше хорошие. А может ли человек управлять своими эмоциями? Или же эмоции управляют нами? Давайте, разберемся.. Хочу немного поделиться своим практическим опытом в отношении эмоций. Все больше и больше людей в последнее время заявляют о своей эмоциональной нестабильности, неумении управлять эмоциями. Поведение человека становится похожим на поведение куклы-марионетки,когда какая-то сильная эмоция становится преобладающей. Что это? Состояние аффекта? Или же обычная социальная невоспитанность, бескультурье? Почему мы даем право своим эмоциям одерживать верх над своей личностью? Откуда, по-вашему, берутся панические атаки, фобии, зависимости? Действительно, наши эмоции возникают спонтанно, как ответ, как реакция организма на воздействие извне (или изнутри). Эмоции первичны. Развитие эмоций происходило естественным путем и эволюционировало вместе с человеком. Помните, на уроках биологии в старших классах изучали Ч.Дарвина? Так вот, в его теории об эволюционном происхождении эмоций сказано: "Проявление эмоций, например, когда от ужаса волосы встают дыбом, или когда в ярости оскаливаются зубы, можно понять, лишь предположив, что когда-то человек находился на гораздо более низкой ступени развития и был недалек от животных". Осмелюсь пердположить, что способностью испытывать эмоции наделены все животные. "Даже насекомые своим стрекотанием могут выражать ярость, ужас, ревность и любовь" (Ч.Дарвин "Выражение эмоций у человека и животных"). Описание физиологических механизмов эмоций довольно сложно, однако стоит знать, что это древние процессы, которые протекают в подкорковых центрах и вегетативной нервной системе и процессы высшей нервной деятельности, протекающие в коре головного мозга, при господстве (что важно для человека) последних. В этом отношении мы - не животные. Мы можем управлять своими эмоциональными состояниями. Почему же мы позволяем той или иной эмоции одерживать верх, превращая нас в марионеток? Где высшая нервная деятельность человека - процессы саморегуляции, воли, способности к самоконтролю, адаптации к изменившимся условиям, гибкости поведения, социальности? Очень часто, позволяя эмоции преобладать над разумом, человек соответственно не в состоянии контролировать ни само проявление эмоции, ни свои действия, как ответ тела под ее влиянием. Отсюда панические атаки, фобии, экспрессивные формы поведения. Доставляет ли это неудобства? Да, огромные. Большинство обращающихся людей страдают именно от телесного проявления вышедшей из под контроля эмоции.Есть ли выход? Конечно, вернуться (или обучиться) к способности регулировать свои эмоции. Этому обучаемся, применяя соответствующие упражнения, которые даются на сеансах, человек так же учится их делать самостоятельно для саморегуляции.Человек - не марионетка, но и не робот. Мы живы. Мы можем испытывать разные эмоции: и позитивные, и негативные. И те, и другие важны и нужны. Это - наша энергия, энергия жизни. Не бывает эмоций хороших и плохих. Это немножко похоже на батарейку с двумя полюсами - положительным и отрицательным. Если оба полюса исправны, оба работают хорошо, то и батарейка полна энергии, а человек - жизни. Во всем важна гармония, уравновешенность, своя норма. Все это есть в каждом человеке. И очень важно это найти и включить в работу, т.о. включая механизм саморегуляции. Есть такая притча о несчастном человеке, неумеющим гармонично управлять своими мыслями и волей. Человек пришел к учителю и пожаловался ему: - Я так несчастен...Наверное, я - плохой человек. - Ты, не плохой человек, но тебе нужно измениться. - Как же так? Если я - не плохой, то зачем мне меняться? -Давай-ка лучше я тебе покажу, - посоветовал учитель. Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию. Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к губам, стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не выходило. - Видишь, что получается, - сказал учитель. - А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной. Что же изменится? Играть будешь тот же ты, и свирель будет той же, и руки, и воздух, но... Это будет совершенно другая музыка, которая будет успокаивать, лечить и возносить душу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|