|
Профилактика компьютерной зависимости младших школьников. Чем может помочь учитель?Автор статьи: Оленникова Виктория
Наверное, этот вопрос задавали себе многие взрослые.. Родители могут ограничить время, проводимое за компьютером – и дети действительно нуждаются в таких правилах, хотя бы для того, чтобы соблюсти нормы нагрузки на зрение (в возрасте 7-8 лет она составляет максимум 40 минут в день, к 9-му классу доходит до часа-полутора). А чем в этом случае может помочь ребенку учитель? Основной задачей младшего школьного возраста психологи считают развитие произвольности собственного поведения. Прежде всего, это связано с поступлением ребенка в школу и изменением его статуса: теперь он ученик и обязан соответствовать предъявляемым ко всем ученикам требованиям. Однако дети данного возраста активно осваивают не только социальные требования и границы, но и границы собственного «Я». Часто, в совместных играх они соревнуются в том, «кто самый ловкий», «самый быстрый», «самый красивый» и т.д. Эта соревновательность детей младшего школьного возраста отражает потребность в определении тех своих качеств, на которые ребенок может самостоятельно оказывать воздействие. С поступлением ребенка в школу самовоздействие, самоизменение должно стать основным содержанием большинства форм его деятельности (конечно, нельзя исключать и другие, в которых ребенок просто отвлекается, например, игру) Ребенку этого возраста просто необходима ситуация успеха – переживание того, что приложив усилия, он может научиться чему-то полезному, получившему хорошую оценку у других. Также необходимо терпеливое, мудрое отношение взрослого, понимающего, что не все получается сразу - тогда ребенок приобретает уверенность в том, что он «хороший» и эту способность – быть хорошим, достигать, у него никто не отнимет. А как связаны возрастные задачи младшего школьного возраста с компьютерной зависимостью? Наверное, не нуждается в доказательстве положение, что гораздо проще не корректировать уже сформировавшуюся привычку, а предупредить ее или принять меры "в самом начале". И основной причиной формирования компьютерной зависимости у ребенка младшего школьного возраста психологи считают его неуспешность, которая заставляет отклониться от нормального пути развития и решения возрастной задачи. Учителя, наверное, хорошо знают о так называемых дефицитарных качествах личности, лежащих в основе школьных неврозов. Состояние ребенка, попавшего в ловушку такого невроза, хорошо передает метафора ножниц. Его настроение нестабильно, зависит от внешней оценки, которую, к тому же, ребенок не может изменить сам, без помощи взрослого. «Хочу, чтобы у меня все получалось, но не верю, что может получится что-то еще, кроме того, что я уже умею» - примерно так можно его описать.. Выделяют следующие дефицитарные качества личности: - Ориентация на ошибки. Она возникает тогда, когда взрослые, а затем и сам ребенок, оценивают его действие по ошибкам в результате. Страх допустить ошибку тормозит проявления инициативы школьника. Он становится пассивным, не проявляет живого интереса к учебе и другим видам деятельности, в которой его могут оценивать. "А за компьютером можно делать то, что хочешь и то, что получается" - мысли могут быть такими. Взрослый в этом случае должен учить ребенка видеть познавательное значение ошибки: ошибка дает возможность сделать в следующий раз правильно. «На ошибках учатся», это не страшно. Заметив, например, что ученик боится совершить ошибку (некоторые дети плачут, видя собственные недочеты), учитель может объяснить, что, ошибаясь, человек накапливает опыт, учится исправлять ошибки и становится мудрее. Даже ошибка может сделать человека лучше, а вот бездействие и бегство от трудностей – никогда. Здесь может быть полезным рассказать детям притчу о двух лягушках и кувшине с молоком. Ведь выигрывает только тот, кто не сдается, несмотря на кажующуюся непосильность задачи. - Недооценка себя, неуверенность в себе. Такие дети постоянно уклоняются от ситуаций напряжения, от ответственности, так как считают, что не справятся. Неуверенность возникает тогда, когда взрослые постоянно объясняют неудачи ребенка его глупостью, невнимательностью, невезением («все у тебя вечно не так»), а успехи – случайностью. Выражение «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» хорошо передает специфику этой неуверенности. "Зачем тратить силы, если все равно не получается, а в игре все легко" - может думать ребенок, и избегать при этом любой активности, кроме игровой. Преодоление неуверенности возможно через создание ситуаций успеха и одобрение при малейшем успехе. Учитель может помочь такому ребенку, сравнивая его не с другими, а с самим собой: «Посмотри, раньше тебе никак не давались эти задачки, а теперь ты умеешь их решать!» - Сокращенная жизненная перспектива. Такие дети легко поддаются влиянию других, во всем ждут подсказки взрослого или ориентируются на сверстника. "Я и сам не знаю, чего хочу, захватило" - возможны такие мысли. Почему некоторые дети справляются со школьной программой, адаптируются в школе, взрослеют, а некоторым это дается с большим трудом? Ответ может быть таким - в настоящее время существует достаточно большая вариативность в программах обучения, и возможность их выбора. Это, с одной стороны, делает образование более гибким, а с другой – неверный выбор программы обучения может сильно осложнить развитие ребенка. И сокращенная жизненная перспектива – ни что иное, как несформированность основных учебных действий, особенно планирования. Если планомерное обучение тому, как организовывать свои действия может помочь некоторым детям компенсировать недостаток внимания (неусидчивость, неспособность концентрироваться) – не сразу, конечно, в течение начальной школы – то лишенные такой опоры дети могут действительно стать неуспешными в учебе. И могут стремиться убежать от непосильного груза. Для коррекции их состояния может потребоваться помощь других специалистов (психолога, невролога). А учитель, найдя верных подход к такому ребенку, окажет ему, тем самым, неоценимую услугу. Вот некоторые рекомендации для общения с такими детьми: Прежде всего, стоит помнить, что на детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания и у которых не сформирована произвольность поведения, нельзя повышать голос. Довольно часто они болезненно ранимы, и крик действует на них «парализующе». Таким детям лучше сидеть на первой парте. Если они чувствуют, что их контролируют (в отличие от ситуации, когда предоставлены сами себе), то стараются и лучше справляются с заданиями. Обусловлена эта особенность трудностями с самоконтролем. Для того, чтобы такой ребенок научился себя контролировать, вначале эту функцию продолжительное время должен осуществлять взрослый. Большие задания (с которыми, тем не менее, другие дети могут успешно справляться) лучше дробить на части, и контролировать их выполнение. За хорошо выполненное задание такого ребенка стоит похвалить – он обязательно оценит это, и, в следующий раз, будет стараться. Преодоление сокращенной жизненной перспективы возможно через развитие самостоятельности детей: необходимо как через дозирование помощи, так и стимулирование к самостоятельным действиям, а также планированию своих действий. Например, родителям полезно учить такого ребенка составлять ориентировочный план на день: «Давай составим план на сегодня, чем ты будешь заниматься». Этого плана лучше придерживаться, но не обязательно выполнять все его пункты «во что бы то ни стало». Главное – помочь ребенку выделить, какие дела ему сегодня нужно сделать, помочь выделить время для отдыха и общения с друзьями и близкими, а после – помочь оценить, что сегодня получилось, а что нет. Каждый день родителю полезно проговаривать следующее «Давай посмотрим, какие пункты плана ты реализовал, какие не получилось, а какие – частично? И почему так получилось? А как это можно исправить в следующий раз?» (например, включать в план меньше пунктов, правильнее распределять время, не назначать на одно и то же время несколько дел и т.д.) Это планирование лучше ввести в привычку, не ограничиваясь несколькими демонстрациями того, как распределять свое время. Родителям также стоит помнить, что совместные планы (например, поездка на дачу, поход в поликлинику и т.д.) с такими детьми лучше проговаривать заранее, для того, чтобы у них было время настроиться и подготовиться важным событиям. Необходимо так же постепенно сокращать объем помощи ребенку – по мере того, как он начинает справляться с заданиями сам. «Посмотри, у тебя получается и без моей помощи.. » Только такая кропотливая и планомерная работа, в конце концов даст результат, и поможет ребенку развить необходимую способность к самостоятельным целенаправленным действиям. - Ограниченный языковой код. В этом случае ребенок судит о своих способностях и способностях других только по школьным оценкам. Или, может быть, ценность другого определяется какой-то вещью либо отдельным качеством, которое у него есть. Ребенок как бы не видит другого человека в его целостности, да и не старается увидеть. Мир становится черно-белым, его правила, на первый взгляд, простыми и понятными, но именно это и заставляет ребенка страдать. Как правило, такие дети не умеют выстраивать дружеских отношений, их общение может сводиться к модели «доминирование –подчинение», они могут стремиться к популярности в классе, положению лидера, и «изводить» родителей тем, что «у одноклассников уже есть новый телефон, а у меня еще нет», к примеру. В игру таких детей также, чаще всего, приводят соображение престижа. "Все играют, это классно. А я не хуже" - ребенок может думать и так. Ограниченность эту можно и нужно преодолевать, показывая ребенку разные качества других людей и его самого, которые проявляются во взаимоотношениях с другими, в действиях других. И учителя, и родители могут стимулировать детей к тому, чтобы стараться выделять различные качества человека. «У каждого есть и достоинства, и недостатки, и важно уметь свои недостатки замечать, стремиться их преодолеть». Полезны обсуждения тем, которые могут показаться даже философскими.. Что такое дружба? Кого можно назвать настоящим другом? Кого можно назвать умным? Мудрым? Смелым? А каким бы хотел быть ты? Какие из перечисленных качеств у тебя уже есть, а какие ты хотел бы приобрести? У кого из класса или твоих друзей ты мог бы этим качествам поучиться? А кто научил их? В этом случае также полезно общение с разными людьми – родителям можно порекомендовать показать таким детям разные стили общения, разные уклады жизни (в этом могут помочь поездки к родственникам, посещение различных кружков, детских спектаклей и т.д.) Обобщим, что профилактика компьютерной зависимости среди младших школьников основана на необходимости включать ребенка в разнообразные виды деятельности. Необходимо это для того, чтобы сформировать у ребенка устойчивое убеждение в том, что своими действиями он может изменять себя к лучшему: он постарается, и сможет хорошо учиться, достигать успехов в спорте, творчестве и т.д. И этот успех - не просто случайность или везение, это результат усилий самого школьника. Он достиг успеха благодаря своему трудолюбию, старанию. Эта способность достигать успеха всегда будет с ним и поможет ему в том, чтобы узнать других людей и мир. И это гораздо интереснее, чем ограничивать себя общением с компьютером. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|