Стили пищевого поведения, их связь с личностными особенностями, пути коррекции.

В книге  Светланы Бронниковой «Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть» приводится описание трёх основных стилей пищевого поведения. Я предлагаю провести параллель между личностными особенностями людей и их стилем пищевого поведения. Так же я пишу на что должна быть направлена психологическая коррекция в этих случаях. Я считаю, что если корректировать личностные особенности, то стиль питания начнёт меняться как бы "сам собой".

Описание пищевых стилей и психологические характеристики их обладателей дано в их крайнем, полярном выражении. В реальной жизни "чистые" стили встречаются редко, чаще мы сталкиваемся со смешанными стилями с преобладанием отдельных черт и тенденций.

Первый стиль - «Осторожный едок»

Помешан на здоровом питании, как он его себе представляет. Не смешивает белки с углеводами, а углеводы с жирами. Не ест простых углеводов, ГМО или ест только органическую пищу. Практикует сыроедение или вегетарианство. Закупка продуктов на неделю – приключение на полдня, поскольку состав каждого купленного продукта изучается с особым тщанием. Супермаркет для осторожного едока – примерно то же, что заминированное поле для сапера. Выставленные на полках продукты способны отравить его хрупкий организм за считаные минуты. Где‑то, среди этих жидких, сыпучих, сладких и острых ядов, спрятаны те самые три‑четыре наименования, которые относительно безопасны. Осторожный едок мужественно пробирается среди враждебных полок в отчаянных поисках съедобного...

 

Представим себе личностные особенности такого человека. Маниакальная аккуратность, высокая тревожность, неуверенность в себе, паранояльность. С большой вероятностью, такой человек не имеет семьи и партнера (в крайнем своем проявлении), одинок, склонен к индивидуальным видам деятельности. Работает с механизмами, бумагами, с людьми ему работать и взаимодействовать сложно, его круг общения ограничен. Мир в целом кажется небезопасным, требующим постоянного контроля и проверки "на прочность".

С психологической точки зрения можно говорить о недостатке безопасности и доверия к миру. Скорее всего, в детстве происходило что-то, что нарушило базовую безопасность - нежеланный ребенок, угроза прерывания беременности, тревожная мама, неблагополучная семейная ситуация, ставившая под вопрос его существование,  болезни в раннем возрасте и пр.  Коррекция такого случая и должна быть направлена в первую очередь на усиление чувства безопасности, уменьшение тревожности

 Второй стиль - «Профессиональный едок»

 "Его легко опознать – это человек, который всегда на диете. Он в курсе всех новых диетических нововведений, он читал только что вышедшую книгу модного диетолога. Если вам взбрело в голову узнать, сколько килокалорий в горсточке муравьев – позвоните ему, он в курсе. Эти люди определяют калорийность и жирность продуктов, едва взглянув на них, безошибочно считают хлебные единицы. Если осторожный едок все время напряженно думает о еде, то «профессионал» все время считает. Он может не помнить, что именно он съел за ужином, но отлично представляет себе, сколько килокалорий «весил» его ужин...

 

  Личная история профессионального едока не содержит такой сильной угрожающей жизни ситуации. Скорее, это смутная фоновая угроза, присутствующая довольно долго в его жизни. Мама, которая не принимает своего ребёнка, которая испытывает к нему противоречивые чувства, она злится на него, потому что думает, что он испортил ей жизнь, потому что он получился не таким "удачным" и (или) беспроблемным, как бы ей хотелось, потому что материнство оказалось более тяжёлой обузой, чем она думала. Ребёнком его обвиняют в неудачах мамы (папы), он чувствует, что он "не такой", "не подходящий", "бракованный" и все время старается стать лучше, исправиться, чтобы получить любовь и принятие. Вот и во взрослой жизни это стремление канализировалось в желание стать более худым, чтобы поучить любовь и принятие. Такие люди склонны брать на себя чрезмерную ответственность в отношениях, на работе, в неудачах винить себя. Самое важное для них - получить одобрение, которое, по сути, стало (пытается быть) заменой любви и безусловного принятия, не полученного в детстве. В отношениях они умеют только отдавать, не умея брать.  Поэтому их близкие люди характеризуются потребительским отношением. То, чего не удаётся получить в отношениях, приходится компенсировать едой. Скорее всего, еда - это один из немногих, а иногда и единственный способ что-то получить от окружающего мира. Но, в картине мира этих людей "ничего не даётся бесплатно", и за удовольствие поесть они "расплачиваются" лишними килограммами и диетами. Все, что даёт им окружающий мир "отравлено", как все, что давалось им их мамами было "отравлено" злостью и недовольством. Отсюда и отношение к еде, как к врагу, которого нужно победить. Так же они относятся и к своему окружению. Во всех действиях ищут подвох, не верят в искренность любви, не доверяют. В отличие от "осторожного типа" у которого генерализованная тревога - все как в тумане и все опасно, тут есть дифференциация. То есть, я точно знаю кто и что плохое мне сделает и где мне ожидать подвоха.  С точки зрения переживаний доминирует враждебность, которая маскирует страх быть отвергнутым, брошенным, обманутым. Мир враждебен ко мне, и я враждебен к миру.

Основная линия психологической коррекции - это работа над отношениями обмена, над тем, можно ли брать что-то и как это брать. И работа с доверием к другим людям.

 Третий стиль - «Беспечный едок»

 Едоки на бегу, люди, питающиеся, не отрываясь от рабочего процесса, уткнувшись в экран ТВ, телефон, компьютер – вот примеры беспечных едоков. Беспечный едок не чувствует вкуса пищи, зачастую даже не осознает, сколько и что он только что съел. Среди беспечных едоков можно выделить следующие варианты:

– Хаотичный

– Безотказный

– Член «Общества чистых тарелок». 

– Эмоциональный едок.

 История развития такого человека гораздо более благополучная, чем в предыдущих случаях. В раннем детском возрасте он получил достаточно  любви и базовой безопасности, поэтому имеет безусловное разрешение есть. Мир в целом и еда в частности для него представляется безопасным местом. Даже чересчур безопасным. У такого человека проблема с границами и дифференциацией. Он как будто в чем-то так и остался в возрасте одно-трехлетнего карапуза, которым все умиляются и мир радостно открывает ему свои объятия. Он чрезмерно доверчив, все люди кажутся ему друзьями и родственниками, он ни на кого не злится и удивляется, когда злятся на него, так же с удивлением он сталкивается с опасностями этого мира, свято веря, что это какая-то ошибка и случайность. Так же как он не замечает что и как он ест, не замечает голоден он или сыт, так и не замечает других событий в его жизни. Свои желания он не отделяет от желаний других людей, и наоборот. Часто это очень компанейские люди, имеющие множество друзей и знакомых, действующие в интересах других людей и забывающие о себе, потому что они не отделяют себя от окружения. Они с трудом переживают конфликты, стараются избегать их, часто поступаясь своими интересами ради поддержания отношений. У этих людей не решена проблема сепарации (отделения). Психологическая коррекция здесь - это работа над созданием границ с другими людьми, осознание себя отдельной личностью, своих интересов и желаний, своего эмоционального и физиологического состояния.

 

 

 



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Устала, что всегда все "по его"? Учись манипуляции!
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Предают близкие люди, что со мной не так?" - вопрос от подписчика
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Что такое "двойное послание", и как это отражается на отношениях.
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Мои "пять копеек" о том, что все психологи работают только ради денег.
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Стиль питания "Хаотичный едок". Едите на ходу?
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Что такое "личные границы" и как они проявляются в отношениях?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь