|
Стили пищевого поведения, их связь с личностными особенностями, пути коррекции.Автор статьи: Умнова Мария Сергеевна
В книге Светланы Бронниковой «Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть» приводится описание трёх основных стилей пищевого поведения. Я предлагаю провести параллель между личностными особенностями людей и их стилем пищевого поведения. Так же я пишу на что должна быть направлена психологическая коррекция в этих случаях. Я считаю, что если корректировать личностные особенности, то стиль питания начнёт меняться как бы "сам собой". Описание пищевых стилей и психологические характеристики их обладателей дано в их крайнем, полярном выражении. В реальной жизни "чистые" стили встречаются редко, чаще мы сталкиваемся со смешанными стилями с преобладанием отдельных черт и тенденций. Первый стиль - «Осторожный едок»
Представим себе личностные особенности такого человека. Маниакальная аккуратность, высокая тревожность, неуверенность в себе, паранояльность. С большой вероятностью, такой человек не имеет семьи и партнера (в крайнем своем проявлении), одинок, склонен к индивидуальным видам деятельности. Работает с механизмами, бумагами, с людьми ему работать и взаимодействовать сложно, его круг общения ограничен. Мир в целом кажется небезопасным, требующим постоянного контроля и проверки "на прочность". С психологической точки зрения можно говорить о недостатке безопасности и доверия к миру. Скорее всего, в детстве происходило что-то, что нарушило базовую безопасность - нежеланный ребенок, угроза прерывания беременности, тревожная мама, неблагополучная семейная ситуация, ставившая под вопрос его существование, болезни в раннем возрасте и пр. Коррекция такого случая и должна быть направлена в первую очередь на усиление чувства безопасности, уменьшение тревожности Второй стиль - «Профессиональный едок»
Личная история профессионального едока не содержит такой сильной угрожающей жизни ситуации. Скорее, это смутная фоновая угроза, присутствующая довольно долго в его жизни. Мама, которая не принимает своего ребёнка, которая испытывает к нему противоречивые чувства, она злится на него, потому что думает, что он испортил ей жизнь, потому что он получился не таким "удачным" и (или) беспроблемным, как бы ей хотелось, потому что материнство оказалось более тяжёлой обузой, чем она думала. Ребёнком его обвиняют в неудачах мамы (папы), он чувствует, что он "не такой", "не подходящий", "бракованный" и все время старается стать лучше, исправиться, чтобы получить любовь и принятие. Вот и во взрослой жизни это стремление канализировалось в желание стать более худым, чтобы поучить любовь и принятие. Такие люди склонны брать на себя чрезмерную ответственность в отношениях, на работе, в неудачах винить себя. Самое важное для них - получить одобрение, которое, по сути, стало (пытается быть) заменой любви и безусловного принятия, не полученного в детстве. В отношениях они умеют только отдавать, не умея брать. Поэтому их близкие люди характеризуются потребительским отношением. То, чего не удаётся получить в отношениях, приходится компенсировать едой. Скорее всего, еда - это один из немногих, а иногда и единственный способ что-то получить от окружающего мира. Но, в картине мира этих людей "ничего не даётся бесплатно", и за удовольствие поесть они "расплачиваются" лишними килограммами и диетами. Все, что даёт им окружающий мир "отравлено", как все, что давалось им их мамами было "отравлено" злостью и недовольством. Отсюда и отношение к еде, как к врагу, которого нужно победить. Так же они относятся и к своему окружению. Во всех действиях ищут подвох, не верят в искренность любви, не доверяют. В отличие от "осторожного типа" у которого генерализованная тревога - все как в тумане и все опасно, тут есть дифференциация. То есть, я точно знаю кто и что плохое мне сделает и где мне ожидать подвоха. С точки зрения переживаний доминирует враждебность, которая маскирует страх быть отвергнутым, брошенным, обманутым. Мир враждебен ко мне, и я враждебен к миру. Основная линия психологической коррекции - это работа над отношениями обмена, над тем, можно ли брать что-то и как это брать. И работа с доверием к другим людям. Третий стиль - «Беспечный едок»
История развития такого человека гораздо более благополучная, чем в предыдущих случаях. В раннем детском возрасте он получил достаточно любви и базовой безопасности, поэтому имеет безусловное разрешение есть. Мир в целом и еда в частности для него представляется безопасным местом. Даже чересчур безопасным. У такого человека проблема с границами и дифференциацией. Он как будто в чем-то так и остался в возрасте одно-трехлетнего карапуза, которым все умиляются и мир радостно открывает ему свои объятия. Он чрезмерно доверчив, все люди кажутся ему друзьями и родственниками, он ни на кого не злится и удивляется, когда злятся на него, так же с удивлением он сталкивается с опасностями этого мира, свято веря, что это какая-то ошибка и случайность. Так же как он не замечает что и как он ест, не замечает голоден он или сыт, так и не замечает других событий в его жизни. Свои желания он не отделяет от желаний других людей, и наоборот. Часто это очень компанейские люди, имеющие множество друзей и знакомых, действующие в интересах других людей и забывающие о себе, потому что они не отделяют себя от окружения. Они с трудом переживают конфликты, стараются избегать их, часто поступаясь своими интересами ради поддержания отношений. У этих людей не решена проблема сепарации (отделения). Психологическая коррекция здесь - это работа над созданием границ с другими людьми, осознание себя отдельной личностью, своих интересов и желаний, своего эмоционального и физиологического состояния.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|