|
Волк свинье не товарищАвтор статьи: Габелев Евгений Павлович
Я ужасный серый волк, в поросятах знаю толк…* …
До двадцатого века мы верили, что человек совершивший злодейство потом страдает и мечется как Раскольников… а после двадцатого века мы знаем, что можно днем убить десятки людей, а вечером пойти в театр.** …
Многие из вещей, здесь описанных, действительно происходили… и это пожалуй самое удивительное во всей этой истории. Другие же вполне могли произойти, повернись жизнь чуть-чуть иначе… либо происходили в другой, параллельной реальности. И все это причудливо переплелось…
Ну а что вы хотели от сказки. …
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ПРЕДВАРЯЮЩАЯ
О том, как говорить со свиньями, и чем может кончится ни к чему с виду не обязывающий философский спор с волком... а еще, кое-что о современной драме и неразрешимых парадоксах жизни. …
ПРЕДЫСТОРИЯ
Недавно мне встретилась группа образованных, умных и добрых людей, ранее мне отчасти знакомых, и вышло так, что мы разговорились. И эти добрые люди рассказали мне, что читали уже многие мои статьи, но ничего в них не поняли, и злы из-за этого на меня, вместо того чтобы сетовать на свой ум…
Они сказали, что долго думали над смыслом слов мной ранее написанных, и поняли как мне отомстить. Они сообщили мне многие из своих придумок, и мы вместе радовались их находчивости и чувству юмора. Естественно, многое в их речах было по-настоящему обидно, и я искренне негодовал.
Так продолжалось еще какое-то время, а когда эти прекрасные люди вдоволь наговорились, я порубил их на мелкие кусочки, тщательно обжарил и съел. А потом пошел в театр. И посмотрел там новую версию Трех Поросят.
Интересно, а что еще они ожидали…*** …
О Трех Порсятах и Сером Волке я вам сейчас и расскажу… а заодно, о таинстве Троицы, и способах интерпретации троичных структур, столь часто появляющихся в мифах, сказках и снах самых разных племен, что впору искать заговор.
Итак, повесть о человеческом свинстве, мистической троице, и загадочной роли волка… и о древнем зле, спящем в нас…**** …
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Трудно сыскать занятие более неблагодарное, чем пересказ фильма… за вычетом разве что попытки пересказать театральную пьесу… чем я далее и озабочусь, надо полагать назло судьбе… а по ходу действия расскажу, какое это имеет отношение к нам и нашей простой повседневной жизни…
Новую версию сказки про трех поросят поставил режиссер Александр Ряписов по пьесе русско-германского драматурга Сергея Руббе специально для исследовательского проекта Драма-толк, о котором я недавно уже писал, так что не стану повторяться… и вот что за зрелище предстало публике…
Лес, простой русский лес, и в нем живут три молодых свиньи, видимо братья или любовники… так или иначе их что-то связывает. Они наивны и просты, как принято у русских… я не говорил «у русских свиней», вам показалось…
И где-то поблизости бродит волк. …
При этом в поросятах то и дело проглядывают знакомые черты гайдаевских трех богатырей – Труса, Балбеса и Бывалого, да и волк иногда отдает леоновским Доцентом… или как минимум, очаровательным Шуриком.
Остается догадываться, что здесь от режиссерского стеба, а что от эмигрантского коварства драматурга. Плюс наше общее коллективное бессознательное...***** …
СВИНСТВО
Один из молодых свиней, а наверно лучше сказать свинов, судя по всему старший, выбился в люди… оставшись в душе все той же лесной свиньей. У него есть прекрасный каменный коттедж с евроремонтом и он каждый день ест кашу из желудей… но в его жизни нет любви и высшего смысла.
Братья свина, как водится у русских людей, живут в лесу в непролазной грязи, то есть в тех условиях, где им привычнее и милей, и не предпринимают ничего, чтобы изменить свой социальный статус. Более того, мысль об этом не приходит им в голову. В их судьбе тоже нет ни смысла ни любви.
Зато братья-свиньи очень любят свою великую Родину… то есть, ту непролазную мрачную глушь, где они обитают с детства и не ведают и не хотят иного… и им смешны все потуги их благополучного брата.
Естественно, они его презирают. …
Страдая, старший хочет переселить братьев к себе… а потом подчинить своей власти. Встретив отказ, он переодевается в волчью шкуру и бродит по лесу, пугая их… и на время получает желанное. Но вот обман вскрыт.******
Разоблаченный готов от стыда ослепить себя и уйти в лес… но братья прощают его, и логика сюжета так и не достигает античного накала.******* …
ЧАСТЬ ВТОРАЯ, СОКРОВЕННАЯ
О том, что такое счастье и почему ради его достижения нам требуется сделать несчастным кого-то другого… и о глубокой психологической подоплеке некоторых давно известных сказок. …
СЕМЬЯ
Начав с очевидного, это история о простом человеческом одиночестве… и тех совершенно негодных средствах, с помощью которых люди пытаются от него избавиться и обрести уважение, любовь и смысл. Мы хотим любви, хотим стать частью племени… пусть даже это будет племя свиней.
Нет в жизни стремления более сильного, обманчивого и подлого… если не считать само стремление оставаться живым… и ради его реализации человек готов вести себя как законченная свинья. Обманывать, шантажировать и подкупать. Запугивать тех кого любит, и навязчиво подчинять себе…
Все это мы раз за разом наблюдаем в семьях, компаниях друзей и общественных структурах самого разного толка… и даже в международной политике. Как мы выясним в дальнейшем, все это лежит слишком глубоко…
И дело тут совсем не в свиньях. …
Особенностью, привносящей в старую сказку совершенно иной смысл, является то, что волк оказывается одним из трех поросят… и никакого другого волка не существует. Но я все равно ждал, что он придет…
Потомучто, в душе оставаясь доверчивыми детьми, мы все-таки взрослые, и знаем что волк совершенно реален. …
ОБОРОТЕНЬ
Волк… бесконечно древнее стремление к злу… стремление, из века в век превращающее миллионы людей в диких зверей… и даже во что-то бесконечно худшее чем зверь, ибо животное не способно стать кем-то иным нежели есть, и не ведает сознательной злости… а мы знаем, и даже имеем совесть.
Таким образом, человек пребывает в парадоксальной ситуации. И жизнь его есть выбор меж прозябанием свиньи и алчной лютостью голодного волка… а отнюдь не выбор меж высшей долей отважного Воина и темным путем Мага… как бы мы ни хотели ублажать себя иллюзией собственной исключительности.
По меткому замечанию одного политика, неудачник это тот, кто из двух зол выбирает оба… и многие делают именно это. Они могут быть волком и свиньей одновременно, ловко скользя из одной роли в другую...
Что еще раз доказывает уникальность человеческой природы. …
Родители любят детей и ради их будущего счастья запугивают и унижают их… влюбленные мучают друг друга, чтобы быть вместе… правительство давит народ, заботясь о благе граждан и преуспеянии отечества.
Все это такое родное и привычное… но почему-то всюду где беда, проявляются троичные структуры. Словно это число проклято. …
БРАТ
Обратившись к сказаниям старины мы обнаружим что архетип трех ревнующих, любящих и ненавидящих друг друга братьев распространен в них до крайности широко. Начиная со сказок о Коньке-горбунке, Коте-в-сапогах и многих иных, где два брата-недотепы сговариваются против третьего.
Естественно, по неотвратимой логике сюжета, оскорбленный брат превращается в волка… хотя изначально всего лишь хочет любви и мечтает быть частью семьи. Как правило превращение не так буквально, и обиженный обретает Магического Помощника, который за него расправляется с братьями.
Тактика, для свиней обычная. Грязную работу исполняет другой, виновник же тем временем потирает руки и наслаждается страданиями ближних, чтобы в нужный момент появиться из кустов весь в белом.
А вы говорите, современная политика. …
Практически то же самое проделывает и главный герой нашей пьесы, обретя магического помощника в лице Волка… но обман разоблачен, и магический помощник и герой предстают одним и тем же лицом.
Но в отличие от политиков, три поросенка имеют представление о чести, стыде и способности прощать… хотя казалось бы свиньи. …
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, ТАЙНАЯ
О таинстве троицы и загадке божественного происхождения человека… а так же о том, какое отношение имеет этот религиозно-мистический бред к реальным проблемам миллионов людей. …
ЗМЕЙ
Одно из проявлений сюжета можно найти в древних былинах о трех богатырях… которые словно являются все теми же родными братьями… пусть не по плоти и крови, но по своему первозданному свинству и богатырскому духу. Естественно, со временем один из них выбивается в люди и переселяется в хоромы…
Другие его духовные братья продолжают быковать, пить горькую и тешить себя военными геройствами, за некоторые из которых их отдали бы под международный трибунал… и они знать не хотят о спокойной жизни городского буржуа. Честь воина и постоянное убийство намного патриотичнее.
Но поскольку во времена былинные любой здоровый славянский ребенок был в состоянии придушить волка голыми руками, то в роли противника богатырей выступал Дракон, он же Змей-Горыныч…
Естественно у него три головы. …
Так что, Дракон является перевертышем, зеркальным отражением образа Трех Братьев… сросшихся меж собой в законченном симбиозе, то есть в полной мере реализовавших свою давнюю мечту о любви…
Похоже, исполнение мечты, за которую пришлось заплатить столь дорогой ценой, сделало из него змея… и тут есть о чем подумать. …
БОЖЕСТВО
Столь же удивительная, но уже знакомая картина открывается, если проследить за полетом дракона и перевести взгляд на небо… и там, за облаками и исполненной из меди небесной твердью, узреть чертоги богов… и знакомую триаду первозданных братьев-божеств… и все те же бессмысленные игры.
Заканчивается это пиршество коллективного бессознательного пришествием Змея… сиречь победой Триединого Бога… три лика и ипостаси которого, некогда бывшие судя по всему родными братьями-богами, окончательно слились в симбиозе, и существует теперь неразделимо и неслиянно…
И стоит человек пред сверкающим ликом Триединого Небесного Змея как древний витязь… но лишенный оружия и доспехов. Приходится унижаться, звать Змея богом… и вообще вести себя как законченная свинья.
Верующие зовут это смирением. …
Хорошенько понаблюдав за ними, мы узнаем цену этого смирения. Смиренные овцы, едва почувствовав власть, моментально превращаются в лютых волков, и начинают преследовать, рвать и терзать всякого, им возразившего…
Они говорят что делают это ради любви. Многие и вправду верят в это… и жалуются на оскорбление чувств, когда их называют свиньями. …
СУДЬБА
Однако, сколь веревочке не виться, а врач рано или поздно приходит. Хотя, в случае нашей отдельно взятой страны, его приход постоянно откладывается… но в целом по миру тенденция как раз такова. И вот уже полвека открыт Треугольник Карпмана, описывающий все эти милые коллизии…
Ничего магического в нем нет… но это красивая модель, позволяющая нам хорошо понимать природу и функционирование троичных структур в социуме и межличностных отношениях… а порой и внутри себя. Чтобы создать страдание, нужны трое… отдельных людей, общественных институтов или частей личности.
Открытие все в том, что они тут же рефлекторно распределяются по ролям, изначально фиксированным раз и навсегда, и как правило совершенно не осознаваемым. Затем игра идет как по нотам…
И всех ждет вечное мучение с доставкой на дом. …
Эти извечные и никогда не меняющиеся роли суть Жертва, Преследователь и Спаситель… при этом отношения внутри триады весьма причудливы и описываются в рамках правил математической комбинаторики.
Трагедия в том, что треугольник действует неотвратимо как закон гравитации… и от перемены слагаемых результат не меняется. …
ПОСЛЕ ВСЕГО СКАЗАННОГО
А теперь мы наконец поговорим о том, что же все это значило… и может быть разъясним отдельные сомнения, и даже начнем задумываться, как же нам с этим далее поступать. …
ЭПИЛОГ
Упомянутый здесь Треугольник Карпмана являет собой элегантную математическую модель, использующую правила комбинаторики для точного описания бесконечного числа возможных ситуаций межличностного общения, социального устройства и внутриличностных конфликтов.
Но, несмотря на сложный математический аппарат, он легко может быть понят каждым гуманитарием. Точно так же, мало кто из нас в состоянии по памяти записать точную форму законов всемирного тяготения… но мы прекрасно знаем, как не упасть с обрыва. Ничего сложного тут в самом деле нет.
Простота рождает распространенную ошибку. Когда всякое поведение, по форме явно преследующее, жертвенное или защищающее хотят рассматривать как нездоровое и требующее коррекции.
Плюньте в лицо тем кто так делает. …
Суть как всегда в уместности и чувстве меры. Одно дело преследовать террористов и убийц, другое дело – гнобить ближнего за то что он выдавливает пасту из тюбика на свой собственный уникальный манер.
Но общество, где никто не жертвует собой ради ближних… где никто не защищает их права и свободы, где никто не преследует зло – тяжело больно. …
Полезно не путать психологическое здоровье и народное благополучие с состоянием бесчувственного и безразличного ко всему трупа.
Поэтому… давайте хотя бы иногда напоминать себе что мы люди.
Люди, имеющие разум, а не стадо свиней.
Люди, а не волки. …
И ходите иногда в театр. Даже если вы и вправду убили перед этим десяток-другой невинных людей… ей-богу, вам это не повредит. …
ПРИМЕЧАНИЯ
* Я ужасный серый волк, в поросятах знаю толк… - да-да, автор этих строк действительно ест свинину и даже вполне недурственно ее готовит, невзирая на запрет праотца Авраама… но циркулирующие с определенных кругах слухи о его умении перевоплощаться в зверей явно преувеличены.
** До двадцатого века мы верили… - цитата приведена по памяти с искажениями, и в оригинале приписывается некой великой русской поэтессе, имени которой сознание автора не сохранило. Поэтому поиски первоисточника он возлагает на дотошного читателя, буде таковой найдется.
*** А когда эти прекрасные люди вдоволь наговорились, я порубил их на мелкие кусочки, обжарил и съел… - данное высказывание является гиперболой и буквализацией символического, сиречь литературным приемом, и не содержит признания вины в реально совершенном преступлении. Я этого не делал.
**** Повесть о человеческом свинстве… - при написании статьи ни одна свинья не пострадала. Если некоторые свиньи все-таки сейчас страдают, то это их личная проблема, не имеющая отношения к автору. Что же касается волка… то поверьте, это уже совсем не метафора.
***** Трус, Балбес и Бывалый… - поздняя советская версия Трех Богатырей, герои бесчисленных анекдотов и фильмов Гайдая. В развитом обществе богатыри становятся теми кто они и есть, то есть гопниками. А их вечный противник Змей Горыныч оборачивается интеллигентным Шуриком.
****** Он переодевается в волчью шкуру и бродит по лесу… - остается открытым вопрос, откуда герой взял волчью шкуру. Возможно купил в любом охотничьем магазине… но что если он добыл ее в бою, сняв с побежденного голыми руками волка…? Никогда не знаешь, что ждать от этих русских.
******* Разоблаченный готов от стыда ослепить себя и уйти в лес… - а ведь как было бы восхитительно соединить в одном драматургическом тексте Царя Эдипа и Трех Поросят… эта вещь-то уж точно стала бы посильнее Фауста Гете.... но увы, тут дух постмодерна нас оставил. …
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фоторепортаж с постановки и обсуждения пьесы Сергея Руббе «Три поросенка», 11 августа 2014, Нижний Новгород, литературное кафе «Безухов», исследовательский проект «Драма-толк».
Режиссер Александр Ряписов. Фото Александр Цверов.
Кстати… еще там была Красная Шапочка. …
Продолжение: Геометрия сознания
Другие материалы автора о современной дрматургии, психологических интерпретациях театрального искусства и исследовательском культурологическом проекте Драма-толк:
Призраки драмы Кровавый Берфус Искусство страха Борода Шекспира Череп Гамлета Гибель театра Сцена и плаха … Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|