|
Символический язык волшебной сказки (часть 3)Автор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Как уже было сказано в предыдущих двух статьях, использование сказок в терапии особенно эффективно тогда, когда рациональное понимание не приносит облегчения. Самый лучший материал для начала работы – это любимая сказки клиента. Чаще всего она указывает на его центральный комплекс, т.е. главный структурный элемент его психики. Можно также двигаться от обратного: найти сказочные мотивы в фантазиях, снах и образах, которые пациент приносит в терапию, и, исходя из этого, выявить, что является основным конфликтом. Сказотерапия подходит не всем и не всегда. Наибольшие трудности в такой работе испытывают логики, мыслители, наиболее комфортно ощущают себя интуиты, также личности, опирающиеся на чувства. Каждая сказка насыщена множеством трансформационных мотивов, описаний перехода из одного состояния в другое, магических превращений и других изменений. Даже не будучи полностью осмысленными клиентами, они воздействуют на психику целительным образом, вызывая перемены через живую энергию символа. О любимой сказке Обычно рассказывая о своей любимой сказке, клиенты идентифицируют себя с главным персонажем, однако иногда возможны исключения и олицетворение себя с кем-то из второстепенных героев. Так или иначе, все действующие лица означают части личности человека. Проработка всех персонажей сказки позволяет соприкоснуться с центральной проблемой клиента и привнести динамику в ее решение. Сказка соответствует самому первому уровню развития сознания ребенка – магическому, когда энергия направлена на приобретение власти, контроля, обретение всемогущества. Именно по этой причине она лучше всего подходит для работы с детскими травмами и неврозами, сформировавшимися в раннем возрасте. Если мифы можно отнести к более позднему развитию человечества, то в сказках содержатся именно те базовые, архаические энергии, которых недостает рациональному сознанию. Пример любимой сказки (клинической случай) В своей книге «Юнгианский анализ волшебных сказок» Дикманн описывает случай девушки, страдавшей синдромом астазии-абазии с выраженной симптоматикой в виде потери способности передвигаться и болей в ногах, а также фобическим и депрессивным расстройством с суицидальными тенденциями. Любимой сказкой пациентки была «Русалочка» Андерсена, в которой четко прослеживают смысловые параллели с ее личной историей: невротический симптом болей в ногах, неразвитая женственность нимфы (полуженщины-полуживотного), выбор в пользу смерти (попытки суицида), печаль несбывшихся надежд и немота (неспособность пациентки говорить о чувствах). Последующий анализ образов и архетипических мотивов сказки позволил выявить доминирование материнского (море – символ архетипа Великой Матери), вызвавшее задержку развития истинного «я», а также проблемы с развитием анимуса (мужского компонента личности), и, соответственно, с появлением реального мужчины в жизни пациентки. После исчезновения симптома в терапии пациентка смогла не только свободно передвигаться, но и заниматься танцами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|