Символический язык волшебной сказки (часть 3)

 Как уже было сказано в предыдущих двух статьях, использование сказок в терапии особенно эффективно тогда, когда рациональное понимание не приносит облегчения.

Самый лучший материал для начала работы – это любимая сказки клиента. Чаще всего она указывает на его центральный комплекс, т.е. главный структурный элемент его психики.

Можно также двигаться от обратного: найти сказочные мотивы в фантазиях, снах и образах, которые пациент приносит в терапию, и, исходя из этого, выявить, что является основным конфликтом.

Сказотерапия подходит не всем и не всегда. Наибольшие трудности в такой работе испытывают логики, мыслители, наиболее комфортно ощущают себя интуиты,  также личности, опирающиеся на чувства.

Каждая сказка насыщена множеством трансформационных мотивов, описаний перехода из одного состояния в другое, магических превращений и других изменений. Даже не будучи полностью осмысленными клиентами, они воздействуют на психику целительным образом, вызывая перемены через живую энергию символа.

Символический язык волшебной сказки часть 3

О любимой сказке

Обычно рассказывая о своей любимой сказке, клиенты идентифицируют себя с главным персонажем, однако иногда возможны исключения и олицетворение себя с кем-то из второстепенных героев. Так или иначе, все действующие лица означают части личности человека.

Проработка всех персонажей сказки позволяет соприкоснуться с центральной проблемой клиента и привнести динамику в ее решение. Сказка соответствует самому первому уровню развития сознания ребенка – магическому, когда энергия направлена на приобретение власти, контроля, обретение всемогущества. Именно по этой причине она лучше всего подходит для работы с детскими травмами и неврозами, сформировавшимися в раннем возрасте.

Если мифы можно отнести к более позднему развитию человечества, то в сказках содержатся именно те базовые, архаические энергии, которых недостает рациональному сознанию.

Пример любимой сказки (клинической случай)

В своей книге «Юнгианский анализ волшебных сказок» Дикманн описывает случай девушки, страдавшей синдромом астазии-абазии с выраженной симптоматикой в виде потери способности передвигаться и болей в ногах, а также фобическим и депрессивным расстройством с суицидальными тенденциями.

Любимой сказкой пациентки была «Русалочка» Андерсена, в которой четко прослеживают смысловые параллели с ее личной историей: невротический симптом болей в ногах, неразвитая женственность нимфы (полуженщины-полуживотного), выбор в пользу смерти (попытки суицида), печаль несбывшихся надежд и немота (неспособность пациентки говорить о чувствах).

Последующий анализ образов и архетипических мотивов сказки позволил выявить доминирование материнского (море – символ архетипа Великой Матери), вызвавшее задержку развития истинного «я», а также проблемы с развитием анимуса (мужского компонента личности), и, соответственно, с появлением реального мужчины в жизни пациентки.

После исчезновения симптома в терапии пациентка смогла не только свободно передвигаться, но и заниматься танцами.



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2
  • Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.
  • Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.
  • Как Колобок смысл жизни искал (психологический апгрейд любимой сказки)
  • Анализ сказки «Русалочка» Андерсена. Русалочьи отношения
  • Золушка. Скрытые смыслы любимой сказки
  • Символический язык волшебной сказки (часть 1)
  • Символический язык волшебной сказки (часть 2)
  • Символический язык волшебной сказки (часть 4): кейс
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Воспитание сказкой. Значение сказки в раннем возрасте.
  • Анализ сказки «Русалочка». Ещё одна версия.
  • Золушка, не бойся, выходи! Пример работы с любимой сказкой на первой консультации
  • Сказки Ганса Христиана Андерсена, написанные про себя
  • Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Малыш и Карлсон: две половинки одного целого (сценарный анализ сказки)
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Гуси-лебеди. Глубинный анализ сказки. 1 часть
  • Обесценивание себя как личности как частный случай работы иерархического инстинкта
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • 7 фишек раскрытия способностей при поиске любимой работы. Фишка 3. Развивайте способности
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Я не чувствую себя любимой! Часть первая.
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь