Символический язык волшебной сказки (часть 4): кейс

Авторская сказка «Карлик Нос»  рассказывает о злоключениях юноши, который попал в плен к злобной колдунье на долгие семь лет. Повествование всегда пробуждало у клиентки острое чувство несправедливости от того, что герою пришлось пережить все эти заключения, а также обиды на отвергавших его родителей, что перекликалось с ее личной историей и острым чувством недолюбленности.

Символический язык волшебной сказки часть 4  кейс

Начало сказочной истории, основная проблема

История начинается с появления злой старухи, которая совершает покупку капусты и таким образом получает от родителей юношу «во временное пользование». Прежде всего, внимание обращает сцена, когда мать отпускает Якова с пугающей зловещей старухой – только из уважения к ее возрасту, т.е. фактически предает своего сына ради принципов. Такая сцена перекликается с реальным опытом детства, когда родители оставляли клиентку наедине с агрессивной родственницей, которая издевалась над ней.

Исходная ситуация заключается в отвержении ребенка родителями после того, как они видят его некрасивый облик, т.е. когда они видят что-то, что им не нравится. В личной истории клиентки при любых проявлениях гнева в детстве или малейших проступках она встречалась с отвержением и родительской яростью.

Ключевым символом сказки является карликовость, которая символизирует сильную травмированность, несоответствие размеров головы и туловища (нарциссические амбиции клиентки) размерам конечностей (ее реальные возможности для самореализации в жизни). Родители клиентки возлагали на нее большие надежды и регулярно транслировали некие нарциссические ожидания от нее, жестко критикуя или игнорируя те стороны ее идентичности, которые не соответствовали их стандартам.

Персонажи сказки и структура личности

В сказке присутствуют следующие персонажи, которые могут быть интерпретированы как части личности:

  • Карлик Нос, или Яков, символизирует внутреннего ребенка, подростка-пуэра, который проходит серьезную трансформацию.
  • Старуха может быть интерпретирована как негативный аспект материнского комплекса. Многолетнее служение ей можно рассматривать как символ симбиоза с материнским, которое может быть темной, порабощающей и поглощающей силой (симбиотические отношения с матерью действительно были в жизни клиентки).
  • Гусыня, которая является заколдованной дочкой волшебника, означает интуицию, Самость, мудрость в структуре личности.
  • Король также является олицетворением неких внешних социальных/отцовских интроектов, которые присутствуют в структуре личности и эксплуатируют ее (клиентка действительно долгое время пыталась реализовать ожидания своего отца).

Начало процесса индивидуации (развития) в сказке

Вместе со старухой Яков попадает в другую реальность, в ее волшебный дворец, где происходит второй ключевой момент – он соблазняется ароматом волшебного дурманящего супа. Это вкушение парализует его свободную волю и разрывает связи с его прежним родительским окружением. Годы пролетают как сон, он проходит семь этапов обучения на пути к своему мастерству повара. Семь лет он служит этой странной, пугающей и властной силе. Но он не просто выполняет работу, а развивается в некоем ремесле.

Нарциссическая травма личности

Внешность Якова изменяется: он становится карликом.

Что такое карлик? Это человек с большой взрослой головой, с развитым туловищем, но при этом с неразвитыми конечностями, т.е. не имеющий достаточной опоры и ресурсов для реализации. При этом его внешность отталкивающая и мешающая взаимодействию с окружающими. Это можно сравнить с травмой, неврозом, в результате которого человек не способен выстраивать отношения с окружающими, испытывать истинную близость. Он не понимает, почему так происходит, но в реальности его поведение, внешний образ, персона (по Юнгу) отталкивает и не дает окружающим соприкоснуться с его истинной прекрасной и благородной сущностью.

Также следует обратить внимание, что «служение» и обучение Якова начинается с сущности белки, т.е. маленького зверька, что символизируется соприкосновение со своими базовыми инстинктами, принятие природного начала, отказ от высокомерия. Постепенно он достигает вершин поварского мастерства.

Важным символом так же является зеркало. Когда Карлик Нос увидел себя в зеркале, он понял, почему родители и мир не принимают его, он сталкивается со своей новой персоной и учится жить с ней.

Служение у колдуньи не бесконечно. Очнувшись от сна нереальности Яков все еще не понимает, как он выглядит и не осознает, что отталкивает окружающих своим обликом. Его попытка вернуться к родителям заканчивается отвержением, а также осознанием собственного уродства, т.е. травмированности. В зеркале он видит свой образ, осознает свою травму, которая мешает ему строить отношения с окружающими.

Терапевтическая ценность

В этой связи сказка может быть очень терапевтичной для тех, кого отвергали и критиковали родители, кто тоскует по материнскому и отцовскому принятию, а также для тех, кто испытывает сложности с близостью и выстраиванием отношений.

Мудрость сказки учит тому, что нет пути назад в родительский контейнер, есть путь только вперед, в мир, к реализации вовне. Второй важный момент заключается в том, что нужно решиться и увидеть себя в зеркало, увидеть свою травму, осознать ее, отказаться от обвинения окружающих и научиться жить с ней, явить миру свои прекрасные стороны.

Яков поступает на службу к королю и начинает реализовывать свои умения как повар. Это процесс можно сравнить с социализацией и адаптацией в реальной жизни, т.е. с периодом, который герой проходит после сепарации от родительской семьи.

Служение героя у короля после череды испытаний – это распространенный сказочный мотив. Таким образом Яков обретает внешнюю стабильность, место у трона короля, возможность кормиться лакомыми кусками. Но его положение, тем не менее, шаткое и зависит от внешнего, от капризов монарха, внутренне он остается подневольным.

На этой стадии жизненного пути, когда базовые потребности в еде-жилье-профессии удовлетворены, человек вступает в стадию задач среднего возраста: ему хочется обрести свое истинное лицо (идентичность), освободиться от власти Короля (родительских интроектов).

Яков сталкивается с угрозой потери отрубания головы, т.е. потери своей уникальной идентичности, если не справится с трудным заданием. В этом ему помогает гусыня, которая является заколдованной дочерью волшебника. Яков оказался достаточно мудрым и чутким, чтобы услышать ее тихий голос, который на самом деле является его внутренним «Я». Он прислушивается к ней, и она помогает ему своей мудростью, своими тайными знаниями, интуицией, опытом.

Кульминационной ночью становится эпизод с поиском чудесной травки, которая не только придает особый вкус блюдам, но и обладает магическими свойствами. Гусыня находит травку и дает Якову. Чудесным образом распрямляются его суставы, он вырастает, тело, как своего рода сказочная проекция души, становится гармоничным, одни части по размеру соответствуют другим. У Якова исчезает нарциссически раздутая голова и туловище, которые не гармонируют с маленькими руками и ногами, а также огромный уродливый нос. Теперь он становится привлекательным для окружающих, волшебник одаривает его дарами в обмен на спасение и возврат заколдованной дочери.

Финальное примирение героя сказки с родителями означает «размораживание» внутренних негативных родительских образов, примирение с реальностью.

 



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • 25 уроков к 25 годам. Или мудрость, которая приходит с опытом.
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Боль, которая не проходит или как ребенку достучаться до родителей
  • Человек в черном: застенчивость, которая мешает жить
  • Отличники и двоечники, а также их родители.
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Сказка о маме-Слонихе, которая очень любила своего слоненка
  • Пять вещей, которые должна сделать та девушка, которая желает быть успешной в отношениях с мужчинами
  • Всего одна установка, которая не дает вам счастливо жить
  • Зачем нам родители? Сказка про птицу, которая потеряла перья и не смогла летать.
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Ты такая красивая, когда злишься или Злость, которая нам нужна
  • Как быть той, которая получает от мужчин все?! Техника
  • Аня и Ангел. Сказка, которая учит ребенка переносить неудачи.
  • Почему человек становится сильнее, когда он слаб
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Сверхценные идеи: реальность, которая превращается в мифы и мифы, которые становятся реальностью
  • Как научиться доверять и что является препятствием на пути доверия?
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Идея, которая служит опорой, но на самом деле замещает мою жизнь! Часть 1.
  • Когда верность является ценностью
  • Советы от худеющей с 40-летним стажем – для той, которая только начинает худеть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь