|
Символический язык волшебной сказки (часть 4): кейсАвтор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Авторская сказка «Карлик Нос» рассказывает о злоключениях юноши, который попал в плен к злобной колдунье на долгие семь лет. Повествование всегда пробуждало у клиентки острое чувство несправедливости от того, что герою пришлось пережить все эти заключения, а также обиды на отвергавших его родителей, что перекликалось с ее личной историей и острым чувством недолюбленности. Начало сказочной истории, основная проблема История начинается с появления злой старухи, которая совершает покупку капусты и таким образом получает от родителей юношу «во временное пользование». Прежде всего, внимание обращает сцена, когда мать отпускает Якова с пугающей зловещей старухой – только из уважения к ее возрасту, т.е. фактически предает своего сына ради принципов. Такая сцена перекликается с реальным опытом детства, когда родители оставляли клиентку наедине с агрессивной родственницей, которая издевалась над ней. Исходная ситуация заключается в отвержении ребенка родителями после того, как они видят его некрасивый облик, т.е. когда они видят что-то, что им не нравится. В личной истории клиентки при любых проявлениях гнева в детстве или малейших проступках она встречалась с отвержением и родительской яростью. Ключевым символом сказки является карликовость, которая символизирует сильную травмированность, несоответствие размеров головы и туловища (нарциссические амбиции клиентки) размерам конечностей (ее реальные возможности для самореализации в жизни). Родители клиентки возлагали на нее большие надежды и регулярно транслировали некие нарциссические ожидания от нее, жестко критикуя или игнорируя те стороны ее идентичности, которые не соответствовали их стандартам. Персонажи сказки и структура личности В сказке присутствуют следующие персонажи, которые могут быть интерпретированы как части личности:
Начало процесса индивидуации (развития) в сказке Вместе со старухой Яков попадает в другую реальность, в ее волшебный дворец, где происходит второй ключевой момент – он соблазняется ароматом волшебного дурманящего супа. Это вкушение парализует его свободную волю и разрывает связи с его прежним родительским окружением. Годы пролетают как сон, он проходит семь этапов обучения на пути к своему мастерству повара. Семь лет он служит этой странной, пугающей и властной силе. Но он не просто выполняет работу, а развивается в некоем ремесле. Нарциссическая травма личности Внешность Якова изменяется: он становится карликом. Что такое карлик? Это человек с большой взрослой головой, с развитым туловищем, но при этом с неразвитыми конечностями, т.е. не имеющий достаточной опоры и ресурсов для реализации. При этом его внешность отталкивающая и мешающая взаимодействию с окружающими. Это можно сравнить с травмой, неврозом, в результате которого человек не способен выстраивать отношения с окружающими, испытывать истинную близость. Он не понимает, почему так происходит, но в реальности его поведение, внешний образ, персона (по Юнгу) отталкивает и не дает окружающим соприкоснуться с его истинной прекрасной и благородной сущностью. Также следует обратить внимание, что «служение» и обучение Якова начинается с сущности белки, т.е. маленького зверька, что символизируется соприкосновение со своими базовыми инстинктами, принятие природного начала, отказ от высокомерия. Постепенно он достигает вершин поварского мастерства. Важным символом так же является зеркало. Когда Карлик Нос увидел себя в зеркале, он понял, почему родители и мир не принимают его, он сталкивается со своей новой персоной и учится жить с ней. Служение у колдуньи не бесконечно. Очнувшись от сна нереальности Яков все еще не понимает, как он выглядит и не осознает, что отталкивает окружающих своим обликом. Его попытка вернуться к родителям заканчивается отвержением, а также осознанием собственного уродства, т.е. травмированности. В зеркале он видит свой образ, осознает свою травму, которая мешает ему строить отношения с окружающими. Терапевтическая ценность В этой связи сказка может быть очень терапевтичной для тех, кого отвергали и критиковали родители, кто тоскует по материнскому и отцовскому принятию, а также для тех, кто испытывает сложности с близостью и выстраиванием отношений. Мудрость сказки учит тому, что нет пути назад в родительский контейнер, есть путь только вперед, в мир, к реализации вовне. Второй важный момент заключается в том, что нужно решиться и увидеть себя в зеркало, увидеть свою травму, осознать ее, отказаться от обвинения окружающих и научиться жить с ней, явить миру свои прекрасные стороны. Яков поступает на службу к королю и начинает реализовывать свои умения как повар. Это процесс можно сравнить с социализацией и адаптацией в реальной жизни, т.е. с периодом, который герой проходит после сепарации от родительской семьи. Служение героя у короля после череды испытаний – это распространенный сказочный мотив. Таким образом Яков обретает внешнюю стабильность, место у трона короля, возможность кормиться лакомыми кусками. Но его положение, тем не менее, шаткое и зависит от внешнего, от капризов монарха, внутренне он остается подневольным. На этой стадии жизненного пути, когда базовые потребности в еде-жилье-профессии удовлетворены, человек вступает в стадию задач среднего возраста: ему хочется обрести свое истинное лицо (идентичность), освободиться от власти Короля (родительских интроектов). Яков сталкивается с угрозой потери отрубания головы, т.е. потери своей уникальной идентичности, если не справится с трудным заданием. В этом ему помогает гусыня, которая является заколдованной дочерью волшебника. Яков оказался достаточно мудрым и чутким, чтобы услышать ее тихий голос, который на самом деле является его внутренним «Я». Он прислушивается к ней, и она помогает ему своей мудростью, своими тайными знаниями, интуицией, опытом. Кульминационной ночью становится эпизод с поиском чудесной травки, которая не только придает особый вкус блюдам, но и обладает магическими свойствами. Гусыня находит травку и дает Якову. Чудесным образом распрямляются его суставы, он вырастает, тело, как своего рода сказочная проекция души, становится гармоничным, одни части по размеру соответствуют другим. У Якова исчезает нарциссически раздутая голова и туловище, которые не гармонируют с маленькими руками и ногами, а также огромный уродливый нос. Теперь он становится привлекательным для окружающих, волшебник одаривает его дарами в обмен на спасение и возврат заколдованной дочери. Финальное примирение героя сказки с родителями означает «размораживание» внутренних негативных родительских образов, примирение с реальностью.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|