|
Символический язык волшебной сказки (часть 2)Автор статьи: Татьяна Леонидовна Черных
Символический язык волшебной сказки (часть 2) Как уже было сказано в первой части, в сказках мы находим коллективный опыт, закодированный в символах и образах. При этом каждый символ и образ открывает огромную свободу для индивидуального толкования. Это позволяет лучше понять клиента, прочувствовать его проблемы и состояние. В ходе практики нередко сталкиваешься с тем, как сны, бессознательные фантазии, воспоминания клиентов перекликаются с содержанием сказок. Когда больше всего нужны сказки Сказки позволяют соприкоснуться с пластом коллективного бессознательного, которое указывает на те душевные ресурсы, которые не охвачены личным опытом. Особенно актуально такое погружение в глубинный слой психики, когда сознание и рациональное понимание беспомощно перед неврозом. Душевная энергия словно перетекает на глубинный слой психики, вынося оттуда на поверхность мифологему, сказочный сюжет. Такой сюжет несет в себе освобождение и разрешение трудностей, чудесное превращение и обновление. Во сне или в фантазиях человек переживает мифологические мотивы и так образы действуют исцеляюще, обогащая психику, "размораживая" чувства и расширяя сознание. Любимая сказка детства Часто можно обнаружить связь между любимой сказкой детства и судьбой, переживаниями, поступками, заболеваниями, достоинствами и внутренним миром человека. Любимая сказочная история может быть вытеснена в бессознательное, но, тем не менее, даже будучи полузабытой, она заряжена значительной энергией. Согласно клинической практике многих аналитиков, для подавляющего большинства пациентов характерны такие параллели между сказочными мотивами и психической динамикой. Любимая детская сказка может играть различную роль в анализе: может быть использована в терапевтических целях (адаптация, работа с травмой) или встроена в процесс индивидуации (развитие и расширение сознания клиента). Символика любимой детской сказки указывает на центральный комплекс, вокруг которого формируется структура психики. Говоря простым языком, она отражает главный конфликт или травму, краеугольный камень личности, который оказал наибольшее влияние на ее становление. Это подтверждает гипотезу Фрейда о том, что «основные структурные элементы психики формируются в первые годы жизни и в дальнейшем основная психическая проблематика постоянно разыгрывается в рамках структуры этого основного комплекса». Проработка сказки в терапии заключается не только в проведении параллелей через толкования, но и в том, что пациенты делают по мотивам повествования скульптуры, рисунки, иногда – переделывают сюжет истории на свой лад. Разумеется, факт, что так называемая сказка детства была единственной любимой сказочной историей, не является бесспорным. Однако с точки зрения анализа фактическая достоверность не столь важна. Гораздо более ценной является психическая реальность клиента, в которой сказка захватывает магический и мифологический слой, а также символика, указывающая на центральный комплекс/проблему. Выбор любимой сказки, согласно клиническому опыту, весьма и весьма индивидуален и позволяет сделать много интересных выводов.
Продолжение следует… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|