|
Анализ сказки «Русалочка». Ещё одна версия.Автор статьи: Денисова Анна
Сказка «Русалочка» написана в 1836 году датским писателем Г.Х. Андерсеном. Ввиду того, что она авторская, найти в ней какой-то универсальный код жизни, который лежит на поверхности народных сказок, не так-то просто. Как любая авторская сказка, «Русалочка» преимущественно является отражением психологии автора. Мария-Луиза фон Франц, ученица Юнга, известная исследовательница мифов, сказок и легенд, так пишет об Андерсене: «…Это, несомненно, великий поэт, однако, на мой взгляд, он очень невротичен, и я не могу читать его сказки, потому что невроз, который дает знать о себе в его сказках, действует на меня так же, как звук ножа, скребущего по тарелке...».
Однако следует признать, что ни одно творение человека не может возникнуть вне связи с его архетипической природой. Иными словами, всё, что было или будет создано отдельно взятым человеком, так или иначе описывает общечеловеческие законы бытия и, вероятно, божественный порядок мироустройства. Таким образом, анализ сказки «Русалочка» предполагает лавирование между пластами коллективного и индивидуального смысла в культурально-политических дебрях 19-тивековой Дании. Поэтому эта сказка совсем не легка, как может показаться, и едва ли подходит для чтения детям.
Андерсен начинает повествование с описания жизни на дне морского царства, которое символически относит нас к самому глубокому уровню бессознательности, на котором в своей психологической жизни находятся дети. Нам открывается поистине чудесный мир, где растут великолепные морские цветы, кружат стайки причудливых рыбок и день-деньской играют русалочки-сестрёнки. Всё прекрасно, блестит и сверкает, движется и развивается. Архетипически это здоровый, ресурсный детский мир, такой, каким он должен быть. Но идёт время, и в день своего 15-тилетия каждая русалочка получает право подняться на поверхность, прикоснуться к другому и не менее прекрасному миру выше, на земле. Это момент переживания возрастного кризиса, выход из бессознательности и знакомство с сознательным аспектом собственной личности и реальностью земного человеческого существования. Отправляясь наверх, наша Русалочка впервые встречается с болью (бабушка крепит ей на хвост красивых устриц), что так же отсылает к началу болезненного периода осознанного проживания жизни. Отчаянное желание Русалочки поскорее познать мир над поверхностью моря есть не что иное, как стремление выйти из бессознательного состояния души и обрести сознательность. Все дети хотят вырасти, вполне себе естественное желание – научиться управлять тем, что вокруг тебя; но не все готовы оставаться взрослыми, не все готовы проживать боль и наслаждаться тем, что имеешь. Русалочка была готова, что делало её совершенно особенной и отличной от своих сестёр, которые, восхитившись красотой земной жизни, предпочитали оставаться в толще воды, перемещаясь между дном и поверхностью моря. Да, разумеется, где родился – там и пригодился, и внешне выбор сестёр выглядит вполне разумным, но в сказке, согласно юнгианской интерпретации, мы наблюдаем процесс индивидуации героини, личностного развития, которое возможно только за пределами родной и удобной стихии, т. н. «зоны комфорта». Идивидуация – это не для всех. Как минимум, это больно, и совсем далеко от уюта детского мира, в котором можно спрятаться от любого шторма. Да и сам образ русалки как главной героини интересен. Человек ли она? Рыба ли? Читатель, как правило, идентифицирует себя с главным героем, и её образ обязывает задумываться о собственной природе. Кто я? Что я? Прожить ли мне жизнь бессознательно, виляя хвостом у комфортного дна или подняться на поверхность, к свету сознания, встав на ноги? А стоит ли оно того? А смогу ли я это вынести? А быть может, вернуться к тому, чем ты родился и не думать о том, как бы стать выше?... Мифологически русалка – это таинственная полуженщина, водное существо, связанное с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море. И здесь Русалочка из сказки Андерсена представляется нам уникальной, сильной и отважной, готовой к обретению души. К тому же случается так, что она влюбляется в земного юношу, спасает его от верной смерти, и теперь мечтает только о том, как бы обрести ноги. А что есть ноги биологически, символически, психологически? Важное отличие человека от животных (прямохождение), опоры (почва под ногами), уверенность в себе (твёрдо стоять на ногах), независимость (встать на ноги). Желание Русалочки обрести ноги подтверждает её стремление прожить осознанную реальную жизнь, обретя независимость от отчего дома. Это стремление она и реализует посредством Ведьмы (женщины ведающей), так она отказывается от родного моря, пути отца, бабушки, сестёр и самостоятельно проходит свою первую инициацию. «В психологическом смысле инициация возникает тогда, когда человек осмеливается действовать вопреки природным инстинктам и открывает в себе возможность движения в направлении к сознанию» (К.Г. Юнг) Наверх, к свету, на землю, обрести опоры в себе, попытать человеческого счастья! Русалочка платит за прикосновение к земной сознательной реальности адской болью и своим чудным голосом. Разве можно представить себе обыкновенную человеческую жизнь без боли, разве можно, будучи взрослым, позволить себе проявлять себя, как вздумается? Момент с голосом, конечно, очень интересен, и тут трактовок может быть очень много. Возможно ли, что тут уже Андерсен проявил свой «невроз» и отнял у женщины голос, право голоса и свободу самовыражения?... Однако вспоминаем, что Русалочка, вышедшая на берег, умела прекрасно танцевать. Танец – ещё одно выражение души, и согласиться с тем, что она была во всём ограничена, нельзя. К тому же автор подчеркнул её «говорящие глаза», вложив этот эпитет в уста Ведьмы. Итак, выражать свои мысли и движения души Русалочка всё же могла, общаться тоже. С болью отношения у Русалочки были «на ты», она стойко её переносила, раз умудрялась даже порхать в танце, не отвлекаясь на лезвия ножей, впивающиеся в её стопы. Мазохизм героини, подкрепляемый садизмом автора, или воодушевляющее преодоление себя ради своей цели? Обычная человеческая плата за самостоятельность или ведьмина ловушка? А может, страдание, наполненное христианским смыслом? Оставляю эти вопросы без ответа. Но вот, удивительный финал. Принц, в которого Русалочка была влюблена, признаётся ей, что любит другую и скоро на ней женится. Драма, «земнее» которой придумать сложно. Новая боль, живая, сердечная, благодаря которой героиня даже забыла о физической. Ощущения тела затмились человеческими переживаниями души. Не этого ли она хотела? Сознательность требует ответственности и умения выдерживать реальность, которая отлична от детской, что имеет только позитивную сторону. И здесь Русалочка справляется достойно. Сила персонажа поражает! А ведь совсем скоро пора умирать. Согласно пророчеству Ведьмы, женитьба любимого на другой превратит Русалочку в морскую пену, и ничего от неё уже не останется в этом мире, русалки же не имеют бессмертной души, как люди. Нашу героиню пытаются спасти сёстры, зазывая назад в отчий дом, предлагая убить Принца ведьминым ножом в обмен на собственную жизнь. Но пути назад нет. Русалочка, не сумев причинить зла любимому, кидается за борт корабля, чувствуя как расплывается её тело, превращаясь в морскую пену. Но умерла ли она? Нет же! Автор даёт понять, что Русалочка теперь отправляется на небо, к дочерям воздуха, которые служат добром миру в надежде получить бессмертные души. Теперь на её глазах слёзы, здесь она способна плакать. Бесспорно, это новая инициация, проходящая по наиболее распространённому сценарию – символическая смерть героя и его последующее возрождение в новом качестве. Инициация сверхчеловеческая. Русалочка расстаётся с землёй, земной жизнью, и путь её теперь – творение добра. Автор лишает героиню возможности прожить обыкновенную человеческую жизнь, обрекая на существование бесплотным духом. Для меня конец сказки ещё более трагичен, нежели тот, который выглядит как физическая смерть героини. Теперь Русалочка – часть христианской морали, которая льётся чуть ли не из каждой фразы финала, где упоминаются «посильное добро», «вечное блаженство», «божье царство», любовь и страдание, вознесение. Завершает сказку Андерсен знакомой идеей послушания. "Через триста лет и мы войдем в Божье царство! Может быть, и раньше! - прошептала одна из дочерей воздуха. - Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и, если найдем там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся, и срок нашего испытания сокращается на целый год; если же встретим там злого, непослушного ребенка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания еще лишний день!" «Ведите себя хорошо, детки, – словно говорит автор. – И тогда вы сможете обрести бессмертие и рай на небесах». Политически удобная мораль и очень мощная, губящая даже тех, кто способен к проживанию сознательной жизни. Государству сознательные люди не нужны, тем более женщины, они «умеют» жить своей головой, и управлять ими сложно.
Фон Франц характеризует психологическое состояние Андерсена: «Его основной невроз – это не только его индивидуальная проблема, но и проблема всей Скандинавии, а именно: проблема половой жизни, которая приводит здесь человека в ужас, обязана христианскому ханжеству, навязанному извне и весьма суровому, с продолжающим существовать под этим пуританским корсетом самым неистовым языческим темпераментом». Стоп! А что там с половой жизнью? С сексуальностью? Русалочка в сказке проходит 2 инициации: возрастную, связанную с обретением сознательности и сверхчеловеческую, связанную с обретением духовности. А что же с женскими инициациями, которые так ярко описываются в фольклорных сказках и оканчиваются сакральным союзом пары? Земной женщине нужен мужчина, а женскому Я нужен полноценный, здоровый Анимус, для того чтобы личность могла развиваться и проживать реальную жизнь: отвоёвывать место под солнцем, действительно крепко стоять на ногах, защищать саму себя. Андерсен, дав Русалочке вместе с ногами, вероятно, и женские половые органы, однако лишает её всякого права на взаимодействие с мужским началом. Всё, чем она может довольствоваться – целовать возлюбленного в лоб, как покойника. Будто Анимус твой мёртв, дорогая, и мечты о воссоединении с реальным мужчиной можешь оставить…
Жестокая сказка о невозможности проживания реальной жизни, которая обязательно включает интеграцию противоположностей, в первую очередь мужского и женского начал, и наслаждение сексуальностью. Сказка своего автора, который на протяжении всей жизни оставался девственником. Сказка своей эпохи, которая попирала право сильных личностей на полноценную земную жизнь. Сказка реального мира, который ещё раз обозначил свою полярность отсутствием хэппи-энда.
Добро пожаловать в сознательность!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|