Русалочка и жизнь в любви.

Каждая девочка выбирает любимую сказочную героиню в соответствии со своими представлениями о жизни, о моделях женского и мужского поведения. На основании этих представлений складывается неосознаваемый план жизни, который в психологии принято называть жизненным сценарием.

Какой сценарий выберет девочка, любимой героиней которой является Русалочка? Сегодня я хочу поразмышлять над этим, вглядываясь в строки сказки Андерсена.

Русалочка и жизнь в любви

Русалки - героини легенд, преданий, поверий, обрядов. Они живут в воде, а внешне отличаются от человека рыбьим хвостом. Своим пением и красотой русалки завлекают путников в водную глубь, с целью погубить их или сделать возлюбленными в подводном царстве.

В легендах голос русалки наделен мистической разрушающей силой. Русалки поют, а слышащие их моряки впадают в гипнотическое состояние, и погибают, прыгая в воду. Человек может выжить, только, если заткнет уши воском.

Сестры русалочки - главной героини сказки Андерсена, являются именно такими русалками, завлекающими людей в морские глубины

когда собиралась буря, грозившая гибелью кораблям, они плыли перед кораблями и пели так сладко о том, как хорошо на морском дне

 

А Русалочка, в отличии от своих сестер, не ценит то, что у нее есть – подводный мир, своих близких, красоту, дивный голос. Она мечтает о том, чего у нее нет - о Невозможном для русалок существовании на земле в человеческом теле.

Что повлияло на формирование русалочки и ее желаний? Кто присутствовал в ее жизни в детские годы? Кого любила она и кто любил ее?



 Место матери героини в сказке занимает бабушка,

хозяйством заправляла старуха мать,

которая

души не чаяла в своих маленьких внучках – принцессах.

Бабушка много рассказывала внучкам, в частности, о мире людей. Она давала им наставления, наряжала, а когда русалочка все – таки «стала человеком» и оказалась на земле,

один раз она увидала вдали даже свою старую бабушку, которая уже много лет не подымалась из воды, и самого царя морского с короной на голове, они простирали к ней руки.

Почему русалочка выросла такой жертвенной? Может быть, потому, что отец был холоден и отстранен, и она рано потеряла мать. Об этом в сказке упоминается мимолетно

Царь морской давным-давно овдовел.

В сказках часто образ матери как бы разделяется на два образа – хорошую мать и мать плохую. В роли «плохой» матери может быть мачеха, или ведьма. В сказке «Русалочка» образ ведьмы противопоставляется образу бабушки. Однако, между ними есть и общее. Например, в беседе с бабушкой, русалочка спрашивает:

- Неужели я никак не могу пожить среди людей?

- Можешь, - сказала бабушка, - пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами, сделает тебя своей женой и поклянется в вечной верности.

А это слова ведьмы

если принц не полюбит тебя так, что забудет ради тебя и отца и мать, не отдастся тебе всем сердцем и не сделает тебя своей женой, ты погибнешь.

 

И бабушка, и ведьма говорят, практически слово в слово, одно и тоже.

Но, в отличие от бабушки, которая считает, что сначала человек должен полюбить русалочку, именно в теле русалочки, такой, какая она есть, а потом она может жить на земле. Ведьма дает возможность русалочке стать человеком и жить на земле, как бы авансом, но, если принц не полюбит ее и не сделает своей женой, она погибнет

с первой же зарей после его женитьбы на другой твое сердце разорвется на части, и ты станешь пеной морской,

говорит ведьма.

Ведьма дает русалочке возможность пробудить любовь принца, но, это «шанс без шанса», русалочка никогда не видела, как общаются между собой любящие мужчина и женщина, она не знает, как вести себя с принцем. По мнению русалочки, растворение в другом человеке вызывает у него любовь. Она путает любовь и благодарность и думает, что, если бы принц узнал о том, что именно она спасла его, обязательно бы полюбил ее:

Увы! Он не знает, что это я спасла ему жизнь!

Ведьма назначает русалочке дорогую цену за возможность быть человеком, она лишает ее языка, возможности вернуться в привычную среду, еще и «награждает» ее болью. Ведьма предупреждает русалочку, что после употребления снадобья

хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди, ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они ещё не встречали! Ты сохранишь свою плавную походку - ни одна танцовщица не сравнится с тобой, но помни: ты будешь ступать как по острым ножам, и твои ноги будут кровоточить.

 

Лишение голоса – о чем это?

Право голоса – это возможность заявлять о себе, своих желаниях и своих чувствах. Когда человек лишается этого права, он как бы остается в состоянии ребенка, мнение которого не учитывается взрослыми.

 «Отрок» - это тот, кого отрекли от речи. Человек становится взрослым, когда он перестает быть отроком, может заявлять о себе, произнося речи на собраниях рода и племени.

Уже в архаических ритуалах молчание, отсутствие речи, запрет на слово были знаками причастности к чуждому, нечеловеческому миру, миру смерти (мертвый всегда молчит и не смеется).

Правое «немое» полушарие мозга отвечает за движения, и левое, более позднее, за речь. Лишение русалочки речи, как будто лишает ее развития, оставляя только контакт с прошлым.

Из сказки мы знаем, что русалочка обладала красивым голосом,

ни у кого и нигде, ни в море, ни на земле, нет такого чудесного голоса, как у нее.

Но, могла ли она, даже имея голос, выразить себя? Я думаю, что нет, у нее никогда не было таких навыков, а главное, понимания, что это можно и нужно делать. Кстати, взамен исключительного голоса, она получила исключительную возможность двигаться

так не танцевал еще никто!

Эксклюзивные умения никак не отражаются на самооценке девушки. Представления русалочки о мире, окружающих и о себе – жертвенные.

Русалочка часто испытывает боль, причем, если физическую боль она осознает, то, душевную – нет.

Русалочка выпила обжигающий напиток, и ей показалось, будто ее пронзили обоюдоострым мечом; она потеряла сознание и упала замертво. Когда она очнулась, над морем уже сияло солнце; во всем теле она чувствовала жгучую боль.

Часто она демонстрирует окружающим чувства, которые не соответствуют реальности

хотя из ее ног сочилась кровь, и все видели это, она смеялась, и продолжала следовать за принцем на самые вершины.

Когда принц собрался жениться

Русалочка поцеловала ему руку, а сердце ее, казалось, вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна ведь убить ее, превратить в пену морскую.

Накануне свадьбы принца

русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой на сердце.

В психологии такой феномен называется – алекситимия.

Алекситимия — это психологическая особенность или характеристика личности, при которой человек, регулярно испытывающий спектр разнообразных эмоций, не способен осознать, прочувствовать и выразить их, облечь свои чувства в слова. 

Русалочка смеется, когда чувствует боль, целует руку того мужчины, из – за которого умирает, о чем это? О вытеснении боли, а вместе с болью всех «негативных» чувств? Как будто единственное чувство, которое она разрешает себе – любовь, а все негативное направляет на разрушение себя.

Вызывает ли такое поведение ответную любовь в другом человеке? Нет, конечно. Потому что другой человек проявляет по отношению к нам те чувства, которые мы испытываем сами по отношению к себе. Это отношение он как бы «считывает» с нас. У русалочки нет любви к себе, и она не может получить то, чего у нее нет, поэтому и встречается с отвержением.

Принц называет русалочку

своим маленьким найденышем.

Такое обращение без пола, «найденыш», «свой». Так обычно отзываются о кошке или собачке, или какой – то вещи.

ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.

И

Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом.

Но, русалочка не замечает снисходительного отношения принца, она вообще не замечает реальности, живет в фантазиях. Она убеждена, что знает все мысли принца, и что его слова всегда правдивы.

Русалочка слышала, что

 Принц поедет к соседнему королю как будто для того, чтобы ознакомиться с его страной, а на самом-то деле, чтобы увидеть принцессу; с ним едет большая свита.

Но,

Русалочка на все эти речи только покачивала головой и смеялась - она ведь лучше всех знала мысли принца.

Складывается впечатление, что русалочка так и осталась в том возрасте, в котором произошла травма потери матери.

Посмотрим, как формировалась ее любовь к принцу. Первоначально, она любила

красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня и спустившийся на дно морское после кораблекрушения.

Мальчик, не мужчина, не юноша, а мальчик. Затем она нашла такого «мальчика» в лице принца. Все поведение русалочки подтверждает, что она воспринимает принца, как мальчика, а себя, вероятно, как девочку. Спасая тонущего принца

Русалочка откинула со лба принца волосы, поцеловала его в высокий красивый лоб, и ей показалось, что он похож на мраморного мальчика, который стоит у нее в саду.

 

В ее отношении к принцу есть чувственные переживания, но, нет сексуальных.

он целовал ее в розовые губы, играл ее длинными волосами и клал свою голову на ее грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и любви.

В конце сказки русалочка отказалась от предложения сестер вернуться на дно морское ценой жизни принца. Зная, что погибнет, она

бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.





русалкам не дано слез.

Только в конце сказки, когда русалочка

стала одной из дочерей воздуха, она протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы.

Русалочка полностью отказалась от себя, но у нее была мечта обрести человеческую душу. Обрела ли она ее? Сказки Андерсена наполнены религиозной символикой и отказом от земного «грешного». В конце сказки герои Андерсена встречаются с «возвышенными» существами. Так, например, Дюймовочка соединилась с эльфами, русалочка с дочерями воздуха.

Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле.

Так говорят дочери воздуха.

Создается впечатление, что приобрести счастье в воздухе легче, чем на земле. А возможность обрести душу в мире дочерей воздуха больше похожа на бегство в мир фантазии.

 

В жизни современной «русалочки», чаще всего, присутствует мужчина, который не понимает всей глубины ее чувств. А она никогда о них не говорит. Вероятна некая инфантильность в отношении к мужчине. С него снимается ответственность за семью. Чаще всего, рядом с русалочкой эгоистичный мужчина - мальчик, ноющий, депрессивный, возможно артистичный, эмоциональный, который не умеет вести себя по - взрослому.

Она и выбирает для себя мужчину, которому, как ей кажется, необходима ее душевная и материальная поддержка. Русалочка трудолюбива, заботлива и добра, часто обладает выдающимися особенностями, но, при этом она все равно недовольна собой. Для русалочки отношения с мужчиной - это безответная любовь, безмолвное страдание. Она часто не понята, сексуально не желанна, нелюбима как женщина. У нее нет понимания что такое баланс в отношениях «брать-давать». С мужчиной русалочка ведет себя по - матерински, дает очень много. А мужчина принимает и отдает очень мало, как маленький, неразумный ребенок.

Когда отношения русалочки с реальным мужчиной разрушаются, она переходит в царство фантазии и размышлений.

 

Анализ любимых сказок:

 Не детский взгляд на детскую сказку. Снежная королева.

Золушка или на первом месте у женщины – ее муж

Символика туфельки в сказке.

История Золушки или как удачно выйти замуж.

Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.

Дюймовочка: путь от фантазий к реальности.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.

Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2

Красавица, чудовище и отделение от родителей.

Как создать гармоничные супружеские отношения с помощью сказкотерапии. Пример из практики.

Вы похожи на Красную Шапочку?

Ужасные сказки для детей.

Вот она какая, сказка непростая.

 

 



Просмотров: 691
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ сказки «Русалочка» Андерсена. Русалочьи отношения
  • Анализ сказки «Русалочка». Ещё одна версия.
  • Женские сказки. Русалочка.
  • Русалочка - Как потерять себя. Глубинная психология молчания.
  • Женские сценарии жизни. Русалочка
  • Русалочка - роковая женщина.
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.
  • Несказочные истории: Русалочка
  • Почему Русалочка захотела избавиться от хвоста
  • «Русалочка». Жизненный этюд со сказочной аналогией.
  • Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.
  • Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.
  • Жизнь vs любовь: история Русалочки
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Сказки Ганса Христиана Андерсена, написанные про себя
  • Сказки для девочек. Или рекомендации для тех, кто мечтает встретить Принца на белом коне.
  • МУЖЧИНА лишает себя силы и ОБКРАДЫВАЕТ свою Душу когда...
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Восемь ошибок Русалочки или что нельзя делать, чтобы выйти замуж (жениться).
  • Дюймовочка или «Унесенная ветром»(пример сценарного анализа сказки)
  • Убить себя или дать самому себе место? Фильм «Ведьма»
  • Без этого ты никогда не станешь Женщиной: психолог про сказки, отношения и инициацию
  • Главные архетипы сказки «Маленький Принц»
  • "Благородные" страдания Русалочки - о чём на самом деле говорит нам эта сказка?
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Ловушки псевдолюбви на примере сказки Андерсена «Снежная Королева» Заблуждение Кая.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • Ловушки псевдолюбви и их последствия на примере сказки Андерсена «Снежная королева». Ловушка №1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь