Проблемный ребёнок-симптом неблагополучия семейной системы.

Очень частой причиной обращения родителей к психологу, является проблемное поведение детей. Зачастую такое обращение не является своевременным. Обычно оно продиктовано тем, что на поведение ребёнка начинают обращать внимание воспитатели детского садика, учителя в школе или просто знакомые, которые и рекомендуют обратиться к психологу. Сами родители довольно часто не обращают внимания или не придают значение поведению ребёнка, считая его «нормальным». И, как мы увидим далее, такая тенденция не случайна. Но иногда и сами родители начинают замечать, что с дитятей творится что-то не то и принимают решение обратится к специалисту.

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. И до обращения к специалисту были испробованы различные методы увещевания. «Разговоры по душам», наказание, физические методы воздействия и тд. и все они потерпели фиаско. Большинство родителей осознанно или неосознанно считают, что психолог- это специалист, который станет на их сторону и удивительным способом «вправит мозги» их чаду, сделав его поведение «нормальным».

Но, к большому сожалению родителей, такие «фантастические представления» о работе психолога не могут быть оправданы. И уже в первую встречу со специалистом ожидания родителей должны быть озвучены и разобраны. Так как правильное понимание психологической помощи во многом гарантирует её успешность.

На первой встрече психолог узнаёт ожидания клиентов от консультации и пытается донести насколько эти ожидания могут быть адекватными. Психолог объясняет, что у него нет задачи «встать на чью-то сторону» или привести кого-то в «норму». Его задачей является, что бы семья стала более осознанной в той проблеме, с которой она пришла. Когда все участники будут больше понимать как формируется проблемная ситуация, только тогда можно начинать искать пути выхода из этой ситуации. Пока этого понимания нет-нет смысла пытаться влиять на ситуацию.

К сожалению, культура оказания психологической помощи в постсоветском пространстве только на этапе становления. И не все психологи и консультанты адекватно понимают свою задачу. Слишком уж велик риск, в ситуации с проблемным ребёнком, стать на сторону родителей и попытаться исправлять их чадо. В итоге ситуация скорее всего не изменится, либо перемены будут временные и неудовлетворёнными консультацией останутся все стороны.

А вся причина в том, что семья-это не совокупность отдельных индивидуумов, а целостная система. Где состояние одного члена системы оказывает влияние на всех остальных. И проблемы с ребёнком - это всего лишь отражение проблем всей семьи. Дети, зачастую, являются самыми «слабыми» звеньями семейной системы. Помните выражение «крепость цепи определяется крепостью её самого слабого звена»? И когда возникает дисбаланс в семье, чаще всего он отражается в детях.

Обычно на первых встречах с родителями психолог рассказывает, что такое семья и как она функционирует и что влияет на семейную систему.

Многочисленные исследования показали, что семья существует как единое самостоятельное целое. Для определения этого феномена в исследованиях был введен термин «семейный гомеостаз».

а) В соответствии с данной концепцией все функционирование семьи направлено на сохранение семейного гомеостаза.

б) Каждый член семьи явно или скрыто способствует достижению и поддержанию семейного баланса.

в) Семейные традиции, правила и примеры взаимодействия — вот то, что обеспечивает гомеостатическое существование любой семьи.

г) Когда семейный гомеостаз нарушается, члены семьи прилагают все силы для его восстановления.

Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза.

а) Супружеские отношения представляют собой стержень для формирования прочих отношений в семье. Именно супруги являются «архитекторами» семьи.

б) Нарушение супружеских отношений порождает дисфункциональные родительские отношения.

Проблемный ребёнок - это член семьи, который более прочих переживает трудности в супружеских отношениях родителей, а также больше склонен к нарушению отношений «ребенок — родители».

а) Его симптомы представляют собой сигнал SOS о нарушении отношений с родителями, они — непосредственный результат семейного дисбаланса.

б) Его симптомы — это его попытка уменьшить и смягчить страдания своих родителей.

Каким образом через ребёнка восстанавливается семейный гомеостаз? Например ситуация такова, что в семье царит серьёзный разлад и каждый из супругов задумывается над возможностью развода. При этом в семье накапливается большая напряжённость, которая может разрушить систему. Часто в такой ситуации ребёнок заболевает и напряжённость в отношениях родителей может направится в другое русло - лечение и спасение ребёнка. Или другая ситуация. Жена начинает понимать, что отношения с мужем её больше не устраивают. Она думает о разводе, но боится остаться одна, боится ответственности за принятое решение. Опять же накапливается напряжение внутри семьи и взаимоотношениях родителей. И в этой ситуации значительно ухудшается поведение сына. Мать вместо неприятных размышлений о разводе может перевести своё внимание на решение проблем сына. Таким образом, напряжение переводится в другую область, вопрос о принятии ответственного решения откладывается и семейная система находит новую точку равновесия. Важно понимать то, что происходит с детьми - не есть притворство или обман. Они действительно болеют и у них действительно происходят некоторые психические процессы, которые изменяют их поведение. И все эти изменения есть неосознанная попытка восстановить равновесие семейной системы.

Как становится понятным из вышеприведенного, попытка влиять на поведение ребёнка не может быть эффективной без рассмотрения всей семейной ситуации в целом. В 90-95% случаев проблема заключается не в ребёнке, а в функционировании всей семейной системы.

Попытка решать проблемы только с ребёнком равносильна тому, как лечить палец, в то время как заражена кровеносная система.

Обычно первая встреча с психологом случается потому, что кто-либо из посторонних назвал ребёнка «ребенком с отклонениями». Как правило, эта встреча возникает по инициативе жены, которая ведет себя в соответствии с ролью матери трудного ребенка. У ребенка обнаружены отклонения в поведении, и, следовательно, она как мать виновата.

б) Однако, вероятно, что поведение ребёнка стало отклоняться от общепризнанных правил задолго до того, как кто-то из посторонних назвал его трудным.

в) До тех пор, пока посторонний (обычно учитель или воспитатель) не назвал ребёнка «проблемным», члены семьи, вероятно, вели себя так, как будто ничего не замечали в его поведении. Его поведение принималось, поскольку выполняло определенную функцию в семейном взаимодействии.

г) Обычно появлению симптоматики предшествует некое событие. Такими событиями могут быть:

♦ Изменение внешней, по отношению к семье, среды: война, кризис и т. п.

♦ Изменения в прародительской семье: болезнь бабушки и т. п.

♦ Кто-то дополняет или покидает семейное ядро: бабушка приходит жить в семью, и семья расширяет границы; рождается еще один ребенок; дочь выходит замуж и т. п.

♦ Биологические изменения: взросление ребенка, менопауза матери, госпитализация отца.

♦ Существенные социальные изменения: ребенок, воспитывающийся дома, поступает в школу; семья переезжает на другую квартиру; отец получает повышение в должности; сын поступает в колледж и т. п.

д) Такие события могут спровоцировать появление симптомов, поскольку вызывают общие изменения супружеских отношений. Они могут создать напряженную для супружеских отношений ситуацию, так как потребуют трансформации семейных отношений, нарушая тем самым семейное равновесие.

е) Семейный гомеостаз может быть функциональным для членов семьи в некоторый период и не являться таковым в другой. К тому же каждое событие по-разному переживается каждым из членов семьи.

ж) Однако если один из членов семьи сильно взволнован событием, то и другие тоже тем или иным образом его переживают.

После первой встречи с родителями (чаще всего это мать) психолог может сделать некоторые предположения относительно ее отношений с мужем. Если верно предположение о том, что дисфункциональные супружеские отношения являются главной причиной наличия симптомов у ребенка, то терапевт должен в первую очередь рассмотреть отношения между супругами.

а) Кем является отец и мать? В каких семьях они воспитывались? Сначала это были два разных человека, воспитанных в разных семьях. Теперь они стали «архитекторами» новой семьи — своей собственной.

б) Почему из множества людей они выбрали в супруги друг друга? Как и когда их отношения обусловили взаимное разочарование? Как они выражают друг другу свое разочарование? И каким образом это провоцирует ребёнка проявлять симптомы, чтобы удержать семью вместе?

Если родители смогут понять, как функционирует семья, если они будут готовы менять внутрисемейные отношения, то у них появится шанс выйти на новый уровень развития. Внося изменений в жизнь семьи и принимая ответственность за свои действия, становясь более осознанными в своих собственных чувствах они способствуют тому, что проблемы детей начинают решаться сами по себе, без лишних усилий.

При подготовке статьи использовалась книга Вирджинии Сатир "Психотерапия семьи".



Просмотров: 635
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто такие сиблинги и как они формируют семьи
  • Влияние семьи на поведение ребёнка
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • Пойти к психологу - это стыдно, или как распадаются семьи.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Помощь в создании семьи. У Вас нет семьи, случайность ли это? Ч.1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь