Примеры диагностической работы с клиентами при помощи метафорических ассоциативных карт.

В настоящее время широкое распространение среди психологов получили метафорические ассоциативные карты. Появились они еще в 70-х годах XX века, но в Россию пришли сравнительно недавно. Существует несколько колод, каждая из которых предназначена для решения определенных задач. Колода «Персона» удачно подходит для решения межличностных и внутриличностных конфликтов, для работы с  психосоматикой, внутренней картиной болезни и здоровья посредством представления образа себя в состоянии болезни и себя здоровой. Колода «Персонита» хорошо подходит для работы с детьми. Колода «ТанДу» используется в семейной психотерапии, COPE (Преодолоение) – при работе с травмой, «Босх» - при психотерапии страха. Но моей любимой колодой является «ОН» (ох). Карты  ОН открывают доступ к бессознательному человека. Клиент вытягивает карты из колоды «вслепую». В этом есть интрига и, на первый взгляд, мистика. Ведь выбранные наугад карты так соответствуют ситуации клиента! Дело в том, что наше бессознательное всегда знает, как правильно поступить, как найти выход из сложившейся ситуации, какой выбор сделать. Нужно только научиться  прислушиваться к нашему бессознательному. Карты ОН в этом случае выступают незаменимым помощником. Проективные метафорические карты ОН состоят из двух колод различного размера: колода поменьше содержит карты с различными рисунками, вторая колода (побольше) является как бы рамкой для карт с рисунками. «Рамки» к рисункам подписаны. Клиент обычно «в слепую» вытаскивает карты из двух колод. На большую накладывается маленькая карта. Психолог просит рассказать, какие ассоциации вызывает картинка, как рисунок соотносится со словом, указанным на карте. Иногда психолог просит клиента самому написать это слово на пустой карте (такая тоже присутствует в колоде). Приведу несколько примеров о том, как карты позволяют выйти на проблемные зоны клиента или найти единственное решение проблемы.

Пример 1. Клиентка говорит о том, что ей мешает одно отрицательное качество ее характера: зависть. Вытягивает карточку – слово «РАБ». «Совершенно очевидно»,- признает она, - «что я становлюсь рабой своей зависти, это качество мешает мне нормально жить, я всегда недовольна собой, потому что у других всегда есть что-то лучше.» Задаем вопрос: «Что нужно сделать, чтобы зависть не мешала жить?» Клиентка вытаскивает карточку-картинку и кладет ее в центр рамки со словом «РАБ». На картинке изображено зеркало. Клиентка сама интерпретирует полученную комбинацию: «Что, мне нужно посмотреть на себя? Ну да, у меня на самом-то деле все есть: работа, муж, ребенок, вот шубу себе купила… Просто у меня приоритеты другие! Я не буду тратить деньги на что попало. Да, у меня нет брендовых вещей и бриллиантов, как у коллег, но не потому что у меня денег нет, а потому что я не трачу их на эти бестолковые вещи». Клиентка поняла, что завидует другим людям в том, что может приобрести сама, что у нее всегда есть выбор, и она осознанно принимает то, что выбирает, и завидовать другим теперь просто нет смысла, вся разница в приоритетах, которые расстанавливает для себя человек. У клиентки свои приоритеты, которыми она гордится, поэтому она больше не раба своей зависти. Клиентка сама осознанно выбирает то, что имеет.

Пример 2. Клиентка жалуется на неудачи в карьерном росте. Формулируем вопрос: «Что мне мешает расти по карьерной лестнице?» Вытаскиваем картинку с изображением «мать кормит ребенка грудью». Клиентка говорит, что есть маленький ребенок, но он уже подрастает, и ей не нужно будет заниматься им в ущерб карьере. Вытаскиваем уточняющую карточку-слово, кладем картинку-изображение в рамку. Перед нами предстает более целостное объяснение проблемы. Слово «ДАВАТЬ» и кормящая мать ассоциируются у клиентки с доением. Она признается: «Да, меня всегда доят на работе, я не могу отказать начальству, я выполняю сверхурочную работу». Обычно такие трудолюбивые исполнительные сотрудники нужны на своем месте. Повышать их невыгодно руководству, потому что их сложно заменить другими, менее опытными людьми. Клиентка поняла, что мешает ее продвижению, и взяла для себя новую тактику поведения с руководством.

Пример 3. Пришла клиента с запросом о невозможности забеременеть. Карты, которые она выбрала были следующие: Рисунок обнявшейся пары на пляже и надпись «ПРИВЯЗАННОСТЬ». После размышлений над полученной комбинацией клиентка отозвалась на версию о том, что ей с мужем так хорошо вместе, и их нуклеарная семья настолько самодостаточна и замкнута, что третьему в этой семье, просто нет места. Ребенок – это всегда нарушение равновесия, всегда испытание для пары. Вопрос: на сколько созависимые молодые люди готовы оторваться друг от друга и направить энергию на ребенка? Ведь сейчас им так хорошо вдвоем… На этой сессии были найдены дальнейшие направления для работы, так же были даны рекомендации немного приоткрыть границы семьи, обогатить семью общением с третьими лицами.

        Я привела лишь некоторые примеры работы с ассоциативными картами. Вариаций здесь множество, интерпретаций еще больше. Что мне нравится в работе с метафорическими картами – это то, что ни разу еще не было случая, чтобы клиент сказал: «я не знаю, что это». Всегда каким-то магическим образом карты попадают в точку проблемы. Я использую метафорические ассоциативные карты даже в скайп- консультировании. Здесь я своей рукой вслепую вытаскиваю карты, которые опять же всегда попадают в проблемную зону клиента. Работа с картами всегда очень увлекательная, как для клиента, так и для психолога. Метафорические ассоциативные карты позволяют тонко и безболезненно для клиента соприкоснуться к его внутреннему миру и найти в нем решение проблем. Я считаю, в этом и есть главное преимущество и привлекательность метода.



Просмотров: 1208
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое метафорические ассоциативные карты
  • Метафорические карты: что это?
  • Коучинговые ассоциативные карты (КАК)- что это? Развенчиваю мифы и знакомлю с выгодами
  • Что такое метафорические карты и как они работают?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Метафорические ассоциативные карты: колоды для начинающих
  • Как Метафорические Ассоциативные Карты выводят клиента на РЕАЛЬНЫЙ запрос?
  • Как создать авторскую методику. Метафорические ассоциативные карты для новичка.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое метафорические карты?
  • Совет дня. Что нужно сделать, чтобы «деньги были всегда»
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Хочу делать, но всегда что-то мешает или что такое прокрастинация и как с ней поступать.
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое хорошо - всегда вопрос, знали об этом?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога
  • Метафорические карты как мощный ресурс для перемен
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Как использовать Метафорические ассоциативные карты в стандартной работе детского психолога
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что сделать, чтобы деньги были всегда
  • Что сделать, чтобы деньги были всегда
  • Что сделать, чтобы всегда были деньги
  • Что сделать, чтобы всегда были деньги



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь