Ассоциативные метафорические карты

 

 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром», «афганский синдром», «чеченский синдром») — это психологическое состояние, которое возникает у человека в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности данного субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет и более после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы. Проблема реабилитации пациентов при ПТСР весьма актуальна сейчас.Многие люди из переживших какое-либо бедствие могут попасть или в вихрь беспомощного отчаяния и депрессии или же у них есть шанс подняться по спирали эффективной терапии с помощью ассоциативных метафорических карт.
В настоящее время всё чаще кризисы и техногенные катастрофы являются частью нашей обыденной жизни. И мы можем подвергнуться  этим опасностям во время террористических актов, природных катаклизмов, а также таких проявлений экзистенциальных моментов  жизни как предательство друзей, смерть близких, потери имущества, сиротство и т.д. Пережившие подобные бедствия люди часто попадают в вихрь психотравмирующей ситуации , названный Питером Левиным хаосом водоворота . Другое название – это черная дыра травмы, которая развивается по нисходящей спирали, состоящей из ловушек травмы, которые трудно обнаружить и контролировать, так как  это происходит на уровне образов, ощущений , чувств, мыслей и поведения. И насущные потребности существования в безопасности и потребности в ощущении собственной компетентности и контроля над ситуацией полностью потрясаются, рушатся и исчезают.  В итоге это горе и гнев в сочетании с глубоким чувством бессилия, могут быть  обращены внутрь самого себя или на других людей.
Психотравма может создать этот самый вихрь, который тянет человека назад, отбрасывая все его прошлые достижения и планы на будущее. «Травматическое повествование» становится центром жизни человека, занимая мысли, чувства и влияя на отношения. Ценой этому является принятие позиции жертвы и отказ от контроля над собственной жизнью. И примеров тому  в моей психотерапевтической практике множество.
И результаты такой травмы имеют форму спирали. И человек всё же может в этой спирали найти внутренний скрытый ресурс, чтобы трансформировать приоритеты, отношение к семье, социальным и духовным ценностям во благо себе. Задача психотерапевта состоит в том ,как  помочь пациенту перейти от роли жертвы к роли контролирующего. Кто-то может разрешить кризис путём взятия ответственности за ситуацию и самовосстановлении на себя. Другие выбирают путь сострадания и прощения. Ярким примером являются ритуалы прощания, например, церковные ритуалы прощания с умершим.
Существуют методы исцеления от психологических травм, которые могут ретравматизировать тех, кто испытывает затруднения в контроле собственными эмоциями и чувствами. В этом вихре эмоций человек колеблется между оптимизмом, надеждой, альтруизмом и усталостью, разочарованием, полярностью мышления.
Если травма не находит словесного выражения, то мы ищем невербальные и психологически безопасные способы выражения. Люди с лёгкостью используют возможность постепенного приближения к травмирующим воспоминаниям через метафоры.                                             Одним из наиболее эффективных инструментов в этом случае могут быть метафорические карты колоды СОРЕ из семейства ОН-карт.
Эти карты нарисованы русской художницей М. Лукьяновой и выпущены  специально для работы с травматическими переживаниями. 88 карт позволяют в игровой или терапевтической форме открыть доступ к глубоким чувствам и рассказать о своём опыте.                                     Метафорические ассоциативные карты - визуальные образы, стимулирующие правополушарную активность головного мозга, запускающие ассоциативные глубокие связи. Психотерапия опирается в этом случае именно на нетравматичную для человека (в обход "сознательного" левого полушария) бессознательную работу по разрыву предыдущих связей очагов патологического стойкого возбуждения и торможения и созданию новых связей, включающих эти ранее "выключенные" из обычной рабочей жизнедеятельности нейроны. Работа с архитипами идет похоже, через правое полушарие, но немного по другому механизму.   . В ходе работы с картами можно определить собственные особенности привычных способов справиться со стрессом. Случайный выбор карт и возникающие ассоциации позволяют вызвать новые идеи и решения, вместо того, чтобы продолжать использовать неэффективные способы на уровне мыслей и действий. СОРЕ карты позволяют достичь глубокой внутренней боли и обнаружить внутреннюю силу. Своего рода виртуальное обучение полезно в решении сложных ситуаций, в экспериментировании с возможными вариантами решения конфликта в безопасном метафорическом пространстве.
В процессе исследования на пути развития устойчивости и здорового способа преодоления с помощью карт СОРЕ разработана новая модель «копинг-ресурсов». Это целостные мультимодальные рамки, содержащие 6 ресурсных копинг-режимов: система веры, аффективное выражение, социальная поддержка, воображение/творчество, когнитивной обработки, поведенческие/физические аспекты. Эти 6 модальностей сливаются в единую мощную копинг-систему преодоления последствий психотравмы и представлены 6 основными картами в колоде СОРЕ. Основные карты - это шесть карт с определенными конкретными изображениями, метафорически передающими указанные ниже смыслы.
1. Система веры включает в себя веру в бога или во что-то сверхъестественное, доверие к другим людям и самому себе. Вера и надежда отлично демонстрируют ресурсы для преодоления травмы.
2. Аффект является чувственным проявлением сознания. Сердце символизирует любовь и ненависть, страх и мужество, печаль и радость, ревность и сострадание и т.д. Эта копинг-модальность включает в себя возможность распознавать и назвать чувства, а затем вербально выражать их (рассказывать, писать письма или разыгрывать драматические представления) или проявляя невербально через танец, творчество, свободную игру, живопись, музыку.
3. Преодоление через социальные навыки фокусируется на взаимодействии с другими людьми. К этим взаимодействиям относятся получение поддержки в семье, от друзей и профессиональных помощников. В период сразу после травмы существует большая потребность признания травматического опыта в форме выслушивания, участия, контейнирования эмоций, толерантности и проявлении заботы.
4. Творческое проявление преодоления является ключевым для переживания травматического опыта «по ту сторону слова». Здесь много творческих способов проявлений болезненных воспоминаний. Изображения колоды СОРЕ или их комбинация вызывают личные скрытые воспоминания или фантазии, связанные с травмой. Любое изображение колоды СОРЕ может быть возможностью превзойти тяжелую реальность и найти утешение в изображении.
5. Когнитивная переработка означает использование когнитивных навыков в осмыслении ситуации нарративно, показывая как она развивается через реакцию на серию образов из карт. Это ещё один способ иметь контроль над посттравматическими вопросами и болезненными воспоминаниями. Цель пересказа травматической ситуации заключается в том, чтобы выйти из тисков ужаса и террора воспоминаний в безопасном режиме, проанализировать и понять ситуацию, определить план и стратегию спасения и преодоления.
6. Физические реакции (разум и тело). Травма всегда остаётся в теле. Левин предлагает использовать тело как инструмент для проработки травмы через размораживание телесных ощущений, связанных с травмой и восстановления контроля разум-тело. Эти методы используют для построения гибкой балансировки напряжения и расслабления, создания телесных и личностных границ, и пересмотреть отношения личного пространства и доверия.
Другие проективные метафорические карты в колоде, которые поддерживают вербальные и невербальные способы, позволяют достичь глубоко лежащих подавленных чувств.  Используя эти метафорические карты, я считаю их эффективным подходом в помощи людям преодолеть последствия травм, договориться о путях разрешения конфликтов, предотвращении самоубийств и бытового насилия. В актуальных травматических ситуациях люди обычно используют комбинацию копингов для того, чтобы выжить в трудной ситуации.
Первым шагом к исцелению и восстановлению после психической травмы является достижение физической и психологической безопасности. В безопасном месте можно выразить чувства вербально и невербально, поделиться снами, ночными кошмарами и другими проявлениями травматических переживаний. Когда это целесообразно, траур и похоронные ритуалы могут способствовать положительной устойчивости. Любая СОРЕ карта или комбинация карт может стать пусковым механизмом для повествования о событии и ответных на него мерах. Использование СОРЕ карт обеспечивает возможность для переживания трудных воспоминаний в безопасной среде, т.к. метафорические истории срабатывают на визуальные образы карт и являются шагом к выходу из мучительной реакции. Эта «творческая дистанция» вспомнить и проработать травматический опыт. Использование воображения и изображения служит защитным экраном от того, чтобы быть раздавленным сильными эмоциями. Когда воспоминаний становится слишком много, всегда можно вернуться к истории на картинке или поискать другие карты, которые могут быть якорем чувств процветания, выживания и исцеления.
Эта работа направлена на то, чтобы обнаружить и разблокировать наши обычные способы справиться с трудной ситуацией, которые оказываются заблокированы в период кризиса. И какие ресурсы могут при этом потребоваться.
1. Расположите 6 основных карт СОРЕ на столе картинкой вверх. Дайте вслух определение каждой карте (вера, аффект, социальное, творческое, когнитивное, физическое преодоление).
2. Возьмите другие 6 карт из колоды наугад. Разместите их рубашкой вверх на каждой из основных карт, прикрыв их одну другой.
3. Переворачивайте карты по одной, рассказывая при этом как именно для вас проявляется тот или иной компонент копинг-стратегии. Например, моя творческая модель преодоления представляется мне тем, что я могу через творчество отделить себя от своих забот (положительный аспект), а мои социальные привычки проявляются в том, что я нуждаюсь и зависим от чужого мнения и отношения (отрицательный аспект).
4. Теперь подумайте о том, как вы обычно поступаете в кризисной ситуации. Выберите их оставшейся колоды рубашкой вверх 3 карты, которые помогут вам описать этот опыт.
5. Попробуйте сами определить, какая из уже проговорённых форм преодоления стресса использовалась вами в этих конкретных кризисных ситуациях. Используйте карты, чтобы рассказать о своём опыте.
6. Попробуйте теперь вспомнить, какие из копингов вы не использовали в этих ситуациях. Переверните лицом вниз те основные карты, которые олицетворяют их. Это те ресурсы, которые были заблокированы во время кризиса.
7. Найдите в колоде карты, которые помогут повторно активировать заблокированные ресурсы. Для этого можно использовать карты из колоды СОРЕ или из ресурсных колод Myhts, Morena, Saga, Habitat.
8. Объедините в общем процессе выявленные существующие и реактивированные (ранее заблокированные) ресурсы для преодоления кризиса. Расширьте свой опыт через новый рассказ, трансформируя его известными вам шестью способами преодоления травматических ситуаций.
        Существует также множество копинг стратегий, и каждая из которых подходит для конкретной ситуации, для конкретного человека. Каждый человек, семья, общество имеют собственный набор копинг-стратегий в соответствии с понятным им базовым языком значений. Эффективный путь для психотерапевта - это присоединиться к языку «жертвы» и направить в сторону дополнительных ресурсов бессознательного преодоления травмы.

 



Просмотров: 260
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • Психологическая травма: преодоление, исцеление, с использованием метафорических ассоциативных карт СОРЕ
  • Метафорические ассоциативные карты: колоды для начинающих
  • Как метафорические карты могут помочь сделать выбор
  • Метафорические ассоциативные карты - новый инструмент оказания психологической помощи
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье
  • Как метафорические карты могут сделать психолога успешным
  • Метафорические карты VS карты Таро. Ничего общего.
  • Метафорические карты: игры, в которые играют…
  • Как использовать Метафорические ассоциативные карты в стандартной работе детского психолога
  • Метафорические ассоциативные карты "Руки" в психологической практике
  • Авторские метафорические ассоциативные карты «Руки» в психологической практике
  • Метафорические Ассоциативные Карты - уникальный и эффективный инструмент психолога.
  • Метафорические ассоциативные карты – путь в осознанность
  • Метафорические карты для поиска решения в согласованности действий между людьми, примирении и проработке собственной Тени
  • Работа с идентичностью подростка (метафорические ассоциативные карты)
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • Танец и метафорические ассоциативные карты про уникальность.
  • Работа с запросом "Я психолог-Я менеджер" ( метафорические ассоциативные карты)
  • Метафорические ассоциативные карты в коррекции психотравмирующих эмоциональных состояниий.
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Метафорические ассоциативные карты. Пример из практики. Работа с метафорой состояния.
  • Метафорические ассоциативные карты. Как выйти из ненужных отношений.
  • Метафорические Ассоциативные Карты
  • Метафорические ассоциативные карты
  • МАК или метафорические ассоциативные карты
  • Метафорические ассоциативные карты или МАК
  • Метафорические ассоциативные карты
  • Метафорические ассоциативные карты.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь