|
Детские страхи. Способы преодоленияАвтор статьи: Рагулина Анастасия Юрьевна
Как бы странно это не звучало,но совет здесь один: позволить ребенку отбояться. Сразу на ум приходит мультик про Котенка Гава,который ходил вместе со щенком бояться грозы на чердак и трясся там от страха. Если бояться вместе, как это делали животные в мультике, - это не так страшно. Ты разделяешь свой страх с кем-то еще,ты становишься сильнее,и это позволяет тебе прожить любой страх. Итак,чтобы помочь ребенку пережить страх, нужно поговорить о нем. И это первый способ, с помощью которого можно с этим страхом справиться. Здесь может быть очень много вариантов: можно поставить "стражу" (как это сделала я), можно попробовать подружиться со страхом, придумать этому "чудищу" смешное имя или прозвище, назвать какие-то смешные привычки. Как вариант, здесь может быть проживание каких-либо других чувств,например, ребенок очень злится, что это "чудище" живет у него под кроватью или злится на врача, который сделал ему больно укол. Главное,не бояться посмотреть страху в глаза. Хочу привести еще один пример. Несколько месяцев назад у меня на приеме была девочка семи лет, которая очень боялась собак. Никакого негативного опыта (собака укусила, набросилась и т.п.) у нее не было. Она просто боялась больших собак. А точнее конкретную собаку, которая выходила со своим хозяином из соседнего подъездом и гуляла во дворе. Мы поговорили про эту собаку, нарисовали ее. Потом она взяла в руки ножницы и стала разрезать свой рисунок на мелкие - мелкие полоски. А эти полоски - на еще более мелкие. Когда у нас с ней страх "рассыпался" на маленькие кусочки,я ей сказала, что теперь его невозможно вернуть назад, склеить, собрать. Вместе мы собрали все эти мелкие кусочки и завернули в большой лист бумаги, выкинули в мусорную корзину. Через 2 недели мы закрепили результат: я просила ее нарисовать свой страх собак и в ее глазах увидела недоумение. Эту технику родители могут использовать в домашних условиях со своими детьми. Также страхи можно проиграть. Если малыша напугала какая-либо ситуация,ее можно проиграть в домашних условиях вместе с родителями, проживая каждое чувство. Для детей помладше предлагаю игру,которую родители также могут использовать дома и в любое время. Называется она "Заяц и слон". Сначала вы предлагаете ребенку побыть "зайчиком-трусишкой". Пусть ребенок покажет вам, как зайчик боится,когда чувствует опасность, как дрожит (поджимает ушки, весь сжимается, старается быть маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся). На эту роль достаточно 1-2 минут. Можно добавить вопросы: а что делает зайка, когда слышит шаги человека, что он делает,если видит лису или волка (убегает,прячется)? Вторая часть упражнения - дать ребенку побыть слоном - сильным, большим, смелым. Покажите ребенку, как неторопливо ходит слон, как он размеренно и бесстрашно вышагивает. А что делает слон, когда видит человека, боится его? Нет. Он дружит с человеком. А если он встретит тигра или льва? Ребенок в течение нескольких минут изображает бесстрашного животного. Есть еще один способ справиться со страхом у ребенка. Это придумать про этот страх сказку со счастливым концом. Мне в работе помогают метафорические карты. С маленькими клиентами мы отбираем картинки, которые подходят под нашу историю и придумываем ее, проговариваем ее, находим другие карточки, которые дополняют нашу историю. Родитель может вырезать картинки из журналов, книжек, распечатать с интернета картинки того, что боится ребенок и вместе с ним придумать сказку про маленького мальчика (или девочку) сказку,который боялся, но перестал. Страх можно слепить из пластилина. Это может быть что-то конкретное или абстрактное, понятное только ребенку. Пусть он посмотрит на свою скульптуру и сам решит, что ему хочется с ней сделать? Какие у него ощущения, когда он смотрит на нее? Скульптуру можно смять, раздавить кулаком, украсить, добавить яркий цвет и т.п. Можно спросить у ребенка, как изменился его страх после того, как он с ним что-то сделал. Также можно сделать страх смешным. Распечатать картинку страха и сделать ее смешной - подрисовать бантик, смешную обувь, клоунский нос, какие-то предметы в руках или лапах. Юмор очень помогает в проживании сильных и неприятных эмоций. Гармоничного развития Вашим деткам! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|