Детские страхи. Способы преодоления

Детские страхи Способы преодоления
Что делают родители в большинстве случаев, когда их дети начинают бояться? Они начинают говорить о том, что бояться здесь нечего,что ничего страшного в темноте, сказочных героях,собаках,уколах и т.п. вовсе нет. Другими словами, они начинают обесценивать чувства ребенка и что еще хуже - оставляют ребенка наедине с этим неприятным чувством. Чувство страха "поселяется" в ребенке и может впоследствии приводить к стрессам, капризам, бессоннице, плохой успеваемости, тревоге. Как правильно реагировать на страхи ребенка, и как помочь прожить ему эти непростые ситуации?

Как бы странно это не звучало,но совет здесь один: позволить ребенку отбояться. Сразу на ум приходит мультик про Котенка Гава,который ходил вместе со щенком бояться грозы на чердак и трясся там от страха. Если бояться вместе, как это делали животные в мультике, - это не так страшно. Ты разделяешь свой страх с кем-то еще,ты становишься сильнее,и это позволяет тебе прожить любой страх.
Моему сыну было 3.5 года, когда он стал бояться спать с закрытой дверью и в темноте. Когда я стала его спрашивать,что именно он боится в темноте,он ответил, что ему кажется, что под кроватью кто-то живет. Мы включили свет, посмотрели со всех сторон, никого не нашли. На следующий день ситуация повторилась. Мы включили свет,посмотрели под кроватью, я помню, что даже как-то вскользь сказала: "Вот видишь, никого тут нет". Это не помогло. Но в один вечер я решила поговорить об этом "чудище" (так его называл ребенок). Какое оно - большое или маленькое? Что оно делает под кроватью? Куда девается днем? Что оно может сделать? Кого оно боится? С кем дружит? Что любит есть? Мы поговорили о нем минут десять. Иногда он боялся очень сильно, иногда ему легче давался рассказ об этом "чудище". Я поддерживала его, брала за руку, боялась вместе с ним. И это подействовало! Более того, в тот вечер я поставила ему рядом с кроватью мягкую игрушку - льва, который охранял бы его от этого "чудища", хоть оно ему казалось не таким уж и страшным. Первый раз ребенок позволил выключить свет в комнате и закрыть дверь. А на следующий вечер я услышала от ребенка, что лев для охраны ему больше не нужен.

Итак,чтобы помочь ребенку пережить страх, нужно поговорить о нем. И это первый способ, с помощью которого можно с этим страхом справиться. Здесь может быть очень много вариантов: можно поставить "стражу" (как это сделала я), можно попробовать подружиться со страхом, придумать этому "чудищу" смешное имя или прозвище, назвать какие-то смешные привычки. Как вариант, здесь может быть проживание каких-либо других чувств,например, ребенок очень злится, что это "чудище" живет у него под кроватью или злится на врача, который сделал ему больно укол. Главное,не бояться посмотреть страху в глаза.

Хочу привести еще один пример. Несколько месяцев назад у меня на приеме была девочка семи лет, которая очень боялась собак. Никакого негативного опыта (собака укусила, набросилась и т.п.) у нее не было. Она просто боялась больших собак. А точнее конкретную собаку, которая выходила со своим хозяином из соседнего подъездом и гуляла во дворе. Мы поговорили про эту собаку, нарисовали ее. Потом она взяла в руки ножницы и стала разрезать свой рисунок на мелкие - мелкие полоски. А эти полоски - на еще более мелкие. Когда у нас с ней страх "рассыпался" на маленькие кусочки,я ей сказала, что теперь его невозможно вернуть назад, склеить, собрать. Вместе мы собрали все эти мелкие кусочки и завернули в большой лист бумаги, выкинули в мусорную корзину. Через 2 недели мы закрепили результат: я просила ее нарисовать свой страх собак и в ее глазах увидела недоумение. Эту технику родители могут использовать в домашних условиях со своими детьми. 

Также страхи можно проиграть. Если малыша напугала какая-либо ситуация,ее можно проиграть в домашних условиях вместе с родителями, проживая каждое чувство. Для детей помладше предлагаю игру,которую родители также могут использовать дома и в любое время. Называется она "Заяц и слон". Сначала вы предлагаете ребенку побыть "зайчиком-трусишкой". Пусть ребенок покажет вам, как зайчик боится,когда чувствует опасность, как дрожит (поджимает ушки, весь сжимается, старается быть маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся). На эту роль достаточно 1-2 минут. Можно добавить вопросы: а что делает зайка, когда слышит шаги человека, что он делает,если видит лису или волка (убегает,прячется)? Вторая часть упражнения - дать ребенку побыть слоном - сильным, большим, смелым. Покажите ребенку, как неторопливо ходит слон, как он размеренно и бесстрашно вышагивает. А что делает слон, когда видит человека, боится его? Нет. Он дружит с человеком. А если он встретит тигра или льва? Ребенок в течение нескольких минут изображает бесстрашного животного. 

Есть еще один способ справиться со страхом у ребенка. Это придумать про этот страх сказку со счастливым концом. Мне в работе помогают метафорические карты. С маленькими клиентами мы отбираем картинки, которые подходят под нашу историю и придумываем ее, проговариваем ее, находим другие карточки, которые дополняют нашу историю. Родитель может вырезать картинки из журналов, книжек, распечатать с интернета картинки того, что боится ребенок и вместе с ним придумать сказку про маленького мальчика (или девочку) сказку,который боялся, но перестал.

Страх можно слепить из пластилина. Это может быть что-то конкретное или абстрактное, понятное только ребенку. Пусть он посмотрит на свою скульптуру и сам решит, что ему хочется с ней сделать? Какие у него ощущения, когда он смотрит на нее? Скульптуру можно смять, раздавить кулаком, украсить, добавить яркий цвет и т.п. Можно спросить у ребенка, как изменился его страх после того, как он с ним что-то сделал.

Также можно сделать страх смешным. Распечатать картинку страха и сделать ее смешной - подрисовать бантик, смешную обувь, клоунский нос, какие-то предметы в руках или лапах. Юмор очень помогает в проживании сильных и неприятных эмоций. 

Гармоничного развития Вашим деткам!



Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Работа со страхом: "Как сделать страх своим другом?"
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Быть вместе. "Легко!.. Или не очень?!"
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Очень вредное слово "можно"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мама, здесь кто-то под кроватью" или 25 заметок о детских ночных кошмарах
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • 50+. Деньги. "Разверзающийся ад", или что-то можно сделать?
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Здоровая" или "патологическая" ревность...и страх оказаться обманутым.
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь