Часть 2. Внутренняя работа психики после травмирующего события

Переживание тяжелой психической травмы оказывает значительное влияние на человека вследствие того, что он теряет базовые защитные иллюзии, присущие ему в обыденной жизни:

  • Иллюзию бессмертия. В обычной жизни люди имеют психологические защиты, которые позволяют жить, не думая об «угрозе» смерти. Пережив реальную витальную угрозу, человек приобретает ощущение, что жизнь может закончиться в любой момент.
  • Иллюзию справедливости устройства мира. В обычной жизни существует некое убеждение в том, что «каждый получает то, что он заслуживает». Приписывая жертвам внешних событий вину или часть вины за произошедшее, люди подтверждают данный постулат, защищая себя от страха. Например, для ребенка это означает, что «если он будет вести себя хорошо и слушаться родителей, т.е. будет хорошим ребенком» – то с ним ничего плохого не произойдет.

После психической травмы человек уже не может жить прежней жизнью, жизненные периоды делятся на периоды «до» и периоды «после». Происходит нарушение понимания мира как «принимающего» и надежного, ломаются представления о самом себе, об окружающих людях, взаимоотношениях с ними. Теряется уверенность в себе, ощущается беспомощность и слабость, человек уже не ждет чего-то хорошего от жизни, а находится в состоянии ожидания плохого.

После травматичного события человек сталкивается с мощным чувством вины: либо это «вина выжившего», либо вина за свое инстинктивное поведение во время событий, повлекшее непоправимые последствия, либо вина жертвы за произошедшее с ней насилие. В любом варианте человек оказывается переполнен чувством вины и не в состоянии выдерживать даже малейший намёк на его вину в обыденной жизни.

Еще один внутренний компонент последствий психической травмы – это бессмысленность. В.Франкл, переживший концентрационный лагерь, написал в своей книге, что «человек может вынести всё что угодно, если в этом есть смысл» [3,4]. Переживший психическую травму может потерять ощущение смысла и дальнейшую жизненную перспективу. Чтобы преодолеть последствия травмы человеку обязательно нужно объяснить себе смысл произошедшего и найти новые смыслы в жизни.

К внешним компонентам последствий психической травмы относится изоляция. Травмированный чувствует, что он пережил настолько уникальный опыт, что его никто не сможет понять, поэтому стремится избегать общения. В то же время социальное окружение склонно относится к жертвам отстраненно и с долей агрессии в качестве защитного механизма от «заражения травмой» [4].

После травмирующего события нормальная психика старается смягчить полученный психический дискомфорт: «человек коренным образом меняет своё отношение к окружающему миру, стараясь сделать свою жизнь хоть немного легче, а это, в свою очередь, вызывает психическое напряжение» [4]. Таким образом, последствия психической травмы, иногда выглядящие со стороны как психическое отклонение, на самом деле являются способами поведения, сформированными в связи с пережитыми событиями.

После события, вызвавшего психическую травму, у человека начинается внутренняя работа психики, в процессе которой внешняя травма трансформируется во внутреннюю «самотравмирующую силу» [1]. Одновременно система защит превращается из системы самосохранения в систему самоуничтожения. Происходит переход защит психики высшего уровня на низший уровень, включаются такие защиты, которые отличаются высокой сопротивляемостью к изменениям. В целом уровень психики человека осуществляет глубокую регрессию, а «травмированная психика» продолжает травмировать саму себя [1]. Кроме того, такие люди постоянно оказываются в повторяющихся травмирующих ситуациях: травмированная психика неосознанно возвращает человека в похожие ситуации для того, чтобы он имел возможность отыграть ситуацию в положительном для себя ключе.

Главным признаком психической травмы является душевная боль. Её интенсивность не подвергается измерению и для каждого человека она является индивидуальной, также как и порог ее переносимости. По словам К.Г. Юнга, все проявления тяжелого психического расстройства строго определены предшествующими переживаниями человека [5], это же относится и к психологическому самоощущению людей, переживших психическую травму. Именно предшествующее состояние психики, зависящее от индивидуального опыта, определяет степень травмированности человека теми или иными событиями. Чем более травматичным был опыт человека в прошлом, тем более высок риск развития тяжелых форм патологии» [2]. Необходимо заметить, что один и тот же человек может реагировать на травмирующее событие по-разному в разное время и в разном возрасте.

Острота воздействия травмирующего события существенно зависит от того, имелась ли возможность у человека отреагировать свои эмоции на ситуацию незамедлительно. Например, ответить ударом внезапному обидчику или ответить на сильное оскорбление. В таком случае, когда человек отреагировал на травмирующее событие в достаточной для него степени, аффект постепенно убывает. В случае, когда такая возможность отсутствует (например, при катастрофах) или реакция вынужденно подавляется (например, при сильнейшей или смертельной опасности разозлить агрессора), воздействие травмы имеет более длительный характер и реакция на травму может быть «отставлена» на месяцы и даже годы.

Довольно часто в истории жизни человека присутствует несколько травм, которые только в совокупности оказывают травматическое воздействие. По словам Фрейда, иногда внешне безобидные обстоятельства совпадают с каким-либо действительно важным событием или моментом, когда человек находится в сильном раздражении, и это приобретает травмирующий характер.

Пытаясь уйти от травматичных переживаний, отрицая последствия травмы, человек «как бы отделяет от себя свои болезненные переживания, инкапсулирует их, как будто помещая в «контейнер» [4]. В такой «контейнер» заключаются все негативные эмоции, оставшиеся после травматичного события, такие как гнев, ярость, злость, страх, вина и другие. «Контейнер» служит образованием, которое обеспечивает защиту психики от осознания травматических впечатлений и их последствий. Внутри таких «контейнеров» хранится энергетически очень сильно заряженная агрессивная энергия, которая не нашла своего выхода в момент переживания травмы.

Поскольку основной страх травмированного человека – это страх повторения травмы, агрессивные эмоции «охраняются» психикой, не имея свободного выхода. При любом стимуле, хотя бы отдалённо напоминающем травмирующую ситуацию, «забытые» эмоции вырываются наружу, и человек может потерять контроль над собой. Зная о такой особенности, человек предпринимает огромные усилия, чтобы эмоции из «контейнера» не смогли выйти наружу – постоянно быть внимательным и предвосхищать любое повторение травматичных эпизодов. Такая «сверхбдительность» требует огромных затрат энергии, и со временем всё больше и больше. Неконтролируемый расход энергии на сохранение «контейнера» агрессивных эмоций истощает человека в борьбе с самим собой, зачастую приводя к соматическим симптомам, таким как бессонница, переутомление, раздражительность, нарушение внимания и  памяти и мн.другое. У детей это проявляется, например, рассеянностью, ухудшением памяти, внимания, что приводит к снижению успеваемости в школе. Формирование «контейнеров» после перенесённой травмы приводит к нарушению целостности личности, а в особо тяжелых случаях может возникнуть феномен «множественной личности».

Цикл статей о психической травме:

  1. Понятие психической травмы. Обзор (часть 1)
  2. Внутренняя работа психики после травмирующего события (часть 2)
  3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям (часть 3)
  4. Кумулятивная (длительная) детская травма и ее последствия во взрослой жизни (часть 4)
  5. Психологический портрет травмированной личности (часть 5)
  6. Особенности травмированной матери как родителя (часть 6)

 

 Литература:

1. Калшед, Д. Внутренний мир травмы

2. Решетников М. М. Психическая травма.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла.

4. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку.

5. Юнг, К. Г. Психоз и его содержание.



Просмотров: 675
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Лечит не время, лечат люди (последствия психической травмы)
  • Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?
  • ПТСР, как возможный прогноз развития психической травмы
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Этиология психической травмы
  • Значение эмоций в психической жизни человека
  • Соматическая терапия психической травмы
  • Исцеление психической травмы: плюсы и минусы высокого умственного развития
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)
  • (Не)Доверие, или жизнь после травмы.
  • Для чего взрослым людям нужно прорабатывать свои детские травмы и их последствия?
  • Сломанное дерево, или Жизнь после травмы.
  • Когда твоя жизнь меняется или опыт травмы. Вина.
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Роль височно-нижнечелюстного сустава в психической и физической жизни человека
  • Перепроживание травмы – это все, что дает холотропное дыхание?
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • К чему приводят незалеченные душевные травмы. Специалист — о психической норме и пограничных состояниях.
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Что делать, когда близкий человек пьет или употребляет наркотики? Часть 2
  • Что делать, когда близкий человек пьет или употребляет наркотики? Часть 4



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь