|
Часть 2. Внутренняя работа психики после травмирующего событияАвтор статьи: Павловская Екатерина Ивановна
Переживание тяжелой психической травмы оказывает значительное влияние на человека вследствие того, что он теряет базовые защитные иллюзии, присущие ему в обыденной жизни:
После психической травмы человек уже не может жить прежней жизнью, жизненные периоды делятся на периоды «до» и периоды «после». Происходит нарушение понимания мира как «принимающего» и надежного, ломаются представления о самом себе, об окружающих людях, взаимоотношениях с ними. Теряется уверенность в себе, ощущается беспомощность и слабость, человек уже не ждет чего-то хорошего от жизни, а находится в состоянии ожидания плохого. После травматичного события человек сталкивается с мощным чувством вины: либо это «вина выжившего», либо вина за свое инстинктивное поведение во время событий, повлекшее непоправимые последствия, либо вина жертвы за произошедшее с ней насилие. В любом варианте человек оказывается переполнен чувством вины и не в состоянии выдерживать даже малейший намёк на его вину в обыденной жизни. Еще один внутренний компонент последствий психической травмы – это бессмысленность. В.Франкл, переживший концентрационный лагерь, написал в своей книге, что «человек может вынести всё что угодно, если в этом есть смысл» [3,4]. Переживший психическую травму может потерять ощущение смысла и дальнейшую жизненную перспективу. Чтобы преодолеть последствия травмы человеку обязательно нужно объяснить себе смысл произошедшего и найти новые смыслы в жизни. К внешним компонентам последствий психической травмы относится изоляция. Травмированный чувствует, что он пережил настолько уникальный опыт, что его никто не сможет понять, поэтому стремится избегать общения. В то же время социальное окружение склонно относится к жертвам отстраненно и с долей агрессии в качестве защитного механизма от «заражения травмой» [4]. После травмирующего события нормальная психика старается смягчить полученный психический дискомфорт: «человек коренным образом меняет своё отношение к окружающему миру, стараясь сделать свою жизнь хоть немного легче, а это, в свою очередь, вызывает психическое напряжение» [4]. Таким образом, последствия психической травмы, иногда выглядящие со стороны как психическое отклонение, на самом деле являются способами поведения, сформированными в связи с пережитыми событиями. После события, вызвавшего психическую травму, у человека начинается внутренняя работа психики, в процессе которой внешняя травма трансформируется во внутреннюю «самотравмирующую силу» [1]. Одновременно система защит превращается из системы самосохранения в систему самоуничтожения. Происходит переход защит психики высшего уровня на низший уровень, включаются такие защиты, которые отличаются высокой сопротивляемостью к изменениям. В целом уровень психики человека осуществляет глубокую регрессию, а «травмированная психика» продолжает травмировать саму себя [1]. Кроме того, такие люди постоянно оказываются в повторяющихся травмирующих ситуациях: травмированная психика неосознанно возвращает человека в похожие ситуации для того, чтобы он имел возможность отыграть ситуацию в положительном для себя ключе. Главным признаком психической травмы является душевная боль. Её интенсивность не подвергается измерению и для каждого человека она является индивидуальной, также как и порог ее переносимости. По словам К.Г. Юнга, все проявления тяжелого психического расстройства строго определены предшествующими переживаниями человека [5], это же относится и к психологическому самоощущению людей, переживших психическую травму. Именно предшествующее состояние психики, зависящее от индивидуального опыта, определяет степень травмированности человека теми или иными событиями. Чем более травматичным был опыт человека в прошлом, тем более высок риск развития тяжелых форм патологии» [2]. Необходимо заметить, что один и тот же человек может реагировать на травмирующее событие по-разному в разное время и в разном возрасте. Острота воздействия травмирующего события существенно зависит от того, имелась ли возможность у человека отреагировать свои эмоции на ситуацию незамедлительно. Например, ответить ударом внезапному обидчику или ответить на сильное оскорбление. В таком случае, когда человек отреагировал на травмирующее событие в достаточной для него степени, аффект постепенно убывает. В случае, когда такая возможность отсутствует (например, при катастрофах) или реакция вынужденно подавляется (например, при сильнейшей или смертельной опасности разозлить агрессора), воздействие травмы имеет более длительный характер и реакция на травму может быть «отставлена» на месяцы и даже годы. Довольно часто в истории жизни человека присутствует несколько травм, которые только в совокупности оказывают травматическое воздействие. По словам Фрейда, иногда внешне безобидные обстоятельства совпадают с каким-либо действительно важным событием или моментом, когда человек находится в сильном раздражении, и это приобретает травмирующий характер. Пытаясь уйти от травматичных переживаний, отрицая последствия травмы, человек «как бы отделяет от себя свои болезненные переживания, инкапсулирует их, как будто помещая в «контейнер» [4]. В такой «контейнер» заключаются все негативные эмоции, оставшиеся после травматичного события, такие как гнев, ярость, злость, страх, вина и другие. «Контейнер» служит образованием, которое обеспечивает защиту психики от осознания травматических впечатлений и их последствий. Внутри таких «контейнеров» хранится энергетически очень сильно заряженная агрессивная энергия, которая не нашла своего выхода в момент переживания травмы. Поскольку основной страх травмированного человека – это страх повторения травмы, агрессивные эмоции «охраняются» психикой, не имея свободного выхода. При любом стимуле, хотя бы отдалённо напоминающем травмирующую ситуацию, «забытые» эмоции вырываются наружу, и человек может потерять контроль над собой. Зная о такой особенности, человек предпринимает огромные усилия, чтобы эмоции из «контейнера» не смогли выйти наружу – постоянно быть внимательным и предвосхищать любое повторение травматичных эпизодов. Такая «сверхбдительность» требует огромных затрат энергии, и со временем всё больше и больше. Неконтролируемый расход энергии на сохранение «контейнера» агрессивных эмоций истощает человека в борьбе с самим собой, зачастую приводя к соматическим симптомам, таким как бессонница, переутомление, раздражительность, нарушение внимания и памяти и мн.другое. У детей это проявляется, например, рассеянностью, ухудшением памяти, внимания, что приводит к снижению успеваемости в школе. Формирование «контейнеров» после перенесённой травмы приводит к нарушению целостности личности, а в особо тяжелых случаях может возникнуть феномен «множественной личности». Цикл статей о психической травме:
Литература: 1. Калшед, Д. Внутренний мир травмы 2. Решетников М. М. Психическая травма. 3. Франкл В. Человек в поисках смысла. 4. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. 5. Юнг, К. Г. Психоз и его содержание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|