Этиология психической травмы

Автор статьи: Раиса Коваленко

 

В книге "Аффекты, регуляция и  восстановления селф" А. Шор, пишет о том, что этиология травмы напрямую соотносится к таким событиям в отношениях, когда ребенок всецело зависящий от матери, терпит неудачу в поисках эмоционального резонанса с ней ради возможности принятия и понимания и регуляции своих аффективных состояний, так что ему приходится самостоятельно справляться с состояниями пугающего перевозбуждения и страха, что приводит к диссоциации (разделенность психических процессов: мыслей, эмоций, памяти и идентичности), которая в свою очередь оказывает влияние на развивающееся правое полушарие. Интенсивные состояния перевозбуждения и страха в результате травматического опыта в ходе установления ранней привязанности (см. Боулби) оказывают пагубное воздействие на правое полушарие в критические периоды его развития. В результате возникает хроническая дефицитарность в нейронных цепях, связывающих лимбическую систему с отделами вегетативной системы, которые принимают участие в регуляции эмоциональных состояний.

 Анализируя буквально сотни исследований, Шор доказывает, что отношения ранней привязанности младенца к матери, в том числе тонкие невербальные процессы, такие как взгляд, особенности звучания, касания, непосредственно влияют на раннюю организацию лимбической системы и на правое полушарие мозга. Оптимальный опыт привязанности ребенка к матери – основа «эмоциональной регуляции в диаде», которая в дальнейшем формирует способность ребенка к саморегуляции. Напротив, опыт ненадежной привязанности ребенка к матери ведет к задержке аффективного развития и нарушения эмоциональной саморегуляции. 

 Таким образом, есть прямая взаимосвязь между опытом ранней привязанности ребенка  к тому, кто о нем заботится и процессом созревания мозговых структур, особенно правого полушария, которое доминирует и находится в состоянии «он-лайн» в течении первых 18 месяцев жизни. Правое полушарие тесно связано с лимбической системой, отвечающей за эмоциональные реакции, а также с автономной нервной системой, регулирующей состояния гипер- и гиповозбуждения.  Можно сказать, что многие дети с историей ранней травмы стали преждевременно опираться на «высшие» рациональные психические функции (левое полушарие), и такие защиты от целостности,  как вытеснение, рационализация  начинают доминировать либо препятствовать интеграции я-системы их личности (Д. Винникот).

 Эти исследования важны не только для понимания этиологии травмы. Они также подчеркивают важность коммуникации между терапевтом и клиентом - "от правого полушария к левому полушарию». Восстановление целостности оказывается возможным благодаря восстановления пластичности мозга. Однако, это зависит не столько от инсайтов (левое полушарие), сколько от переживаний в теле (правое полушарие), не столько от технической терминологии, сколько от метафор, не столько от абстракции, сколько от погружения в детали переживания, не столько от прошлого, сколько от возможности проживания переживаний в отношении прошлого  в настоящем, не столько от отдельной психики клиента, сколько от  пространства, возникающего "между" клиентом и терапевтом.

Автор: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт

 



Просмотров: 485
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ранняя травма и правое полушарие
  • «У художников более развито правое полушарие» – миф? (да)
  • Как прокачать левое полушарие?
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"
  • "Правша" или "левша". Какое ведущее полушарие у вас?!
  • "Сколько выбил, столько вставил" или коротенько о важном.
  • "Почему у меня именно столько денег и сколько я стою?"
  • Что мешает иметь столько денег, сколько хочется?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Правое и левое в кинографике
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Почему у вас нет столько денег, сколько вы хотите. И как это исправить
  • Манипуляция "Ну сколько заплатишь - столько заплатишь."
  • Травмы привязанности (часть 2) - "начальник охраны"
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Дай себе столько любви сколько нужно.
  • Мы получаем ровно столько, сколько себе позволяем
  • Сколько денег в голове, столько их и в кошельке. Проверим?
  • У нас столько же времени, сколько было у Леонардо да Винчи.
  • Почему у вас нет столько денег, сколько вы хотите
  • Сколько денег в голове, столько их и в кошельке (объясняю почему)
  • Никогда ещё люди не болели столько, сколько в наше время.
  • Почему вы не зарабатываете, столько сколько хочется на примере треугольника Карпмана
  • Что делать для развития правого полушария?
  • Сколько денег в голове, столько и в кошельке. Правда про денежные убеждения
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Сколько денег в голове, столько и в кошельке — вся правда про денежные убеждения
  • Сколько денег в голове, столько и в кошельке. Вся правда про денежные убеждения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь