У ранней психической травмы (или травмы развития) есть одна немаловажная особенность, которая может как создать препятствия для последующего исцеления, так и поспособствовать ему.
В результате травматической ситуации в детстве происходит задержка эмоционального развития, а вот разум формируется преждевременно, словно компенсируя недостающее. Часто так называемые травматики обладают незаурядным умом, из них получаются настоящие ученые, писатели и просто высокообразованные люди.
Ум становится главным ресурсом травматиков, он помогает им справляться со многими жизненными задачами. Это те люди, которые отвергают свои и чужие чувства («плакать стыдно»), обесценивают их, не умеют справляться с наплывом эмоций и т. д. Зато у них прекрасно работает рациональное и логическое мышление, они все могут объяснить, всему найти причины и, в конце концов, необходимые решения.
Сталкиваясь с серьезными проблемами в своей жизни, потерями и новыми разрушающими ситуациями, люди с травмой развития нередко добираются до истоков своих несчастий путем приобретения знаний в этой области и логических выводов. Далеко не все из них обращаются к специалистам, и если обращаются, то уже после того, как многие знания приобретены, но исцеление не наступило.
Чем полезен высокий уровень интеллектуального развития для людей с травмированной психикой?
1. Значительная степень осознания происходящего вследствие получаемой информации.
Она позволяет адекватно оценивать ситуацию, не перекладывать ответственность за свои проблемы на других людей, а также не метаться в поисках «могущественных персон», которые олицетворяют для травматиков родительские фигуры и по умолчанию должны знать, как решить все затруднения. Такие поиски поглощают неимоверное количество психических сил, часто оставаясь бесплодными. За этим всегда следует разочарование и, как следствие, ретравматизация.
Осознанный подход позволяет травматикам четко определять, какие специалисты могут помочь, а на каких не стоит тратить силы, время и деньги. В результате им удается в определенной мере сохранить себя.
2. Сам процесс осознания уже сопровождается взрослением.
Он помогает видеть и разграничивать здоровые и нездоровые способы поведения как у себя, так и у других. Это ведет к большему пониманию окружающих людей, сочувствию, меньшей конфликтности, реже возникают обиды, такой человек учится не осуждать других за то, что находит и в себе.В отношении себя самого результатом понимания становится уменьшение токсического стыда и чувства вины, понемногу происходит самопринятие.
Однако все знания мира не способны излечить острые переживания, вызванные неумением справляться с трудными ситуациями и своими чувствами. Иногда знания даже мешают процессу исцеления. Как это происходит?
1. У травматика наблюдается излишняя интеллектуализация как чувств, эмоций, так и всей его жизни. Начиная самостоятельную работу над собой, он находит все больше объяснений, строит собственные концепции. Накопление знаний становится чем-то вроде спорта, в котором требуются все новые и новые достижения. Учитывая бесконечность человеческого разума, этот процесс действительно почти невозможно прекратить, стоит только увлечься.
2. При этом травматик все больше теряет контакт с жизнью.
Связь с телом у него и так не слишком прочна – он часто не понимает своих базовых потребностей, и это может привести к ангедонии (неспособности получать удовольствие) и депрессии. Попытки восполнить этот пробел нередко ведут к зависимостям (один из примеров – пищевая зависимость как результат привычки «заедать» неприятные эмоции, желая получить положительные). Разрушаются также и связи с людьми. Не умея строить здоровые отношения и стремясь уйти из токсичных, деструктивных связей, человек зачастую остается совершенно один. У некоторых людей к этому прибавляется социальная дезадаптация, если, например, в профессиональном плане человек несостоятелен. И так далее.
Многие из травмированных людей отказываются от обращения к специалистам:
- из-за боязни, недоверия, а также неумения выстраивать отношения;
- из-за ложной уверенности, что их знания достаточны для того, чтобы видеть все пути решения.
Но теории всегда недостаточно, нужна практика. Психические травмы исцеляются только в живых, реальных отношениях с другими людьми.
Однако это не означает, что приобретение знаний совсем бесполезно. Процесс осознания – важный и нужный, но лишь первый этап в деле исцеления травмированной психики.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.