Представьте, что ребёнок - это цветок. Сначала это маленькое семечко в защитной оболочке - он растёт в теле матери. Потом семечко проклевывается, и росток оказывается в большом мире. Мир суров - почва не всегда плодородная, случаются холода и дожди, проезжающие машины могут раздавить. Поэтому очень важно, чтобы рядом был надёжный взрослый, который будет поливать, укрывать от холодов, оберегать. Цветок набирает рост. И тут взрослый понимает, что растение не такое высокое, как ему бы хотелось, цветёт скудно, да и лепестки не того цвета. Вроде бы и не плохое, нет. Скорее - недостаточно хорошее. И начинаются садоводческие манипуляции - обрезать лишние ветви, выпрямить стебель, подвязав его к опоре, подкармливать всеми доступными удобрениями. Сил вложена масса, а итог по-прежнему средненький, если, конечно, растение не погибло в процессе его облагораживания. ... То же происходит и с ребёнком в дисфункциональной (игнорирующей потребности ребенка) семье. Семьи, в которых не удовлетворяют базовые потребности - питание, безопасность, принятие и безусловная любовь, это семьи, где цветок остаётся с суровым миром один на один. Простейший пример - зависимые от веществ, работы, денег, супруга родители. Ребёнок не важен и не значим по сравнению с объектом зависимости. Другой пример - холодные, отвергающие родители, не умеющие удовлетворять потребности ребёнка в любви и безусловном принятии, жёстко навязывающие собственные системы жизненных и духовных ценностей, не оставляя ребёнку возможность выбрать. Такие семьи часто социально благополучны - есть пища и одежда, организованы досуг и развитие младших членов семьи. Родители таких детей в основном социально-желательны - то есть соответствуют принятым социальным нормам, тратят много сил и времени на это соответствие, и горько разочаровываются, когда этого соответствия по каким-то причинам не удаётся достичь. К ребёнку эти требования предъявляются с той же жесткостью - учиться хорошо, быть послушным, уметь играть на фортепиано, продолжить семейную династию врачей и много разного другого. А ребёнок, например, весьма средних интеллектуальных способностей, абсолютно не музыкален и вообще не хочет получать высшее образование. К тому же очень подвижен, неусидчив и с трудом концентрируется на деятельности. Родителями это расценивается как личный провал. Ребёнок превращается в постоянное напоминание этого провала. Чаще всего, плата ребёнка из такой семьи за свою "инаковость" - непринятие родителей. Непринятие может выражаться в форме игнорирования потребностей "да я лучше знаю, кем ему быть и где учиться", до полного отвержения "в нашей семье такого не было никогда. Это позор". Ребёнку остаётся либо сломаться и подстроиться, полностью разучившись слышать себя, либо бунтовать. К психологам чаще попадают дети второго типа, потому что они неудобны родителям. Хотя с точки зрения психологического здоровья они более сохранны. Подчинившихся детей приводят тогда, когда они находятся в плачевно состоянии, чаще это депрессии, суицидальные попытки и зависимости. Многие взрослые клиенты психологов - это выросшие подчинившиеся дети, люди, с которыми очень удобно другим, но им самим практически невыносимо. Они не понимают кто они, чего хотят, а чего нет, не умеют слышать свои чувства. Восстановительной работы с такими клиентами порой не на один год. ... Так вот, дорогие родители, не отбирайте у своих детей самое драгоценное - их внутренний мир. Не бойтесь, если он отличается от вашего мира, ведь многообразие - основной принцип эволюции. Всем добра и здоровья. ...
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.