Воспитание и травмы развития

Представьте, что ребёнок - это цветок. Сначала это маленькое семечко в защитной оболочке - он растёт в теле матери. Потом семечко проклевывается, и росток оказывается в большом мире.
Мир суров - почва не всегда плодородная, случаются холода и дожди, проезжающие машины могут раздавить. Поэтому очень важно, чтобы рядом был надёжный взрослый, который будет поливать, укрывать от холодов, оберегать.
Цветок набирает рост. И тут взрослый понимает, что растение не такое высокое, как ему бы хотелось, цветёт скудно, да и лепестки не того цвета. Вроде бы и не плохое, нет. Скорее - недостаточно хорошее.
И начинаются садоводческие манипуляции - обрезать лишние ветви, выпрямить стебель, подвязав его к опоре, подкармливать всеми доступными удобрениями.
Сил вложена масса, а итог по-прежнему средненький, если, конечно, растение не погибло в процессе его облагораживания.
...
То же происходит и с ребёнком в дисфункциональной (игнорирующей потребности ребенка) семье.
Семьи, в которых не удовлетворяют базовые потребности - питание, безопасность, принятие и безусловная любовь, это семьи, где цветок остаётся с суровым миром один на один. Простейший пример - зависимые от веществ, работы, денег, супруга родители. Ребёнок не важен и не значим по сравнению с объектом зависимости. 
Другой пример - холодные, отвергающие родители, не умеющие удовлетворять потребности ребёнка в любви и безусловном принятии, жёстко навязывающие собственные системы жизненных и духовных ценностей, не оставляя ребёнку возможность выбрать. Такие семьи часто социально благополучны - есть пища и одежда, организованы досуг и развитие младших членов семьи. Родители таких детей в основном социально-желательны - то есть соответствуют принятым социальным нормам, тратят много сил и времени на это соответствие, и горько разочаровываются, когда этого соответствия по каким-то причинам не удаётся достичь.
К ребёнку эти требования предъявляются с той же жесткостью - учиться хорошо, быть послушным, уметь играть на фортепиано, продолжить семейную династию врачей и много разного другого.
А ребёнок, например, весьма средних интеллектуальных способностей, абсолютно не музыкален и вообще не хочет получать высшее образование. К тому же очень подвижен, неусидчив и с трудом концентрируется на деятельности.
Родителями это расценивается как личный провал. Ребёнок превращается в постоянное напоминание этого провала. Чаще всего, плата ребёнка из такой семьи за свою "инаковость" - непринятие родителей. Непринятие может выражаться в форме игнорирования потребностей "да я лучше знаю, кем ему быть и где учиться", до полного отвержения "в нашей семье такого не было никогда. Это позор".
Ребёнку остаётся либо сломаться и подстроиться, полностью разучившись слышать себя, либо бунтовать.
К психологам чаще попадают дети второго типа, потому что они неудобны родителям. Хотя с точки зрения психологического здоровья они более сохранны.
Подчинившихся детей приводят тогда, когда они находятся в плачевно состоянии, чаще это депрессии, суицидальные попытки и зависимости. Многие взрослые клиенты психологов - это выросшие подчинившиеся дети, люди, с которыми очень удобно другим, но им самим практически невыносимо. Они не понимают кто они, чего хотят, а чего нет, не умеют слышать свои чувства. Восстановительной работы с такими клиентами порой не на один год.
...
Так вот, дорогие родители, не отбирайте у своих детей самое драгоценное - их внутренний мир. Не бойтесь, если он отличается от вашего мира, ведь многообразие - основной принцип эволюции.
Всем добра и здоровья. 
...



Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда муж не глава семьи, а ещё один ребёнок
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Ребёнок из созависимой семьи или "вина выжившего"
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса"
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Больной" ребёнок и родители на коленях
  • Как просить, чтобы чаще слышать в ответ "да".
  • Выросший ребёнок, который не может уйти из семьи...
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Зачем родители "душат" своих детей? Причины и следствия
  • Техника для самостоятельной работы с МАК "Мой внутренний ребёнок".
  • "Кораблекрушения" или "Когда разрушаются семьи?"
  • Родители и взрослые дети. Швабра-целитель, "чудеса" психосоматики.
  • Работа с МАК. Техника "Мой взрослый ребёнок"
  • "Старые дети", или как взрослеют люди, чьи родители отказываются от зрелости
  • "Умные" дети обманывают чаще, послеродовая депрессия отцов, дети и развод и др. новости
  • С какими психологическими проблемами чаще всего сталкиваются дети, выросшие в семье с домашним насилием?
  • Развитие детей вне зависимости от материального положения семьи
  • Брат и сестра: как родители "планируют" судьбы детей
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Профопределение: как родители "делают" будущее детей
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Навыки функциональной семьи или "Я знаю, что ты чувствуешь!"
  • Разводятся родители, а "разводят" детей.
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь