|
Профопределение: как родители "делают" будущее детейАвтор статьи: Литвин Евгений Анатольевич
В данной статье я хочу рассказать о том, какими кривыми путями может идти профопределение личности, какую роль играет в этом сам индивид, а так же его окружение, и какую пользу можно извлечь из самого процесса выбора нужной профессии. Я знаю, что среди моих читателей есть те, кто только собирается получать образование. Есть и такие, кто подумывает о втором высшем. А есть те, кто сильно переживает по поводу выбора вуза для детей или внуков. Так вот: эта история – для вас! ******* В 80-м году я наступил на горло собственной песне, и к радости родителей поступил в строительный институт. По вступительным экзаменам я получил три пятерки и четверку. Оценки говорили о том, что я вполне мог бы претендовать на что-то большее, нежели «тепло-газо-снабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха», но… Короче, я отдал строительному институту 5 лет, потом еще 3,5 года работал по распределению на автопредприятии. Потом еще полтора года составлял сметы в строительном кооперативе. Десять лет жизни…. Неплохой, интересной, относительно насыщенной… Только строительству и технике там отводился самый-самый минимум… Как только появлялась возможность почитать философско-психологическую литературку – я тут же забывал про все это строительство к чертовой матери… ******* Что бы дать полную картину того, как могут совершаться неправильные жизненные выборы, нам придется проанализировать подводные камни, способные направить юный ручеек, а потом – и молодую реку в неестественном для нее направлении. Так что началось все, наверное, с того, что мой папа был музыкантом. Он был крепким профессионалом, руководил группой вторых скрипок в государственном симфоническом оркестре, преподавал в музыкальной школе, сочинял серьезные песни и занимал места в конкурсах. Мама была альтисткой в том же симфоническом оркестре. Все было бы хорошо… если бы папа не переживал, что ничего не умеет делать руками. Кроме, как хорошо играть на скрипке, разумеется! Матушка добавляла масла в огонь, постоянно приводя ему в пример соседей-заводчан, у которых и гардины красивые-самодельные, и шкафчики-шмабчики, и застекленные балконы с многоярусными антресолями, и пол из «отличного самодельного паркета»… гм… неужели такой существовал?.. И вообще, зарплата у них в те времена была якобы больше, и дачу они сами построили, а не рабочих нанимали… Короче, мой слегка затравленный этими разговорами отец считал, что всему виной не его парящий по жизни идеализм, а музыкальное образование вместо технического… Папа был большой фантазер, и любил помечтать, как он покупает старенький «Москвич», и «где-то в гараже» (!) делает из него конфетку… Или – приобретает какую-то списанную лодку, и делает из нее «алые паруса»… Я со своей стороны тоже плеснул бензинчика в этот мангал, и в пять лет наотрез отказался брать в руки скрипку, чем временно поставил папу в тупик по поводу моей дальнейшей профессиональной жизни. Но его замешательство длилось не долго. Раз уж ребенок не пошел по музыкальной стезе… все свои нереализованные мечты в плане техники папа решил осуществить за счет сына, благо психика у детей гибкая и восприимчивая. Тем более что к лобзику и тискам я проявлял интерес явно больший, чем к смычку и скрипке. В наш почтовый ящик стали регулярно приходить журналы типа «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Катера и яхты», «За рулем» и прочие вдохновляющие и мотивирующие материалы. Папа мне их регулярно подкладывал на письменный стол, на полочку с туалетными принадлежностями и под подушку. Сам он тоже кое-что из этого прочитывал, и постоянно изготавливал и строил нечто по предлагавшимся там чертежам: то веломобиль, то трицикл с мотоциклетным мотором, то выклеивал из стеклоткани корпус стремительной моторной лодки. Делал он это очень вдохновенно, уверенно и, разумеется… мысленно… По моему первому требованию мне покупались паяльники, конструкторы, наборы по судо-авиа-моделизму, ножовки и дешевенькие в те времена электрические моторчики. Я собирал «телефон-телеграф разборный», конструировал и разбивал вдребезги авиамодели и топил очередной корабль с электромоторчиком из-за слишком тяжелой квадратной батарейки и искусственно создаваемых волн в ванне. Больше всего папу радовали мои пятерки по физике/математике, и он с гордостью говорил знакомым музыкантам, что «у сына – техническое мышление». ******* Надо сказать, что пуленепробиваемое мнение папы о моих, якобы, «технических способностях», имело под собой некие основания. Правда, не на практике, а… в генах. Папа так и говорил: - У него по материнской линии – генетическая предрасположенность к технике. Вот эти «факты»: * Мой родной дядя Олег работал ведущим конструктором авиационного завода на Красной Глинке. У него было десять государственных премий и служебная машина, папина мечта. * Мой дедушка и его старший брат, т.е. мой двоюродный дедушка – были лучшими механиками города Куйбышева, один по трикотажным машинам, другой – по телеграфному оборудованию. К сожалению, талант предков к технике «из рук в руки» мне не передавался. Дядя Олег умер, увы, в 39 лет. Ракетное топливо, которое он разрабатывал и испытывал, оказалось не сильно полезным для его здоровья. Единственное, чему научил меня дедушка – это забивать гвоздь с трех ударов. Произошло это, когда мама припрягла его для ремонта нашей новой квартиры. От моих же просьб и предложений поделать что-то руками вместе он стабильно увиливал: работа с техникой к моменту выхода на пенсию у деды ничего, кроме раздражения не вызывала. Хе, мой вдохновенный папа не обращал внимания на грешную землю, с ее малозначительной и не всегда приятной практикой, а в небесной теории – вовсю фантазировал о моих талантах в технической сфере, и пророчил мне великое инженерное будущее. ******* Легкий гром прогремел, когда я захотел вместо авиационного института пойти учиться в госунивер, либо на физмат, либо… на юридический. Родители с этим мужественно справились, запугав меня отсутствием в универе военной кафедры и мантрой «заберутвафганистан»… Я-то, собственно, не возражал и в Афганистан: пять по физре, пять по НВП, навыки бокса, дзюдо и улицы как то не делали воображаемую армию слишком напряжной. Но, у родителей на этот счет была подобрана более эффективная мантра: «подумайчтоснамибудетеслитебяубьют!». Короче, я плюнул на все (на самом деле не на все, а именно на свои глубинные желания-мечты в плане будущей профессии), и пошел в строительный институт, потому что туда шло достаточное количество одноклассников. Так же мой папа на тот момент стал мечтать о новой даче, потому всячески расписывал прелести и перспективы работы в строительном тресте. Оправдательную мотивировку я для себя лично формулировал так: «прораб – профессия востребованная и денежная»… Если бы я только знал, что на ближайшие пять лет мне предстоит учить и сдавать совершенно неинтересные мне предметы… что производственная практика ничего, кроме поверхностного любопытства не вызовет… В общем, следующие пять лет я ходил в институт, что бы: - Дружинить в оперативном отряде, работать внештатным сотрудником уголовного розыска; - Писать-сочинять вместе с такими же «вдохновленными» на учебу одногруппниками «Повесть о Комиссаре с рабфака»; - Сдавать на «отлично» марксистско-ленинскую философию и научный коммунизм, и на тройки-четверки всю остальную тьму предметов; - Изучать всевозможные психологические методики развития человеческих способностей; - Работать по хоздоговору и исследовать работу систем вентиляции на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, «потомучтозаэтоплатят»… Хорошо, что за время учебы в институте я успел несколько месяцев поработать в «Волгопромвентиляции», в результате я участвовал в строительстве трех жилых домов, универсама и областной клинической больницы. «Вот так мы, строители, меняем объекты как перчатки!» - сделал я всеобъемлющий вывод. ******* Где-то курсе на втором я начал подумывать, не завязать ли мне с этой учебой к чертовой матери. Тут мне приснился вещий сон, и я сделал нужные выводы. Приснилось мне, что я завалил сессию (с первой так уже было, но то была не первая!). Во сне я с легкостью махнул на неинтересный институт рукой, и пошел в армию. Да не куда-нибудь, а в морскую пехоту. И вот, возвращаюсь я из армии, прихожу похвастаться в родной, теперь уже бывший институт. Я – весь такой суровый, с усами под длинным носом, из-под ворота гимнастерки выглядывает тельняшка, на груди значки и возможно даже ордена. Возможно, что и боевые, во сне до конца не понятно. В те времена глава государства весь в орденах ходил, а мы чем хуже? Друзья институтские меня встречают в полном восхищении: - Женя пришел! - Как служилось?! - Мы тоже так хотим! Короче, я – герой, и моей гордости нет предела. Тут оказывается, что у них – мероприятие по поводу получения диплома. - Ну, что ж – молодцы, тоже зря время не теряли, - радуюсь я за них. Но тут появляется мой институтский кореш Искандер, человек демонстративный и хвастливый, и со свойственной ему тогда юношеской манерностью и понтами заявляет: - А я, между прочим, дипломированный инженер! – и так, по актерски, делает реверанс руками и корпусом. Эмоции у него во сне были – супер, в кино такие не показывают! И тут вдруг… я почувствовал себя таким лохом! Что я делал эти два года? Кому теперь нужны моя тельняшка и гимнастерка с орденами? Мне что, такому усатому, опять идти на первый курс с пареньками из школы?!.. Возможно, если бы я действительно прошел тогда армию, мною все воспринималось бы совершенно по-другому: с гордостью за свою взрослость, ответственность и приобретенные навыки. Но после этого чертового сна я проснулся весь в холодном поту, подналег на учебники, и сдал ту злополучную сессию. Больше завалов не допускал, и как активист-общественник всегда получал стипендию… ******* Три с половиной года после института я честно отработал на грузовом автопредприятии, «делал карьеру». Начал с инженера-технолога отдела главного механика, потом замещал инженера по технике безопасности, потом стал замдиректора по строительству. И наконец, когда справедливость восторжествовала, и нашли настоящего замдиректора, стал мастером-строителем с функциями снабженца. Потом немного позанимался сметами в строительном кооперативе, параллельно – торговлей, параллельно – полиграфией, ну, а там – и хорош, перешел в сферу интересной мне во всех отношениях практической психологии. Поближе к психике, и несколько дальше от техники – как то не звала она меня… Короче, мое развитие, как инженера началось с конструктора для шестилетнего мальчика, и морально закончилось в девятом классе, когда я увлекся обществоведением, философией, психологией и писательством. Все остальные события: учеба в строительном институте, работа по специальности, на которые ушло десять лет моей жизни, были вынужденным жизненным опытом. Местами – любопытным, местами – скучным. Всю эту горькую пилюлю под названием «как лучше не выбирать профессию» подслащивало только то, что любой жизненный опыт я пропускал через свое желание стать психологом и писателем, интересовался всем, особенно – человеческими характерами и судьбами. ******* Может создаться впечатление, что моя первая специальность была навязана мне родителями, они мол, за это время, которое я относительно продуктивно, но вовсе не плодотворно потратил и отвечают. Вовсе нет. Конечно, они был чересчур активны. Они были озабочены моим жизненным выбором поначалу больше меня. Но принимал-то окончательные решения я! Это я, своими руками и ногами понес документы в строительный институт, на заранее выбранный факультет, «потому что там конкурс меньше, чем на ПГС, но выше, чем на сельхоз». Это я, учась в институте, взрослел и понимал, что гуманитарные предметы мне интересны, а технические нет. Это я, начав работать, освободился от родительского гипноза, и какую бы активность они не проявляли, советуя занимать или не занимать ту или иную должность, просеивал их советы, и пропускал, если надо, мимо ушей. Это я пошел получать второе высшее психологическое образование, и с тех пор мое довольство жизнью увеличилось в разы. ******* Надеюсь, мой выстраданный собственно шкурой опыт о том, «как не надо сватать профессию своим детям», и о том, что «не стоит вестись на поводу у родителей» оказался для моих читателей полезным. В завершении хочу дать несколько рекомендаций для людей, которые по той или иной причине интересуются выбором профессии:
Учтите, что огромное количество людей сначала попробовали себя в разных профессиях, и только потом, заочно, пошли учиться туда, куда им было действительно нужно. Кто стремился – стали руководителями разного уровня. Кто стремился сильно, да еще и попал в струю – начали с нуля, и стали ТОПами…. В некоторых развитых странах, а теперь местами и у нас, школьники еще за время учебы проходят солидную производственную практику, и пробуют себя почти во всех базовых человеческих профессиях. Но это – немного другая история, изначально основанная на логике и практике, более приземленная, менее эмоциональная… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|