|
Сепарация - отделение ребенка от других людей и приобретение независимостиАвтор статьи: Захарова Жанна Павловна
Как развиваются психологические границы, как ребенок приобретает ощущение собственной целостности, отдельности от другого человека, отдельности, в первую очередь, от своих родителей, – об этом в данной статье. По Маргарет Малер, существуют несколько фаз раннего развития ребенка, через которые проходит ребенок на пути развития здоровых личных границ, дифференциации себя и другого. В ее концепции подчеркивается фундаментальная роль баланса доступности матери и оптимальной фрустрации для психологически здорового развития ребенка. Рассмотрим эти фазы. 1. Фаза нормального аутизма (безобъектная, не путать с аутизмом как диагнозом) – здесь преобладают сноподобные состояния, физиологические процессы. Забота матери способствует усилению чувственного восприятия мира ребенком. Младенец поворачивает голову в сторону груди матери – начинает видеть лицо матери в целостности, так начинается социальное развитие. 2. Фаза нормального симбиоза (2-6 месяц). Происходит комплекс оживления – начинается формирование важного и необходимого симбиоза «мать-дитя», когда границы ребенком ощущаются как единые. Желания ребенка считываются и удовлетворяются мгновенно, у него возникает ощущение, что он кормит себя сам. Здесь же у ребенка начинается внутреннее разделение на «хорошую» и «плохую» мать: мать воспринимается «хорошей», когда дает грудь, когда у ребенка происходит насыщение, и воспринимается «плохой», когда мать по каким-то причинам и в фантазиях ребенка не проявляет должной заботы, не дает грудь тогда, когда, на его взгляд, ему это необходимо (тогда он начинает кусать материнскую грудь, выражает свои переживания в слезах). 3. Фаза сепарации-индивидуации (6 месяцев – 2,5 года) – на этой фазе происходит постепенное развитие осознания отдельности Я от другого человека, формируются основы Я идентичности, подлинных отношений и осознание особенностей реальности. Сепарация-индивидуация начинается с хватания матери, отстранения от неё на некоторое время, чтобы осмотреться, при этом часто ребенок находится в поле зрения матери. Он проявляет интерес к переходным объектам как напоминании о потребности контакта с матерью (переходным объектом может быть, например, игрушка, одеяло как нечто, напоминающее о матери). Мать и ее доверие тестируются, ребенок изучает все то, что относится к матери, начинает сравнивать ее с другими людьми. В 10-11 месяцев ребенок сам может определять дистанцию между собой и матерью. При этом мать еще играет центральную роль в жизни ребенка, является его поддержкой для того, чтобы справляться с фрустрацией, и она продолжает быть на некоторой дистанции. Ребенок уходит от матери на все более долгое время, а потом возвращается к матери для «подзарядки». Он окрылен своими возможностями познания мира. В то же самое время, если мать не готова отпустить ребенка и находится в состоянии тревоги, ребенок может и «не пошевелиться». 1,5-2,5 года. Ребенок осознает свою отдельность и начинает подозревать, что мир ему придется осваивать все-таки самому. Ребенок хочет разделять с матерью свои открытия и обретать вновь мать - объект своей любви. Он испытывает амбивалентные чувства: ему требуется поддерживающий объект любви, но не покушающийся на недавно обретенную автономию - ребёнок то стремится к матери, то отдаляется от неё. Задача матери на разных фазах развития ребёнка, и в особенности на этой фазе – помочь ребенку справляться с амбивалентными переживаниями, быть терпеливой и искренней в собственных действиях и переживаниях, связанных с ребёнком. «Подзарядка» здесь и далее происходит больше не на телесном, а на символическом уровне. Увеличивается взаимодействие с другими людьми, в особенности с отцом. Возрастает роль игры, в течение которой развивается способность выражать желания в символической форме, возрастает и способность к обретению контроля над своим поведением, здесь же зарождается эмпатия. Последний этап стадии «сепарации-индивидуации» – укрепление индивидуальности и начало формирования ощущения константности матери и других людей. Происходит постепенное интегрирование образа матери, устойчивое объединение «хорошей» и «плохой» матери, четкое осознание своей отдельности от других людей. Активно развивается речь, фантазия, понимание особенностей реальности. Итак, возможность перехода ребенка с одной фазы на другую зависит от качества его отношений с близкими взрослыми. В основе неразвитых границ между Я и Другими лежат нездоровые отношения с объектом привязанности (с матерью или другим опекуном, заменяющим мать) в виде гиперопеки или, наоборот, пренебрежения потребностями ребенка, что не позволяет ему благополучно пройти фазу сепарации и сформировать целостное, интегрированное и дифференцированное представление о себе самом и о других людях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|