Использование метафорических карт в кризисной психологической помощи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ

 

Горобченко А.Е., Женский институт «ЭНВИЛА», старший преподаватель

 

Негативные жизненные события рассматриваются в психологии как инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физических и психологических страданий. Если же событие оказывается неожиданным, насильственным, травмирующим и опасным для жизни человека, то его определяют как травматическое событие. Ситуации, не поддающиеся контролю и несущие внезапную, массивную, неожиданную угрозу жизни человека называют кризисами. Кризисные ситуации считаются наиболее сложной формой стрессора, так как несут в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости безотлагательного действия [1].

Для совладания с неблагоприятными жизненными событиями человеку необходимы ресурсы, в первую очередь – психологические, как внутренние источники  преодоления этих событий. Наличие ресурсов совладания с кризисными ситуациями обеспечивает адаптивную функцию, придает уверенность, поддерживает самоидентичность человека. Ресурсы – это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды (психологические и социальные ресурсы). Успешность преодоления негативных жизненных событий напрямую зависит от репертуара, характера и степени использования наличных и доступных ресурсов.

Психологическая кризисная помощь со стороны специалистов является примером социального ресурса, который нацелен на создание условий для восстановления, реабилитации переживших кризисное событие, раскрытие ими своих собственных психологических ресурсов. Программы психологической кризисной помощи и поддержки направлены на:

-                   нормализацию состояния, самочувствия;

-                   «проработку» (понимание собственного уникального смысла переживаемой ситуации);

-                   осознание травматического события, собственных реакций и симптомов;

-                   когнитивную организацию переживаемого опыта;

-                   мобилизацию внутренних и внешних ресурсов;

-                   определение средств дальнейшей помощи.

Одним из эффективных инструментов, которые используются специалистами помогающей деятельности, являются метафорические карты. В профессиональных кругах карты известны под разными названиями: «О-карты», «проективные карты», «терапевтические карты» и др. Благодаря психотерапевту и издателю Моритцу Эгетмейеру и его издательству «ОН Verlag» карты распространились по всему миру как качественный проективный инструмент, применяемый в различных направлениях психологической помощи, в лечебной практике преодоления последствий кризисов и травм.

Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Колода карт получила название «OH» (английское междометие, обозначающее удивление). Психотерапевтами были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента, с помощью которого можно было бы создать условия для откровенного рассказа клиента о себе и своих проблемах. Сегодня практическими психологами используются 17 колод метафорических карт издательства «OH Verlag»: «OH», «COPE», «PERSONA», «PERSONITA», «HABITAT», «MYTHOS», «SAGA», «SHEN HUA», «1001», «QUISINE», «MORENA», «LYDIA JACOB STORY», «TAHITI», «BOSCH», «ЭККО», «BEAUREGARD», «CLARO» [4].

Карты «COPE» (Преодоление) используются как одно из творческих средств исцеления, которым можно пользоваться в сочетании с другими существующими методами. Данная колода карт является проектом трех специалистов – издателя и психотерапевта Моритца Эгетмейера (Германия), художницы Марины Лукьяновой (Россия) и всемирно известного психолога доктора Офры Аялон (Израиль). Творческое сотрудничество этих трех специалистов свело вместе культурное наследие трех стран, которые на протяжении последних ста лет тяжело пострадали от травмирующих событий.

В основе использования карт «COPE», как инструмента кризисной помощи, лежит подход М. Лаада и О. Аялон, базирующийся на шести измерениях, которые описывают пути преодоления человеком кризисного события. В данном мультимодальном подходе рассматривается модель, состоящая из шести видов «исцеляющих ресурсов» и именуемая BASIC Ph [3]:

  1. Вера (Belief).
  2. Эмоциональный аффект (Affect).
  3. Социальный (Social).
  4. Воображение и фантазия (Imagina­tive).
  5. Когнитивный (Cognitive).
  6. Физический (Physical).

Л.А. Пергаменщик в статье «В поисках психологического кода выживания» указывает, что комбинация вышеперечисленных элементов и определяет стиль выживания каждого человека. Человеческая реакция может протекать более чем в одном из указанных измерений. В принципе, человек может пользоваться всеми шестью ресурсами, или же выработать свою собственную конфигурацию, свой «код выживания» [2].

В колоде карт «COPE» есть 6 карт с изображениями рук, которые символизируют 6 измерений («исцеляющих ресурсов»), так как кризис рассматривается авторами как явление, включающее в себя одновременно и угрозу и возможности исцеления, которые находятся в руках каждого человека. Остальные 82 карты символически и метафорически олицетворяют травматические события и эмоциональные реакции на них, предлагая рядом с ними образы облегчения, успокоения, уверенности и исцеления.

Авторы карт «COPE» выделяют четыре основных принципа, лежащих в основе создания карт.

1. Принцип нормализации. Действенность карт «COPE» вытекает из предположения, что психологическая травма – это реакция на потрясения, которые повсеместно могут происходить с любым человеком. Любые реакции на травму считаются нормальными способами преодоления кризиса. Нам необходимо признать, что у каждого человека существуют свои уникальные типы реакций на кризисные события. Эти реакции присущи  каждому так же, как и его отпечатки пальцев. Концентрация на преодолении кризиса, а не на болезни, позволяет работе с картами «COPE» продвигаться без подчеркивания негативных последствий перенесенной травмы.

2. Принцип овладения навыком самообладания. Столкновение с кризисными, травмирующими событиями, как правило, ведет к потере чувства собственной значимости. Поэтому процесс терапии с использованием карт «COPE» должен  носить характер сотрудничества: работа по преодолению кризисных событий – это совместное путешествие, где известно лишь общее  направление, и где при встрече с каждым новым препятствием или преградой  нужно быть готовым находить новые пути. Исцеляющее общение и сотрудничество приводят к взаимному доверию, к росту чувства собственного достоинства и  веры в свои силы.

3. Принцип самовыражения. Работа над собой, будь то посредством отреагирования горя или страха, выражения своих чувств по отношению к травмирующим образам посредством иносказательной истории или общения с другими участниками, выработки своей системы ценностей или обращения к юмору – все эти подходы способствуют исцелению. Терапевту, использующему карты «COPE», необходимо поощрять все эти составляющие процесса исцеления, так как он является проводником и тренером, открывающим перед клиентом или участниками группы новые подходы и навыки, которые находились в латентном  состоянии.

4. Принцип создания личной теории излечения. Личный сюжет, изложенный при помощи карт «COPE», создает свое собственное символическое и метафорическое пространство, в котором может состояться примирение с прошлыми событиями и возникнуть новые чувства оптимизма и уверенности в завтрашнем дне.

Примером практического применения карт «COPE» является следующая методика, направленная на исследование привычных путей преодоления кризисного события и определение тех способов преодоления, которые заблокированы в ситуации кризиса.

Методика «Кризис = Угроза + Шанс»

Какие ресурсы необходимы в трудных ситуациях и как сделать, чтобы они были доступными тогда, когда они необходимы?

1. Разложите 6 карт с руками на столе изображениями вверх и обозначьте каждую из них согласно модели BASIC Ph (вера, эмоции, социальные навыки, творчество, интеллект и физические действия).

2. Выберите 6 карт из колоды «COPE» и положите их лицом вниз на карты с руками таким образом, чтобы каждая карта с руками была покрыта одной картой из колоды.

3. Переворачивайте по одной верхней карте и описывайте, как они связаны с картами с руками, которые представляют собой способы преодоления. Пусть верхняя карта поможет вам описать, как вы используете в вашей жизни каждый способ преодоления, в позитивном или негативном направлении.

4. Теперь вспомните тот период в вашей жизни, когда вы испытывали сильный стресс или кризис. Переверните оставшиеся в колоде карты «COPE» и выберите три карты, описывающие этот опыт.

5. Попытайтесь определить, какие способы преодоления вы использовали, чтобы справиться с этим кризисом. Используя карты, расскажите историю вашего исцеления.

6. Попытайтесь также определить те методы, которые вы не использовали и переверните карты, их представляющие, лицом вниз. Эти карты представляют те способы преодоления, которые блокируются травматическим событием.

7. Найдите карты, которые могут помочь возобновить эти заблокированные способы.

8. Воспроизведите весь процесс того, как вы определили имеющиеся у вас возможности для преодоления кризисов и как вы активизировали дополнительные ресурсы. Поделитесь вашим мнением. Перескажите историю вашего травматического опыта, и какие изменения произошли в результате использования всех 6 способов преодоления.

Данная методика является авторским приемом, предложенным О. Аялон, который можно использовать в программах кризисной помощи. Как правило, специалисты, использующие в своей деятельности метафорические карты, изобретают свои уникальные практические приемы.

Метафорические карты, недавно появившиеся на постсоветском пространстве, были приняты с воодушевлением, как специалистами помогающих профессий (психологами, социальными педагогами, психотерапевтами и социальными работниками), так и широким кругом людей, интересующихся самопознанием и саморазвитием. Они используются специалистами различных направлений психологической практики как качественный, удобный проективный материал, помогающий налаживанию контакта с клиентом, самораскрытию клиента или участников группы, стимулирующий к открытому и исцеляющему диалогу.

Литература

  1. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. Том 1. № 2. С. 102-112.
  2. Пергаменщик, Л.А. В поисках психологического кода выживания / Л.А. Пергаменщик // Псiхалогiя. – 2009. – № 2. – C. 23-27.
  3. Ayalon, O. B.A.S.I.C. Ph. – creative methods in post tsunami training of helpers in Thailand / O. Ayalon // Journal of Experiential Psychotherapy. – 2007. – № 37. – P. 19-26.
  4. Kirschke, W. Strawberries Beyond My Window / W. Kirschke. – Germany: OH Publishing, 2008. – 250 p.


Просмотров: 764
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чем отличаются метафорические ассоциативные карты от карт Таро и других карт?
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми
  • Метафорические ассоциативные карты - новый инструмент оказания психологической помощи
  • Некоторые аспекты использования метафорических карт как инструмента осознания проблемы.
  • Опыт использования метафорических ассоциативных карт в преподавании психологических дисциплин
  • Формирование конструктивного клиентского запроса при помощи метафорических ассоциативных карт (МАК)
  • Примеры диагностической работы с клиентами при помощи метафорических ассоциативных карт.
  • Консультирование и психотерапия при помощи карт ЭККО
  • Метафорические карты: игры, в которые играют…
  • Метафорические карты VS карты Таро. Ничего общего.
  • Вариант использования рисунка и метафорических карт в консультировании
  • Как любовь к себе можно рассмотреть с помощью метафорических карт?
  • Техника работы с субличностями при помощи карт Персона.
  • Психологическая травма: преодоление, исцеление, с использованием метафорических ассоциативных карт СОРЕ
  • Работа с сопротивлением клиента с помощью Метафорических Ассоциативных Карт
  • «Дембельский альбом онковыздоравливающего» - моя колода метафорических ассоциативных карт.
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе арттерапевта
  • Найди ответы на свои вопросы с помощью “магии” метафорических ассоциативных карт
  • Необычный случай из практики применения Метафорических Ассоциативных Карт в терапии.
  • Диагностика Модели Баланса с помощью метафорических карт.
  • Упражнение для детской терапии с использованием метафорических карт.
  • Использование метафорических ассоциативных карт в психодиагностике и психокоррекции. Часть 1
  • Авторские метафорические ассоциативные карты «Руки» в психологической практике
  • Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом СДВГ.
  • Как провести первую консультацию с несговорчивым подростком с помощью метафорических карт
  • Как выбрать нишу, тему, направление работы с помощью метафорических карт?
  • Консультирование с помощью метафорических карт.
  • Практика для работы с целями с использованием метафорических карт
  • Упражнение "Колесо Жизни" с использованием метафорических карт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь