Формирование конструктивного клиентского запроса при помощи метафорических ассоциативных карт (МАК)

С проблемой формулировки конструктивного клиентского запроса (ККЗ) сталкивается каждый практикующий психолог. Ведь клиенты приходят не с запросами, а с жалобами, с просьбами помочь улучшить ту или иную жизненную ситуацию, за советами, за поддержкой.

В психологии под запросом мы понимаем явно выражаемую пациентом просьбу или жалобу, его первое словесное формулирование своих трудностей, в разре­шении которых он ожидает найти помощь у психолога. Не всякий запрос позволяет непосредственно перейти к содержательной работе. Ведь задача, адресованная себе и психологу, изначально может быть сформулирована как нерешаемая. Поэтому можно говорить о степени конст­руктивности запроса со стороны пациента [2,18].

Рассмотрим примеры конструктивных и неконструктивных  клиентских запросов. К конструктивным клиентским запросам мы относим:

1. Запрос об информации – запрос о границах нормы, о возможностях психологического изменения и его прогнозе;

2.  Запрос о помощи в самопознании – запрос об определении способностей,  о структурировании «Я-концепции», о помощи в самопринятии и самопонимании;

3. Запрос о помощи в саморазвитии – развитие когнитивных способностей, коммуникативных навыков, навыков саморегуляции;

4.   Запрос  о трансформации (в смысле, характерном для традиции аналитической психологии К.Г. Юнга) – включает  в себя потребность человека начать жить «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного;

5. Запрос о снятии симптома жалобы на эмоциональные нарушения, психосоматические симптомы, коммуникативные трудности, когнитивные нарушения, энергетические проблемы.

Неконструктивные клиентские запросы:

1. Запрос с предельным обобщением – может звучать как «хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» и т.п.;

2. Манипулятивный запрос – запрос на управление отношениями другого человека, его желаниями, поведением и эмоциями.  Типы высказываний при подобных запросах следующие: «Как сделать, чтобы он (она) захотел.., почувствовал.., относился.., поступил.., сделал...», «Заставьте его (ее).., скажите ему (ей)...», «Повлияйте на него (нее)...» [2,19].

Задача психолога в подобной ситуации – объяснить, с чем работает (и с чем не работает) психолог, и помочь клиенту сформировать конструктивный   запрос, разобраться, что именно клиент хочет получить в результате консультации или терапии. Помощь психолога на этом этапе трансформации запроса в конструктивную форму – интерпретация, помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью.  Конструктивный клиентский запрос легко форматируется в задачу, которую можно сформулировать как цель для клиента.

Методика использования МАК относится к проективным  методам психодиагностики, позволяющим обойти рацио клиента, его психологические защиты и внутреннее сопротивление. Этот уникальный инструмент помогает практическому психологу быстро наладить контакт с клиентом, помочь клиенту увидеть, сформулировать  и вербализовать проблему [1, 59].

Практика применения метафорических ассоциативных карт дает возможность, используя различные колоды и подходы к их использованию, в минимальные сроки помочь клиенту, например, осознать и реконструировать травматическое событие, переформатировать его и наполнить новым смыслом  [1, 61], а также структурировать проблему во вполне конкретную задачу.

Предлагаемая нами методика состоит в трехэтапном построении ККЗ с помощью МАК (используются универсальные колоды ОН, СОРЕ, Tan Doo,  портретные – Persona и Personita, и ресурсные – Mythos, Saga).

На первом этапе – этапе неудовлетворенности –  клиенту предлагается выбрать из портретной колоды МАК карту, отзывающуюся на состояние себя сегодняшнего, испытывающего проблемы, трудности. Для него важно  просто ощутить неопределённое беспокойство, вычленить его в потоке ощущений [3]. Далее из универсальной колоды клиенту предлагается отобрать карты, символизирующие нежелательные, тревожащие ситуации, связанные с обращением к психологу, и разместить их справа от портретной карты. Здесь уместны вопросы психолога «Что Вы чувствуете? Почему так происходит?»  Продуктивный итог этапа – признание клиентом неудовлетворенности, неопределенного (возможно) беспокойства и определение с помощью психолога области этого беспокойства.

На следующем этапе – этапе вычленения  проблемы – психолог проговаривает с клиентом каждую актуализированную им ситуацию, задает наводящие на размышление вопросы, при помощи которых помогает структурировать информацию и вычленить собственно проблему клиента. Здесь возможны вопросы «Почему так происходит? Что Вам мешает? Что будет, когда Вы преодолеете эти препятствия? Какие Ваши качества, ресурсы могли бы Вам помочь в преодолении?» и др.  На практике в процессе обсуждения происходит замена клиентом некоторых карт, часто убираются карты, ставшие по мере проработке неактуальными – происходит понимание сути проблемы и следствий, с ней связанных. Приходит новое виденье проблемы клиентом, понимание того, что именно его не устраивает в жизни.Продуктивный итог этапа – ощущение клиентом облегчения от вычленения истинной проблемы.

На третьем  этапе клиент выбирает карту «себя довольного», уже решившего проблему, справившегося с трудностью, и выкладывает ее справа от «проблемных» карт. Далее из универсальных колод клиенту предлагается выбрать образы положительных решений тревожащих его ситуаций и выложить их под «проблемными» картами. Фактически клиенту дается возможность «перекрыть» нежелательные ситуации «желаемыми» картинками будущего. Психолог проговаривает с клиентом желаемый выход из каждой ситуации, путем постановки вопросов помогает структурировать опыт,  сформулировать задачи работы и зафиксировать желаемые образы результата. Продуктивный итог этапа – клиент увидел свою настоящую проблему и задумался о том, чего он хочет на самом деле, что станет решением этой самой проблемы. В заключение из ресурсной колоды клиент вытаскивает карту-ресурс, отвечающую на вопрос «Какие мои навыки и способности помогут мне в выполнении данной задачи?» и интерпретирует ее.

Таким образом, проведя клиента через три этапа формирования ККЗ при помощи МАК, психолог помогает ему  трансформировать проблему в конкретную задачу и получить инструменты для ее решения.

Благодаря методике формирования конструктивного клиентского запроса при помощи метафорических ассоциативных карт (МАК) клиент визуализирует свои тревоги и смутные ожидания, а ответы на вопросы психолога-консультанта стимулируют к пониманию своих реальных проблем. В результате  клиент получает возможность переструктурирования своей психологической проблемы в конструктивный клиентский запрос, что, в свою очередь позволяет сформулировать для него конкретную задачу, решение которой будет зависеть уже только от него самого.

Литература

    1. Кобикова Ю.В. Метафоричні асоціативні карти (МАК) як інструмент в роботі практичного психолога./ Ю.В. Кобикова// Актуальні напрями практичної психології і психотерапії: збірник матеріалів VI Харківської науково-практичної психологічної конференції (м. Харків, 11 грудня 2015 року) /Харківський національний університет внутрішніх справ. – Харків, 2015. – с. 59-61
    2. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему...: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам./ В.К. Лосева, А.И. Луньков — М.: А.П.О., 1995. — 48 с., ил. — (серия «Психо­логическая помощь и консультирование», вып. 3. Назаренко Е. Алгоритм обретения счастья. Психологический портал тренингового центра «1000 идей» –  [Електронний ресурс]. – Режим доступу:

http://live-and-learn.ru/catalog/article/algoritm-obreteniya-schastya/



Просмотров: 1333
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как помочь клиенту сформулировать запрос
  • как Сформулировать Запрос для обращения к психологу
  • Как сформулировать запрос к школьному психологу.
  • Как можно прояснить запрос с помощью одной карты МАК?
  • Как сформулировать свой запрос?
  • Запрос и зачем он нужен. Смена запроса в ходе терапии.
  • Запрос на процесс и запрос на результат
  • Как Метафорические Ассоциативные Карты выводят клиента на РЕАЛЬНЫЙ запрос?
  • Повоздействуйте на него или самый распространённый запрос к психологу
  • Как сформулировать расстановочный запрос.
  • Запрос клиента: хочу стать здоровым! Или как психологу справиться с психосоматикой.
  • Примеры диагностической работы с клиентами при помощи метафорических ассоциативных карт.
  • Найди ответы на свои вопросы с помощью “магии” метафорических ассоциативных карт
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Клиентский запрос: научите комфортно жить с проблемой
  • Работа с сопротивлением клиента с помощью Метафорических Ассоциативных Карт
  • Форматы психологической помощи. Как и где можно получить помощь психолога
  • Зачем нужен правильный запрос от клиента?
  • Работа с горем (запрос клиента или его родственников)
  • Как определить, лежит ли запрос клиента в зоне ваших компетенций?
  • Слова - ничто. Голос - всё! И можно ничего не рассказывать про себя на терапии (думать про запрос)
  • Четкий запрос, диагноз, конкретная цель. С чем прийти к психологу?
  • Клиентский запрос 3
  • Клиентский запрос 2
  • Клиентский запрос.
  • Запрос - это почти решенная задача
  • Сформулируйте запрос психологу
  • Ваш первый запрос психологу
  • Женская инициация как клиентский запрос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь