Клиентский запрос: научите комфортно жить с проблемой

Если очень сильно обобщить, то есть всего два типа клиентского запроса:

1) Помогите мне осознать основную проблему (ключевой паттерн) и ее решить

2) Помогите мне научиться комфортно жить с проблемой (оправдать ключевой паттерн), чтобы ничего сильно в жизни не менять. "Чтоб всё было и мне за это ничего не было"

Наверное, последовательность запросов, мне нужно было бы написать наоборот.

Клиент, впервые приходящий к психологу, редко думает, что причина проблемы в каком-то его ключевом паттерне (повторяющемся элементе поведения, мышления, эмоционального реагирования).
Скорее он уверен, что проблема существует как-бы сама по себе.

Как мне заставить себя перестать ругаться с родственниками мужа?

Как мне избавиться от нежелания идти на работу?

Как мне начать знакомиться с достойными мужчинами (женщинами)?

Как избавиться от любовной зависимости?

Как заставить мужа устроиться на работу?

Как замотивировать ребенка на учебу?

Как перестать обращать внимание на ссоры с  родителями?

И т.д.

Ответ, как правило, одинаковый - ИЗМЕНИТЬСЯ САМОМУ, ВЫРАСТИ: СТАТЬ БОЛЕЕ ЗРЕЛЫМ

Как измениться? Если описать представление клиента в картинках, то часто образ проблемы автономен: существует как-бы сам по себе.

Но это не так. В образе проблемы - уже заложена частичка бессознательного клиента. Неважно, образ ли это сварливой свекрови или чёрствой матери.

Или равнодушных коллег. Или еще чего-либо.

Этот образ несет в себе информацию об убеждениях самого клиента.

Странно, но человеку нередко кажется, что он воспринимает реальность объективно. Этакая иллюзия того, что он знает то, как на самом деле обстоят дела. Что он "ЗНАЕТ", что думают о нем другие люди, как часто и с какими эмоциями, как они себя поведут в той или иной ситуации и т.д.

Одна часть населения уверена, что они "профессиональные чтецы мыслей и намерений" и безусловно "знают правду".

Вторая часть населения, наоборот, ни в чем не уверена и во всем сомневается, убежденная первой половиной в том, что те "знают правду". А так как правда первой половины не совпадает с внутренними ощущениями второй половины - то вторая половина сомневается еще сильнее.

За психолога (психотерапевта) хватаются как за последнюю соломинку: дескать - вот он третейский судья - всех рассудит, "невиновных накажет", "непричастных наградит".

Но психолог может только помочь клиенту развить собственную зрелую позицию, позицию, основанную на понимании самого себя и на доверии к себе.

Психолог может помочь клиенту амнистировать собственные, заключенные в темнице бессознательного, осужденные части личности и научиться с ними сотрудничать.  Может помочь стать более целостным и осознанным.

Психолог может помочь клиенту перестать быть заложником собственных ключевых паттернов: осознать их, научиться отслеживать и разрешить себе реагировать разнообразно, получая опыт обратной связи с удовольствием и любопытством (а не со страхом и недоверием жизни)

Ключевой паттерн.

Что это за зверь такой? И как его вычислить?

Во всех этих неурядицах есть повторяющиеся элементы. Меняются ситуации, люди, а этот элемент остается.

Например, желание человека, чтобы другие угадывали и предвосхищали его потребности.

Или же отсутствие уверенности в своих силах и активное нежелание внутреннего ребенка взрослеть.

Иногда, страх перед неопределенностью будущего. И т.д.

Бывает, что ключевой паттерн мимикрирует на консультации у психолога в разные формы. Так, например, потребность в одобрении будет лепить этакого "идеального клиента" - такого, каким по мнению клиента он может понравиться психологу.

Паттерн "угадай мои желания" будет приводить к запросам типа: "мой муж меня не любит" и Вы (психолог) тоже.

Паттерн "у меня ничего не получится" будет приводить к постоянному обесцениванию любых результатов и провалу всего, что, на первый взгляд, так хорошо начиналось.

Встречаясь с ключевым паттерном лицом к лицу, его нельзя воспринимать как приговор. Важно помнить: это сценарий, устойчивый элемент игры, в которую человек вовлекся, перестав осознавать: кто сценарист, кто актер, а кто режиссер.

Иногда, я предлагаю своим клиентам поохотиться за своими ключевыми паттернами: понаблюдать за тем, какой сценарий они разыгрывают и для чего они это делают.

Не всем такая охота по душе, так как у привычных сценариев есть своя прелесть - ПРИВЫЧНОСТЬ, а потому относительная БЕЗОПАСНОСТЬ (предсказуемость)

Что же такого ценного в этом ключевом паттерне?

Основная ценность ключевого паттерна - это защита от изменений. Защита от обесценивания привычного мира и привычной реальности клиента.

Наш разум, желая быть последовательным, не может допустить, чтобы человек признался себе, что "дцать" лет своей жизни был неправ с точки зрения собственного благополучия.

Какая ценность в том, чтобы годами учиться существовать с проблемой вместо того, чтобы ее решать? А все просто - решение проблемы всегда выход за зону определенности и предсказуемости результата (выход за зону комфорта).

И тут сразу встает вопрос о базовом доверии к миру. Выход за зону определенности - это страшно. На кого бы переложить ответственность за то, чтобы этого не делать?

Там - на территории Х - много того, чего мы не умеем, с чем не знаем, как обращаться, и в чем некомпетентны. Там мы ученики и наше "эго" (жесткая система идентификаций и представлений о мире) страдает от микро и макро трещин.

Для смелых и отважных

Не зря говорят, что самореализация человека как ЧЕЛОВЕКА (а не просто биологической особи) начинается с волшебного пинка сзади, выданного самой жизнью.

Клиентский запрос научите комфортно жить с проблемой

Когда размер или невыносимость проблемы становятся достаточными для того, чтобы пересилить страх перед изменениями - человек начинает проблемы решать.

Тогда он готов отправиться в собственный путь саморазвития, трансформации ключевых паттернов и роста.

Психологи, бывает, из лучших побуждений хотят отправить клиента в такое путешествие раньше, чем он бывает к нему готов.

Но чаще, случается, что сам клиент уже будучи готовым расти и решать проблему, предпочитает привычные способы и метод страуса.

Отсюда родился один из элементов терапии, который вызывает максимальное возмущение среди прокрастинирующих клиентов (прокрастинация - откладывание на потом) - почасовая оплата. Промедление тоже стоит денег. И для бессознательного и сознания человека - это урок. Урок тому, чтобы максимально эффективно использовать время в работе над своими ключевыми паттернами.

Человек настолько не привык ценить свой внутренний мир и признавать важность его паттернов, что уже сама по себе оплата психотерапии - это подвиг, на который многие не могут решиться годами.

А уж ценить свою работу по изменению паттернов (работу над собой) в часах и не считать это зря потраченным временем - это вообще вызов-вызовов.

Как привычно думать, что проблемы в жизни возникают словно сами по себе. И как непривычно замечать в этом определенные закономерности и связи с самим собой и собственными паттернами (привычками мышления, эмоционального реагирования, поведения).

Для психолога есть несколько косвенных критериев успешности работы с клиентом:

1) Клиент начинает замечать свои ключевые паттерны и последствия их использования

2) Клиент перестает бояться трудностей и того, что единственная стабильная вещь в жизни - это перемены

3) Клиент сам формулирует способы решения проблем и формулирует запрос на прояснение паттерна и его трансформацию, а не на "изменение мира"

4) Клиент перестает бояться говорить о чувствах, открыто выражает свои потребности, задает вопросы и делится мыслями. Не боится осуждения и-или непринятия.

5) Клиент не боится сильных эмоций, не старается понравиться психологу, угодить или быть "правильно понятым".  Готов к дискуссии и обоснованию своей позиции.

Как правило, долгосрочная психотерапия направлена на подращивание сильно израненого и очень маленького внутреннего ребенка клиента, который в психологе ищет любящего и заботливого родителя. Психолог дает в этих отношениях внутреннему ребенку клиента ощущение поддержки и позитивного внимания, ратифицируя (подтверждая) его успехи и способности.

Тут важно не застрять в этих ролях, так как на определенном этапе существенным становится то, чтобы на сцену вышел мудрый взрослый клиента и начал работу по движению в будущее. Будущее, в котором клиент - сам творец своей реальности, самодостаточная личность.

Психолог не может (и не должен) заменять клиенту фигуру родителя, додавая ему недополученную любовь и заботу: иначе одна зависимость сменится другой. Зависимость от оценки родителя сменится зависимостью от "любви" психолога.

Поиск "любящего психолога" может оказаться еще одним способом поиска комфортного способа сосуществования с проблемой (вместо ее решения).

Как понять, что проблема дозрела до решения?

Если человек чувствует в себе сформированного мудрого взрослого - он готов решить любую проблему.

По каким признакам понять, что сформирована взрослая и мудрая часть личности:

(Использую критерии, которые уже приводила в другой статье, но, на мой взгляд, они настолько точны, что не лишне их повторить)

1. Умение терпеть и ждать

2. Умение просить, открыто и честно заявлять о своих потребностях и желаниях. Умение аргументировать свой вопрос или просьбу, не прибегая к эмоциям и манипулированию

3. Умение принимать отказ. Право другого сказать вам "нет", не выпытывая у него причин и оправданий. Это же дает Вам право также говорить "нет" другим, не оправдываясь и не объясняясь перед ними

4. Умение говорить "нет", соблюдая собственные интересы, границы, потребности, взгляды, ценности. Без ненужных оправданий и реверансов.

5. Умение ошибаться, принимать ошибки и делать из них выводы, извлекая жизненный опыт.

6. Умение отличать главное и полезное от несущественного и второстепенного. Расставлять приоритеты.

7. Умение принимать на себя ответственность за собственные чувства и мысли. Без обвинения других и желания их исправить. То есть: не меня обидели, а я обиделась. У меня было право проигнорировать твое поведение или обидеться. Я выбрала обидеться. Это мой выбор. Я выбрала разозлиться. Или наоборот, я выбрала "думать о хорошем". 100% ответственности за чувства и мысли.

8. Умение прощать, принимая других людей такими, какие они есть. Без желания их переделать или исправить.
 
9. Принятие ответственности за события в собственной жизни без требований и ожиданий от других. Не Ваше дело: каковы другие люди. Ваше дело: каковы Вы сами. Быть собой или не быть собой, чего-то достигать или ждать помощи от других, ставить цели и идти к ним или депрессовать - это целиком ваш выбор. Вы можете сделать любой выбор и получите всегда за него 100% ответственности. Вы имеете право перепробовать все разнообразие стратегий получения жизненного опыта. Никто не имеет права вам препятствовать, потому как за последствия вы всегда сами несете 100% ответственности. Даже когда Вы просите совета - Вы на 100% несете ответственность за выбор: попросить совета, у кого попросить совета, следовать или не следовать совету, понять или не понять совет, уточнить или не уточнить и т.д.

10. Умение понимать чувства, настроения и желания других людей и умение уважать их потребности и их непохожесть на вас.

11. Умение считаться с реальностью жизненных процессов без идеализации людей, иллюзий и "волшебных" фантазий

12. Умение предвидеть последствия собственных действий, мыслей и чувств; считаться с последствиями и нести ответственность за них

13. Осознанность: понимание своих истинных мотивов в отношениях с другими, умение честно эти мотивы озвучивать, открыто о них заявлять, оформляя в виде просьб и вопросов к другому человеку. Без манипуляций.

14. Умение делать конкретные выводы из КОНКРЕТНОЙ ситуации. Без обобщения опыта в виде "всегда", "везде", "все", "никогда", "никто", "нигде"

15. Умение быть на равных: без потребности в похвале и жалости

16. Умение оценивать себя самостоятельно (устойчивая, не зависящая от мнения других, самооценка), отсутствие потребности "нравиться всем"

17. Умение поддерживать и подбадривать себя самостоятельно, без формирования зависимости от значимого другого.

 P.S.

Если у человека наблюдается хотя бы 12-13 признаков из 17, то он готов за 2-4 встречи с психологом осознать свои ключевые паттерны (мешающие достижению желаемой конкретной цели), проработать их и сформировать образ будущего, в которое он хочет двигаться.

По моему опыту, в этом случае, долгосрочной терапии не требуется. Больше подойдет стиль краткосрочной работы над конкретными запросами. И после - идти в реальную жизнь и наблюдать, что меняется; удивляться новым способам реагирования и практиковать полученное на консультациях.

------------------------------------------------------------------------------------------------

С уважением, Ольга Гусева.
Тренер НЛП, психолог, трансформационный коуч,
эксперт в области раскрытия потенциала личности.
Сайт: http://psy-ecole.ru/



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Откуда берется умение себя защитить, или Как стать "исключением" и спасти свою жизнь
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Умение просто быть рядом"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Укради умение" — или как правильно учиться и понимать окружающих!
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь