|
"Укради умение" — или как правильно учиться и понимать окружающих!Автор статьи: Трушель Николай Михайлович
Когда я провожу занятия по единоборствам, то часто по несколько раз объясняю пошагово техническое действие достаточно тривиальное, и оказалось, что это помогло, отчасти, только имеющим достаточный опыт. Для остальных, в особенности новичкам, моя попытка донести до них базовые знания воспринималась, как если бы я объяснял им это, к примеру, в терминах микробиологии… Существуют различия в обучающем подходе на востоке и западе. Суть восточного подхода к обучению заключена в выражении — укради технику. Наставник показывает, а адепт должен повторить, отзеркалить, прожить движение наставника, как если бы он сам его делал, увидеть суть действия и выразить его доступными ему средствами. Это путь интуиции. Корни этого кроются в Дзэн Буддизме… в вопросе содержится ответ, ум — зеркало. К чему это я? Собственно, к тому, что чему бы человек не учился, любому опыту, начиная с физического, эмоционального, ментального… до духовного опыта, сначала ему необходимо получить впечатление! Что означает — Впечатление? Впечатление — это то, что впечатывается в ваше сознание как голограмма, точнее, как образ действия, само состояние действия, его суть в целостном своём функционировании. Если можно так сказать, то запечатлеется Истина, выражающаяся действием! Так учатся дети! У них описательная машина в процессе образования, равно как механизм дифференцирования, но ведь они молниеносно учатся!!! Как? Именно впечатлениями! И эти впечатления обкатываются на опыте, сотнями повторений, и подтверждений мира о том, что это действие успешно приносит свои плоды. Детское сознание сродни потоку воды, поток чувствует рельеф, препятствия, куда течётся, а куда нет, следуя закону гравитации и равновесия. Ручьи сливаются в реки, а реки сливаются в озёра, моря и океаны. Свойство сознания сливаться с другими сознаниями затрудняется механизмом дифференцирования. Но без него никак нельзя. Почему? Этот механизм защищает нас от потери индивидуальности, функциональности в мире. Сначала эта функция ума позволяет ребёнку увидеть разницу между его телом и креслом или столом, что мамино тело другое… Затем эта же функция позволяет уму выделить личные эмоциональные состояния от маминых и окружающих. Какое-то время ребёнок реагирует на внешние эмоциональные состояния как на свои собственные, и если мама в раздражении, ребёнок зеркалит её и тоже капризничает. Дети — наши зеркала! Если ребёнок капризничает, то это родители пребывают "на эмоциях" или устали, или недомогают. Это свойство не пропадает совсем, а притупляется, и в тех наших местах, где нашу описательную систему можно обойти, мы склонны путать свои эмоции с чужими, свои мысли с чужими, а в некоторых случаях и действия. Но именно это качество даёт возможность нам чувствовать и понимать окружающий мир, близких нам людей и не очень. И тем более качественно это получается, если мы понимаем и принимаем себя, своё негативное и своё позитивное (на наш взгляд). Всё, что нас раздражает в других — это видение нами в другом человеке тех качеств, желаний, устремлений, которые мы в себе отвергаем — мы негативно тождественны. То, чего в нас нет, мы просто не видим, то, что уравновешено в нас или совпадает с выбранными устремлениями — вызывает у нас симпатию, т.е. в этих местах мы положительно тождественны хотя бы частично. Итак, впечатление передаётся через отождествление (явное или неявное — зависит от осознавания этого процесса), и впечатление имеет начало в качестве текучести сознания, умения принимать любую форму, направленность и интенсивность. Вторая часть, левополушарная — это умение дифференцировать, выделять главное, суть, видеть факт происходящего, затем на основе фактов делать выводы и на их основе принимать решения. Тогда впечатлив чей-то опыт, мы обретаем целое, но абстрактное. Затем мы выделяем из целого факты (дифференцируем) и выводами и решениями производим интегрирование и нечто абстрактное становится для нас достаточно конкретным. Если вы хотите чему-то научиться, то лучше всего это делать с тем, кто достиг мастерства в этом деле. Т.е. впечатлите максимально качественный опыт, а также получите максимально точные указания на факты, которые помогут интегрировать этот опыт в вашу жизнь. Умение проживать опыт других вполне себе тренируется, технически это просто, но требуется время и труд, чтобы впечатление интегрировалось осознанно. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|