Применение метафорических карт в подборе персонала



Применение метафорических карт в подборе персонала


Проблема кадрового подбора и отбора решается психологами довольно давно. Технологии отбора становятся все совершеннее и сложнее, количество параметров диагностики увеличивается. Эту тенденцию дополняют возрастающие требования работодателя при отборе кадров. 

Каждый руководитель заинтересован в эффективном функционировании своей компании, каждый хочет, чтобы его сотрудники работали с полной отдачей и выполняли поставленные цели в отведенные сроки. Были лучшими специалистами в своем деле. В ситуации острой конкуренции, наблюдаемой сегодня, выживание и развитие организаций зависит от привлечения, трудоустройства и удержания качественного персонала.

В данном арт — коучинге акцент делается на выявление профессионально важных качеств и акмеологических инвариантов у соискателей вакансий в реальной практике кадрового отбора и подбора.

В ряду проективных методик достаточно перспективной является МЕТОДИКА МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ (МАК). Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра. 

Она представляет собой набор картинок-карт разной тематики. Таких наборов существует достаточно много разновидностей. В работе применялся комплект карт «ОН», разработанной Ely Raman . 

Для сравнительного контроля достоверности и эффективности применения МАК по сравнению с опросными методиками параллельно была проведена диагностика соискателей с помощью 16-ти факторного личностного опросника Р.Б.Кеттелла. Для прохождения процедуры диагностики разработан набор слов - «маркеров».


Приведем примеры и алгоритм диагностики.

Сначала задавался общий вопрос: 
● Что вы можете рассказать о карточке, которую выбрали? 
● Что происходит с героями? 
● Что вы видите на выбранной вами карточке? 
● Расскажите, пожалуйста, о героях вашей карточки? 
● В каких отношениях находятся герои?

 



Первым параметром необходимо выявить коммуникабельность кандидата на должность, в какой степени, как свободно он может переключаться от рассказа о героях на вопросы интервьюера, каково его поведение при стрессовой составляющей собеседования.

 

Высокий уровень коммуникаций складывался из объективных показателей, первоначально это невербальные сигналы:

● открытая поза рук, в большинстве случаев на столе открытые ладони.
● потирание рук, в ожидании позитивной реакции интервьюера
● улыбка при общении с интервьюером
● редкое моргание глаз, что говорит о положительной атмосфере между кандидатом и интервьюером
● прямой взгляд на собеседника, что говорит о положительном настрое.

Исходя из всего вышесказанного, видна реакция или «фразы-маркеры», на которые следует реагировать для продолжения разговора и составления общей картины:
● «Они постоянно общаются»; «Главное не молчать»; 
● «Мой герой полон сил и энергии, готов к великим свершениям»; 
● «Обычно свой разговор они начинают с темы «Как день прошел?»; 
● «Мой герой высоко ценит, если его готовы выслушать»...

Если на картинке встречалось несколько героев, то интервьюер уточнял отношения между героями, их общение, чтобы можно было проследить проекцию между героями и повседневной жизнью кандидата на должность.

С самого начала интервью «КОММУНИКАЦИЯ» объединялась с критерием СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ.

 Респонденту задавались следующие вопросы: 
● Как отреагирует герой на то, что второй не доволен его действиями?
● Какие эмоции будет испытывать герой, если на него накричать? 
● Если герои поссорились, что будет делать главный герой картинки? 
и т.д, в зависимости от изображения.

Таким образом, получены ответы и «фразы-маркеры»: 
● «На героя нельзя повышать голос, собеседник увидит нависшую над ним угрозу»; 
● «Поссорятся, и что? Развернется и уйдет от него. Не первый раз»; 
● «Из-за ссоры может расплакаться»; 
● «Бешеный весь день будет»; 
● «На самом деле этот герой не реагирует на манипуляции, он спокойно выслушает претензию в свой адрес и попробует разобраться в ней спокойно»; 
● «Никак не будет реагировать, они же не лучшие друзья»;
● «Постоянно сдерживает себя»; 
● «Пойдет и накричит на другого». 
 
В ходе интервью с респондентом можно выявить как предпочитает работать кандидат- самостоятельно или же ему постоянно необходимо напоминать, помогать. Он лучше работает в команде, чем в одиночку. 

Для выявления данного качества порой не приходится даже задавать вопросы, это можно выявить с помощью «слов-маркеров»: «Сам»; «А зачем он ему помогает? Он самостоятельный в данных вопросах»; «Один»; «Хочет»; «Создает»; «Его оставляют одного для решения проблем».

Все эти ответы, постоянно встречающиеся в диалоге, свидетельствуют о том, что во многих случаях респонденты самостоятельны в работе.


Отсюда же вытекает следующее качество – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Как бы ни казалось странным, но ставился прямой вопрос респонденту:
● «Ваш герой ответствен за свои поступки?»; 
● «Он выполняет свою работу ответственно?»; 
●«Ваш герой может забыть о поставленных перед ним задачах? В каких случаях?»; 
● «Что для вашего героя ответственность, в чем она заключается для него?».

И «слово-маркер» «ответственный» было явным и единственным в рассказах о героях. Как правило, на картинках происходило некое действие между героями, в этом взаимодействии мы пытались найти выражение ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ.

Вопросы респонденту: 
● «Герои завершат начатое?»; 
● «Что-то может помешать героям не доделать порученное дело? Что именно? Почему?»; 
● «Расскажите алгоритм действий вашего героя».

Ответы респондентов: 
● «Конечно завершит, иначе зачем бы он это начинал»; 
● «Помешать может только мысль о том, что старшие по званию смогут наказать, поэтому придется закончить дело, главное вовремя, а то проблем не оберешься»; 
● «Герои в начале разделят обязанности, затем приступят к ним, выполнив их с полной отдачей, подведут итоги деятельности и пойдут отдыхать».

Таким образом, АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ БЕСЕДЫ: уточнить общую картину происходящего на карточке, детально проработать и уточнить по качествам, которые в той или иной мере присущи респонденту, если это необходимо подвести к истории кандидата на должности других вымышленных героев, для того, чтобы прояснить конкретные вопросы по отношению к личности респондента.

Сопоставление значений факторов соответственно с параметрами методики МАК «коммуникабельность», «стрессоустойчивость», «самостоятельность», «ответственность», «целеустремленность» С методикой Р. Кеттела.

Коммуникативные (А – общительность, Н – смелость, Е – доминантность, L – подозрительность, N – дипломатичность, Q2 – самостоятельность) .

Эмоциональные свойства (С – эмоциональная устойчивость, F – беспечность, H – смелость в социальных контактах, I – эмоциональная чувствительность, O – тревожность, Q4 – напряженность).

Регуляторы (Q3 – самодисциплина, G – моральная нормативность)

Сопоставление результатов, полученных с помощью методики МАК и Теста 16 PF Р.Кеттелла показало схожесть результатов. Однако, метафорические ассоциативные карты позволили получить значительно более полную картину о соискателе.

По итогам арт - коучинга можно сделать ВЫВОД: методика МАК может значительно упростить работу при подборе персонала. Благодаря данной проективной методике, в ходе интервью создается целостная картина о личности кандидата на должность. 

С помощью методики МАК можно быстро выявить личностные качества и сразу же уточнить их на практике, задав ситуацию. За счет того, что респондент вряд ли догадается, что именно диагностирует специалист, возможно узнать даже то, что кандидат на должность при приеме на работу пытается утаить. 

Мелкие детали прошлого опыта с большей долей вероятностью откроются в беседе с кандидатом. К тому же, в отличии от опросных методов, МАК сокращает собеседование по времени вдвое. Зная алгоритм работы, можно быстро выявить необходимые качества и свойства личности, поместить кандидата в ситуацию, что помогает сразу увидеть и оценить его действия. За счет того, что беседа косвенная (обсуждаются герои, нарисованные на картах), респонденты с легкостью проецируют себя с героем и фактически рассказывают о себе.

Акмеологическая направленность применения подобного рода психодиагностических средств предполагает максимальную доступность результатов для самих обследуемых, учет этих результатов для построения планов индивидуального развития личности с ориентацией на высшие уровни достижения человека в различных сферах его жизнедеятельности.

 

Данная статья опубликована на блоге "Военный психолог"  по ссылке http://spaceglitter2.blogspot.ru/2016/07/blog-post_28.html за моим авторством




Просмотров: 647
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Стоит ли мужчине говорить, что он герой, если он не герой?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что может рассказать о вас любимый сказочный герой?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Если ваш мужчина постоянно делает эти вещи - он точно не герой вашего романа
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Найди ответы на свои вопросы с помощью “магии” метафорических ассоциативных карт
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Как можно прояснить запрос с помощью одной карты МАК?
  • Главный секрет успеха применения Метафорических Ассоциативных Карт (МАК) в психотерапии!!!
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь