Пограничный пациент - о преждевременности генетических интерпретаций

Итак, мы продолжаем тему пограничного пациента, проблем и особенностей терапии пограничных пациентов.

В предыдущей статье на эту тему - «Пограничный пациент - проблемы и особенности терапии» (https://www.psyoffice.ru/article/pogranichniypatient/) – мне был задан вопрос о том, в чем причина того, что генетические интерпретации пограничным пациентом не принимаются. И в сегодняшней статье я решила немного обсудить проблему интерпретаций именно относительно пограничных пациентов. Действительно, это очень важный вопрос. Поэтому я решила посвятить рассмотрению этого вопроса отдельную статью.

 

Пограничный пациент  о преждевременности генетических интерпретаций

Оговорюсь, что речь шла о генетических интерпретациях. Генетическая интерпретация – это исследование и объяснение текущих проблем пациента, развития психических феноменов, основываясь на онтогенетическом развитии. Т.е. разворачивающуюся картину симптомов и проявлений мы исследуем и анализируем с точки зрения прошлого пациента. Мы видим, как прошлое претворяется в настоящем, исследуя биологические, конституциональные факторы и испытанные переживания.

Почему же в работе с пограничным пациентом генетические интерпретации могут быть неэффективными?

Проблема здесь в том, что интерпретация что-то объясняет, она сразу дает готовую модель, в которую мы помещаем ситуацию или эмоциональные реакции пациента. Это может приводить к тому, что пациент либо пойдет по пути рационализаций, что не есть хорошо, либо же может почувствовать, что его не понимают, не слышат, ему запрещают выражать себя.

Ведь для пациента важно пережить эти чувства, а не получить правильное объяснение.

Генетические интерпретации в качестве отсыла к истории пациента, родительским влияниям могут быть неактуальны. В терапии с пограничным пациентом все происходит здесь и сейчас. Поэтому преждевременные интерпретации, особенно на начальных этапах работы, могут препятствовать терапевтическому процессу, не приводить к прогрессу.

Часто пациент, получая разумное объяснение и находя причину своих страданий в прошлом, во взаимоотношениях с матерью или отцом, либо с обоими родителями, начинает постоянно повторять это объяснение как мантру, возвращаясь к нему снова и снова как к заученному тексту, демонстрируя свою осведомленность. Но при этом подобная «разумность» никуда его не двигает, ничего не меняет в нем, в его жизни, не способствует истинному осознанию себя, раскрытию его подлинности, мира его чувств и переживаний. Он как страдал, так и продолжает страдать, только лишь объясняя себе и другим почему это так, а не иначе.

Даже самая тонкая интерпретация, самая правильная интерпретация в данном случае может приводить, как я уже сказала, к рационализации, а истинного переживания своих чувств, ведущего к подлинному, а не мнимому пониманию, не происходит при этом.

Такой пациент нуждается в создании эмоциональной свяи с психотерапевтом. Он нуждается в связи, в которой он сможет проявить все свои чувства, аффекты, переживания – и агрессию, и боль, и ужас, и восторг, идеализацию, м.б. даже влюбленность. В общем, весь спектр чувств, которые заперты в нем, которые бродят в нем, и которые так сложно выразить пограничному пациенту, входить с ними в контакт, формулировать их, говорить об этом с психотерапевтом.

А интерпретация просто позволяет все эти сложные ощущения и переживания уложить в ящик, в некую теоретическую коробочку, на которой будет что-то написано (в духе нашей интерпретации). Пациент же нуждается в эмоциональном отклике, в подлинном контакте, в нашей эмоциональной реакции. Ему важно прожить эти чувства. И только лишь пережив это, он сможет говорить о себе, о своих сложных и запутанных чувствах на языке интерпретаций, будет готов принять такую интерпретацию. Но к этому нужно прийти, на это требуется время.

В данном случае имеет смысл говорить о преждевременных интерпретациях. Ранняя, поспешная интерпретация может убить, подавить чувства, даже обесценить их в глазах пациента. В результате у пациента останется чувство непонятности, неразделенности чувств, одиночества, ощущение, что его не принимают, и что его чувства не имеют права на существование.

К примеру, у пациента была мать, отличающаяся строгостью и жесткостью. Этот детский опыт он несет в себе, мы это понимаем. Поэтому пограничный пациент будет видеть в терапевте такую мать – жесткую и подавляющую его. Терапевт, на самом деле, может быть очень теплым, принимающим и терпимым, но тем не менее. И в ситуациях, связанных, например, с проблематикой границ, оплаты, сеттинга, оговаривания необходимости следования правилам психотерапии, такое видение психотерапевта этим пациентом будет усиливаться.

Подобные ситуации, естественно, для данного пациента будут восприниматься как угрожающие, неприятные, с которыми невозможно справиться безболезненно. И в такой момент он может обвинять терапевта в жесткости, в излишней строгости, даже в жестокости, может даже нападать, атаковать терапевта. И в данной ситуации говорить о материнском переносе может быть неуместным, в лучшем случае бесполезным. А что нужно – это принять чувства пациента, дать им место, пространство, приняв эти «одежды жесткости», примерив их на себя. Тогда мы сможем найти с ним общий язык, понять его, а пациент почувствует, что его, наконец, услышали и разделили с ним его чувства.

Ему важно почувствовать, что он может испытывать и выражать любые свои чувства. Словами, разумеется. И получив такой опыт в достаточной мере, у этого пациента сформируется более устойчивое понимание и представление об эмоциональной связи с психотерапевтом. Когда это произойдет, и он начнет доверять нам, т.е. сможет выражать свои любые чувства и мнения, не идеализируя или обесценивая нас тотально, только тогда может идти речь о генетических интерпретациях.



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пробуждение чувств истинного Я пациента в психотерапии
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Пограничный пациент - проблемы и особенности терапии
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Почему психотерапия лишена логики (с точки зрения пациента)
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Кто встает препятствием на пути пациента к психиатру?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Диагностируя «Английского Пациента»-2
  • Психотерапия психосоматического пациента
  • Психотерапевт-угол для пациента
  • Диагностируя «Английского Пациента».
  • Перспективы психотерапии: возможно ли невербальное воздействие на духовную сферу пациента?
  • Тренд современности: От пациента к клиенту.
  • Картина личности онкологического пациента
  • Лора Рябая: Про неврозы и личность пациента
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 4.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 3.
  • Договор на оказание услуг психолога для несовершеннолетнего пациента
  • Работа психоаналитика и пациента в ключе французкого психоанализа.
  • Куда ведет пациента лечение при помощи АНТИДЕПРЕССАНТОВ?
  • Сколько длится прием первичного пациента в поликлинике.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 2.
  • Отрицание как клиническая форма высказывания в речи психоаналитического пациента
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 1)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 4)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 3)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь