|
Психосоциальная адаптация детей с онкогематологической патологией после окончания специального леченияАвтор статьи: Вашкевич Тамара Ивановна
Ежегодно в мире регистрируется около 10 миллионов новых случаев онкологических заболеваний. С каждым годом это число возрастает. В Республике Беларусь заболеваемость за последние 40 лет увеличилась в три раза. По данным ВОЗ, рак – вторая по частоте причина смертности у детей (после травматизма)…. К счастью, более 70-80% детских онкологических заболеваний излечимы. Это объясняется особенностями физиологии и гистологии встречающихся в детском возрасте опухолей. С начала 90-х в Беларуси открылся Республиканский детский онкогематологический центр. К сожалению, в первые годы, вопреки всем усилиям врачей, излечивались только 5-10% пациентов. С открытием нового Центра (1997год), с оснащением его новейшим медицинским оборудованием, медики смогли значительно продвинуться в лечении этой тяжелейшей патологии. Без преувеличения, титанические усилия врачей и ученых были вознаграждены. Возросло количество выздоравливающих пациентов, это 70-80%! Возникает актуальная необходимость ре-адаптации пациентов после окончания лечения. В 1998 – 2000г.г. проводилось психологическое исследование (параллельно с медицинским обследованием) детей, которые находятся на контроле в Белорусском Республиканском научно-практическом центре детской онкологии и гематологии после проведенного лечения. В исследовании принимали участие 183 пациента в возрасте от 8 до 18 лет с разных областей Беларуси. Продолжительность ремиссии основного заболевания составила свыше двух лет. (Контрольная группа из школьников-ровесников исследуемых). Актуальность исследования продиктована тем, что вопрос о социально-психологической адаптации детей после окончания лечения встает очень остро. Психологическое благополучие ребенка, его поведение (во время лечения и после него) зависят от психического состояния близких. Дети, чьи семьи ведут обычный образ жизни, поддерживают привычные социальные связи, чувствуют себя увереннее в процессе лечения, сохраняют эмоциональные связи с членами своей семьи. Среди пациентов, закончивших лечение, частота затяжных психологических нарушений зависит от болезни, методов (их агрессивности), длительности лечения (наличия или отсутствия инвалидизации), психоэмоционального состояния социального окружения и т. д. Исследование предполагало изучение следующих параметров: эмоциональных и поведенческих личностных особенностей; самооценки. Отношения: к своему здоровью; учебе, семье, досугу. Изучение уровня тревожности, агрессивности. Перед психологами были поставлены следующие цели: Так как иногда, в отдаленных районах, по месту жительства отсутствуют квалифицированные психологи, ребенок и его семья нуждаются, в первую очередь, в поддерживающих мероприятиях и стимулировании самопомощи уже при амбулаторном консультировании. Трудно переоценить присутствие бывших пациентов, закончивших лечение, находящихся в ремиссии, в группах самопомощи. И, в то же время, семьи, находящиеся в ремиссии, часто желают забыть о пережитом. Бывшая (теперь уже взрослая) пациентка сказала: «Нет желания вспоминать! Я тогда была маленькая! Теперь у меня все хорошо». Анализ полученных результатов показал: собой и окружающим миром, самооценка, снижены. Снижение удовлетворенности семьей и досугом может указывать на психологические проблемы в семье и социальном окружении ребенка. Отсутствие желания (или возможности) у окружающих понять и принять вернувшегося из клиники ребенка, личностные изменения его и социального окружения, т.е. нарушение социальных контактов. За время лечения ребенок и семья (чаще вместе с мамой) создают идеальную картину жизни после болезни слишком далекую от реальности…. Т.е. у большинства детей искаженная картина мира; зависимая, пассивная позиция в жизни, они больше, чем их сверстники, нуждаются в помощи взрослых и опеке; конформны, хотят соответствовать ожиданиям значимых взрослых. Готовность общества принимать переболевших детей снижается, что приводит к нарушению социальных контактов. Злокачественные новообразования являются одним из определяющих факторов инвалидизации детского населения, влекут за собой необходимость решения обществом сложных психологических и экономических вопросов, обусловленных тяжестью и длительностью течения заболевания, высокой стоимостью лечения, возможными его последствиями. Ребенку, как и всей его семье, нужна серьезная реабилитация, позволяющая вновь адаптироваться в обществе: психологическая, педагогическая, юридическая, социальная. Помощь в социальной адаптации детей, перенесших онкогематологические заболевания, могут оказать школьные психологи, психологи отделов образования разных уровней, в первую очередь – районных. С этой целью важно наладить постоянную связь психологов онкологических клиник с психологами разных (медицинских, социальных, системы образования) учреждений на местах, а также взаимодействие психологов поликлиник и школ. В заключение хочется сказать: «Дорогу осилит идущий»! Каким бы сложным не был ПУТЬ.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|