Психосоциальная адаптация детей с онкогематологической патологией после окончания специального лечения

 

   Ежегодно в мире регистрируется около 10 миллионов новых случаев онкологических заболеваний. С каждым годом это число возрастает. В Республике Беларусь заболеваемость за последние 40 лет увеличилась в три раза.  

      По данным ВОЗ, рак – вторая по частоте причина смертности у детей (после травматизма)…. К счастью, более 70-80% детских онкологических заболеваний излечимы. Это объясняется особенностями физиологии и гистологии встречающихся в детском возрасте опухолей.

  С начала 90-х в Беларуси открылся Республиканский детский онкогематологический центр.  К сожалению, в первые годы, вопреки всем усилиям врачей, излечивались только 5-10% пациентов.

    С открытием нового Центра (1997год), с оснащением его новейшим медицинским оборудованием, медики смогли значительно продвинуться в лечении этой тяжелейшей патологии. Без преувеличения, титанические усилия врачей и ученых были вознаграждены. Возросло количество выздоравливающих  пациентов, это 70-80%! Возникает актуальная необходимость ре-адаптации пациентов после окончания лечения.

           В 1998 – 2000г.г. проводилось психологическое исследование (параллельно с медицинским обследованием) детей, которые находятся на контроле в Белорусском Республиканском научно-практическом центре детской онкологии и гематологии после проведенного лечения.

       В исследовании принимали участие 183 пациента в возрасте от 8 до 18 лет с разных областей Беларуси. Продолжительность ремиссии основного заболевания составила свыше двух лет. (Контрольная группа из школьников-ровесников исследуемых). Актуальность исследования продиктована тем, что вопрос о социально-психологической адаптации детей после окончания лечения встает очень остро.

       Психологическое благополучие ребенка, его поведение (во время лечения и после него) зависят от психического состояния близких. Дети, чьи семьи ведут обычный образ жизни, поддерживают привычные социальные связи, чувствуют себя увереннее в процессе лечения, сохраняют эмоциональные связи с членами своей семьи.

        Среди пациентов, закончивших лечение, частота затяжных психологических нарушений зависит от болезни, методов (их агрессивности),  длительности  лечения (наличия или отсутствия инвалидизации), психоэмоционального состояния социального окружения и т. д.

      Исследование предполагало изучение следующих параметров: эмоциональных и поведенческих личностных особенностей; самооценки. Отношения: к своему здоровью; учебе, семье, досугу. Изучение уровня тревожности, агрессивности.

       Перед психологами были поставлены следующие цели:

  • Исследовать психологическое состояние пациентов, находящихся в ремиссии.
  • Определить  необходимость  поддержки психолога  ребенку и его семье после выписки на контроль в разных сроках ремиссии;
  • Разработать алгоритм взаимодействия специалистов медицинских, социальных, психологических учреждений по психокоррекции.
  •     Так как иногда, в отдаленных районах, по месту жительства отсутствуют квалифицированные психологи, ребенок и его семья нуждаются, в первую очередь, в поддерживающих мероприятиях и стимулировании самопомощи уже при амбулаторном консультировании. Трудно переоценить присутствие бывших пациентов, закончивших лечение, находящихся в ремиссии, в группах самопомощи. И, в то же время, семьи, находящиеся в ремиссии, часто желают забыть о пережитом. Бывшая (теперь уже взрослая) пациентка сказала: «Нет желания вспоминать! Я тогда была маленькая! Теперь у меня все хорошо».

            Анализ полученных результатов показал:

  • У большинства      выздоровевших    детей    удовлетворенность
  • собой и окружающим миром, самооценка,  снижены.

  • Отсутствие удовлетворенности физическим здоровьем, учебой, семьей,  досугом отмечают большинство исследуемых.
  •    Снижение удовлетворенности  семьей  и досугом может указывать на психологические проблемы в   семье   и социальном     окружении     ребенка. Отсутствие желания (или возможности) у окружающих понять и принять вернувшегося из клиники ребенка, личностные изменения   его и социального окружения, т.е. нарушение социальных контактов. За время лечения ребенок и семья (чаще вместе с мамой) создают идеальную картину жизни после болезни  слишком далекую от реальности….

  • Болезнь изменяет личность ребенка, он становится психологически более зрелым, с одной стороны, с другой - более зависимым от взрослых, чем его сверстники, более ранимым.
  • Уровень тревожности повышен.
  •        Т.е. у большинства детей  искаженная картина мира; зависимая, пассивная позиция в жизни, они больше, чем их сверстники, нуждаются в помощи взрослых и опеке; конформны, хотят  соответствовать ожиданиям значимых взрослых.

           Готовность общества принимать переболевших детей снижается, что приводит к нарушению социальных контактов.

         Злокачественные новообразования являются одним из определяющих факторов инвалидизации детского населения, влекут за собой необходимость решения обществом сложных психологических и экономических вопросов, обусловленных тяжестью и длительностью течения заболевания, высокой стоимостью лечения, возможными его последствиями.

            Ребенку, как и всей его семье, нужна серьезная реабилитация, позволяющая вновь адаптироваться в обществе: психологическая, педагогическая, юридическая, социальная.

          Помощь в социальной адаптации детей, перенесших онкогематологические заболевания, могут оказать школьные психологи, психологи отделов образования разных уровней, в первую очередь – районных. С этой целью важно наладить постоянную связь психологов онкологических клиник с психологами разных (медицинских, социальных, системы образования) учреждений на местах, а также взаимодействие психологов поликлиник и школ.

           В заключение хочется сказать: «Дорогу осилит идущий»! Каким бы сложным не был ПУТЬ.

     

     

     

     



    Просмотров: 486
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Почему я решила принимать антидепрессанты. И как теперь я живу после курса лечения
  • Особенности лечения депрессии у детей, перенесших буллинг
  • Исследование субъективной удовлетворенности пациентов, находящихся на принудительном лечении
  • Методы лечения и профилактики эмоциональных и психологических травм.
  • Как жить после победы на раком. Вся правда о ремиссии
  • Развод в ситуации подросших детей, после 7-10 лет совместной жизни.
  • Психологическое сопровождение женщин с бесплодием на этапе лечения ЭКО
  • Изменения в семье после рождения ребенка.
  • Время лечит, главное не умереть во время этого лечения
  • Почему меняются отношения в семье после рождения ребенка
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • почему важно решать проблемы даже после окончания отношений?
  • Психликбез или кратко об основных понятиях психических заболеваний, специалистах и методах лечения.
  • Как понять друг друга в семье. От детей до взрослых.
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Диагностика и лечения эмоционального выгорания живописными картинами по программе МИРОТОК для профилактики психосоматических заболеваний.
  • Обзор методов лечения тревожно-фобических расстройств (только для пытливых умов).
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Медитационные техники для онкологических пациентов
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Воспитание детей после развода.
  • Обзор методов лечения алкоголизма
  • Правда о Депрессии. 3 уровня лечения
  • После развода: общение по поводу детей
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Изучение некоторых когнитивных параметров страха и тревожности у детей при посещении стоматолога
  • До трёх лет детей надо любить, а после - воспитывать.
  • Как меняется жизнь мужчины после рождения детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь