Проблему бесплодия у женщин при медицинском диагнозе врачи обычно решают, прибегая к помощи современных достижений акушерства и гинекологии, например, таких как экстракорпоральное оплодотворение. Но если не принимать во внимание особенности психического состояния женщины, высокие медицинские технологии оказываются бесполезными, что делает весьма актуальным психологическое исследование по проблеме женского бесплодия.
Именно поэтому мною была разработана программа психологического сопровождения женщин с бесплодием на этапе лечения ЭКО.
Целью этой программы является формирования готовности женщины к развитию материнской идентичности, выбору конструктивных способов взаимодействия, пластичности и гибкости мышления и поведения.
Задачи:
1. Формирование у женщины представлений о материнстве, о функциях матери.
2. Информирование о физиологических особенностях и потребностях внутриутробно-развивающегося ребенка. Повышение осведомленности женщин о психоэмоциональных, физиологических потребностях ребенка в период младенчества.
3. Эмоциональная поддержка, работа с личностной и ситуативной тревожностью.
4. Практические занятия, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности, формирование гибкости мышления, чуткости, умению адекватно и быстро реагировать на любую сложную ситуацию.
5. Проведение телесно-ориентированных занятий созданных для данной категории женщин.
Важным этапом лечения бесплодия, как было установлено в ходе исследования, является психологическая помощь женщинам или парам. В каждом случае необходимо применять индивидуальный подход – для кого-то потребуется долгосрочная терапия, поддерживающая в течение всего курса лечения, а для кого-то вполне достаточно будет посетить несколько консультаций по каким-то конкретным вопросам. Для женщин и их супругов на каждом этапе лечения характерно наличие различных эмоциональных реакций (беспокойство, тревожность, депрессия, волнение, агрессия, и т.п.) и способов их проживания. К примеру, в период стимуляции у женщины могут появиться беспокойство, конфликтность, эмоциональная нестабильность, – здесь важно разъяснить ей и ее супругу, что это последствие прима гормональных препаратов, и необходимо провести эмоциональную разгрузку. На других этапах возможно повышение уровня волнения, без помощи специалиста которое может перерасти в стрессовое состояние, это может быть связано с неизвестностью предстоящего, отсутствием эмоциональной поддержки со стороны семьи, истощением психологических ресурсов. Задача психолога здесь позаботиться о безопасности женщин в плане психологического комфорта, необходимо проинформировать о безопасности процедуры ЭКО, оказать эмоциональную поддержку, и по возможности подключить семью в создание благоприятной атмосферы уважения и принятия, ведь в этот момент томительного ожидания и давящей неизвестности ей, как никогда, необходима помощь и содействие.
За психологической помощью женщине стоит обратиться на начальном этапе лечения, лучше всего, как только зародилась идея воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. В ходе консультаций помогут обнаружиться подавляемые переживания и страхи, часто не осознающиеся женщинами. Работа с психологом поможет распознать свои чувства, эмоции, тревоги и фиксированные формы поведения, позволит сформировать психологическую готовность к материнству.
Практические рекомендации по психологическому сопровождению женщин, находящихся на начальном этапе лечения бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения:
- тестирование и психологическая коррекция;
- информирование женщин о процедуре ЭКО;
- обучение навыкам стрессоустойчивости, способам снятия психоэмоционального напряжения;
- обучение конструктивным способам взаимодействия с окружающими;
- учить распознавать свои чувства, желания по принципу «здесь и сейчас»;
- повышение коммуникативной компетентности;
- использование телесно-ориентированных методов работы с целью прорабатывания навыков гибкости, пластичности, самостоятельности, уверенного поведения и умения находить выход в сложных жизненных ситуациях;
- информирование женщины и ее супруга о предстоящих изменениях психологическом и физиологическом аспекте жизни, в период беременности, и новыми потребностями женщины в этот период. Здесь также важно акцентировать внимание на особое эмоциональное состояние беременных;
- ознакомление с тем как создать оптимальные условия для развития плода (защита его от стресса), и для благоприятного течения беременности;
- формирование материнской идентичности, сосредоточенности, информирование о важности грудного вскармливания и естественных родов, оптимизация их ожидания (прогноз течения и исхода родов, обучение приемам снятия родовых болей, приемам поведения в ро¬дах, определение наиболее комфортных условий для родов и появ¬ления ребенка на свет и т.д.),
- консультации по развитию новорожденного и грудничка, формированию его поведения, как организовать полноценное грудное вскармливание и физиологически обоснованный уход;
- формирование материнского поведения, обучение женщин основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания в период младенчества, характеризующим хорошее материнство.