|
Типы сценарного поведения женщин, передаваемые русскими сказками.Автор статьи: Наталья Викторовна Шкурат
" Посеешь сказку- пожнешь судьбу"
Рассматривая народные сказки, мы можем видеть правильные модели поведения женщин и мужчин, которые предлагает общество того времени и гарантирует победу над проблемами и долгую счастливую жизнь. Сказкой программируется внешнее поведение женщины, внутренние психологические установки , характер и личность - неосознаваемый план жизни -сценарий жизни. Сценарий жизни мы начинаем писать, едва не родившись, а заканчиваем к 5 годам. Определяем основные моменты, к 7 годам, а к 12 годам план уже воплощаем в жизнь. Итак, сценарий- неосознаваемый план жизни. Сценарий имеет начало, середину, конец. Может быть трагичным, банальным, скучным, драматичным, комедийным. Сценарий подкрепляется родителями вербально или невербально. С первых минут родители передают ребенку послания о себе , о мире, о других. За основу нашего сценария мы берем историю жизни родителей, сказки, истории рода и т.д. А затем еще добавляем свое личное. Но главное - это сказочные герои, с которыми мы себя отождествляем и примеряем на себя их жизнь и судьбу. Сценарии делятся на три типа:
Признак успешности - достижение целей, победители своих целей достигают. Неудачникам кто -то или что -то мешает , а на самом деле они сами не способны выигрывать. В сказках встречаются женские образы с разными сценариями. Сказки содержат коллективное бессознательное народа. Сказки все разные , и сюжеты у сказок разные. Для того, чтобы стать счастливыми нужно вначале пройти испытания, выстрадать, отравится волшебным яблоком, поцеловать лягушку, уснуть на сто лет и только тогда будет счастье. Для каждого свое. Сказки дают ощущение волшебной власти над миром. А сказочные решения позволяют не терять надежду в сложных ситуациях. Тему женщины, спасающего мужчину с помощью дара своего самоотречения и всеобъемлющей любви никак нельзя назвать новой, что прослеживается в сказке "Аленький Цветочек". В этой сказке выделяют следующие линии сюжета:
Например, женщина может сказать про своего избранника " До встречи со мной он был такой несчастный, а теперь мы полюбили друг друга и он из чудища превратился в принца". У нее снижается критичность к ее избраннику, она не замечает оскорблений, хамства, алкоголизма , его деструктивного поведения, закрывает на это глаза и пребывает в мире иллюзий . Отмечает, " Я не могу уйти от него, без меня он пропадет". А он не пропадает и находит себе другую Настеньку с тем же сценарием. И старается женщина изо всех сил изменить мужчину к лучшему. И в этом ей помогают глянцевые журналы , советы подруг, СМИ. И главный вопрос, который они задают " А ты пробовала...? ( купить новое белье, закодировать его, вкусно готовить и т.д.). Тем самым укрепляя сценарный стереотип жертвенности, самоотречения женщины, все во имя любимого. Сценарные послания этой сказки таковы:
И конец сказки счастливый. А в настоящей жизни у женщин с таким сценарием - усталость , разочарование и постоянный контроль над " любимым" мужчиной. Всю сказу спасает сестрица Аленушка, братца, подключая друзей и добрых молодцов, стараясь успеть к возвращению родителей, так как чувствует долг и ответственность. А Иванушка бегает, прыгает , попадает в трудные ситуации , и вовсю резвиться и веселиться. Так складывается тип жен - алкоголиков. Чаще всего это тип жены - мамочки, они угодничают, спасают. При такой жене- муж играет роль сына , она о нем заботиться ничего не требует взамен. Жены алкоголиков верят в силу своей любви( "Аленький Цветочек"), в то что они обязательно спасут своего мужа и перевоспитают его. Такие женщины привлекают к себе неудачников, непризнанных гениев, разведенных, безответственных мужчин. Если проанализировать сценарий сказки "Перышко Фениста Ясна Сокола", то предписание этой сказки такое:
То есть женщина- страдалица в этих сценариях. И она получает приз, стоит только очень сильно постараться. А есть сценарии об успешных и уверенных в себе женщинах. Это образы Василисы Премудрой, Елены Прекрасной, Хозяйки Медной Горы. Например, Хозяйка медной горы - подвижная , быстрая в решениях , прекрасная женщина, помогает добрым людям. В других женских образах присутствуют элементы уверенного поведения, которые позволяют пройти испытание и выйти победительницами. " Морозко", " Двенадцать месяцев", "Василиса Прекрасная". Чаще всего, образы удачниц в сказках связаны с периодом до замужества . На желанном замужестве заканчиваются сказки "Аленький Цветочек", Перышко Фениста Ясна Сокола" Роли замужних женщин в основном отрицательные ( Злая Мачеха, ведьма, злая королевна). Добрые матери обычно при родах умирали и в сказках о них упоминаются мало. Чаще всего это символичные материнские образы - "образ печи и щуки". Русские сказки воспевают в женщинах материнское начало, именно оно составляет основу души русской женщины. Она с беззаветной преданностью относится к мужчине, окружая его материнской заботой, становясь ему беззаветным другом, ничего не требуя взамен. Ведь русские сказки чаще всего отражали патриархальные семейные ценности, где роль героини зависимая , где пропагандируется, что девушка, женщина должна уметь трудиться, терпеть и понимать , а главное ждать. Женские персонажи работают, терпят плохое отношение со стороны зловредных мачех, проходят различные испытания и получают бонус в виде мужа - Фениста Ясна Сокола. Слушая такие сказки и нравоучения мамы дают дочерям следующие послания: "Если ты будешь хорошей и послушной, то принц тебя оценит , ты получишь стабильный брак и будешь жить долго и счастливо". Если такое поведение поощрялось и в семье , то в зрелом возрасте мы получаем определенный тип женщин- покорных, зависимых. Такие женщины не умеют, а часто и просто бояться говорить о своих желаниях, ведь в бессознательном закрепились примеры " наказания" за неправильное поведение. Таким образом, русские женщины, воспитанные на таких сказках- проводят жизнь, заботясь о других, а не о себе. Они отдают больше чем берут. Они обязательно жертвуют собой ради других. Они не говорят о своих потребностях, потому что это неприлично. Итог такого сценария - одиночество, депрессия. Чаще всего экзистенциальные позиции русских женщин в сказках - это "Я неблагополучная . Вы благополучны", что подтверждается телесным, соматическим компонентом - выражена тенденция к ожирению, полноте. Родительские предписания " Жертвуй собой ради других", " Будь хорошей хозяйкой ", " Надейся на себя" Чаще всего ее роли в Драматическом треугольнике - Спасительница, и Жертва. Она заботится, опекает, дает советы, спасает - тип Спасательницы. Терпит, ждет , не заявляет о себе, не отстаивает себя, поведение Жертвы. У нее выражены драйверы " Будь сильной " и " Радуй Других" Она живет жизнью других, своих близких, позволяя лишь от случая к случаю маленькие радости. А просить большее, не позволяет гордость, т.к. просить не принято. "Буду рассчитывать на свои силы" . Женские образы в сказках неоднозначны. В одном и том же образе можно найти и положительные и отрицательные черты характера. Учитывая это , стоит все - таки брать хорошее, положительное и использовать в своей жизни. Представляя себя Василисой премудрой, Еленой прекрасной, Хозяйкой Медной Горы. Принимать свою женскую сущность и принимать себя за то что есть, и ценить, просто так, а не за то, ч то сделала или не сделала, добилась или не добилась . И написать свою сказку, свой план жизни, тот который радует, доставляет удовольствие и приносит радость и активное проживание своей жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|