Типы сценарного поведения женщин, передаваемые русскими сказками.

 

" Посеешь сказку- пожнешь судьбу"

 

       Рассматривая народные  сказки, мы можем видеть правильные модели поведения женщин и мужчин, которые  предлагает общество того времени и гарантирует победу над проблемами и долгую счастливую жизнь.

       Сказкой программируется внешнее поведение женщины, внутренние  психологические установки , характер  и личность - неосознаваемый план жизни -сценарий жизни.

Типы сценарного поведения женщин передаваемые русскими сказками

          Сценарий жизни  мы начинаем  писать,  едва не  родившись, а заканчиваем   к 5 годам.  Определяем  основные моменты,  к 7 годам, а к 12 годам план уже  воплощаем  в жизнь.

Итак, сценарий- неосознаваемый план жизни.

          Сценарий имеет начало, середину, конец.  Может быть трагичным, банальным, скучным, драматичным, комедийным. 

Сценарий подкрепляется родителями вербально или невербально. С первых минут родители передают ребенку послания о себе , о мире,  о других.

За основу нашего сценария мы берем   историю жизни родителей, сказки, истории рода и т.д.  А затем еще добавляем  свое   личное.

Но главное - это сказочные герои,  с которыми  мы  себя отождествляем и примеряем  на себя  их жизнь и судьбу.

Сценарии делятся на три типа:

  • Выигрышные - победители, принцессы, принцы
  • Беспроигрышные -середняки
  • Неудачники .

 Признак успешности - достижение целей,  победители своих целей достигают.  Неудачникам кто -то или что -то мешает , а на самом деле они сами  не способны выигрывать. В сказках встречаются  женские образы  с разными сценариями.

            Сказки содержат коллективное бессознательное народа.

Сказки все разные , и  сюжеты у сказок разные.  Для того, чтобы стать счастливыми нужно вначале  пройти испытания, выстрадать,   отравится волшебным яблоком,  поцеловать лягушку,  уснуть на сто лет  и только  тогда будет  счастье.   Для каждого свое.

Сказки дают ощущение  волшебной власти над миром.

А сказочные решения позволяют не терять надежду в сложных ситуациях.    

                 Тему женщины,  спасающего мужчину с помощью дара своего самоотречения и всеобъемлющей любви  никак нельзя назвать новой, что прослеживается в сказке  "Аленький Цветочек".

  В этой сказке выделяют  следующие линии сюжета:  

  • распри между сестрами
  • любовь девушке к чудищу
  • превращение его в принца, благодаря своей любви.

Например,   женщина  может сказать  про своего  избранника

 " До встречи со мной он был такой несчастный, а теперь мы  полюбили друг друга и он из чудища превратился в принца".

 У  нее   снижается критичность к ее избраннику,  она  не замечает   оскорблений, хамства, алкоголизма , его деструктивного  поведения, закрывает на это глаза и пребывает в мире  иллюзий .

Отмечает, " Я не могу уйти от него, без меня  он  пропадет".

А он не пропадает  и находит себе другую Настеньку с тем же сценарием.

И старается женщина   изо всех сил изменить  мужчину к лучшему.  И в этом ей помогают глянцевые журналы , советы подруг, СМИ.

 И  главный вопрос, который они задают " А ты пробовала...?

 ( купить новое белье, закодировать его, вкусно готовить  и т.д.).

Тем самым укрепляя сценарный стереотип жертвенности, самоотречения женщины, все во имя любимого.  

Сценарные послания  этой   сказки таковы:

  • человека можно переделать, без его участия, стоит только очень постараться.
  • любовь чудища к девушке выражалась в исполнении ее прихотей и желаний  ( в реальной жизни - это может быть образ "папика", но вести себя надо смирено и скромно, тогда можешь что-то и получить).
  • любовь - долг ( он обо мне заботиться, значит я из благодарности буду его любить,  а  затем он превратится в принца и  мы заживем долго и счастливо)

И   конец сказки счастливый.  А в настоящей жизни у женщин с таким сценарием -  усталость , разочарование  и  постоянный контроль над

" любимым" мужчиной.

Всю сказу спасает сестрица Аленушка, братца, подключая друзей и добрых молодцов, стараясь  успеть к возвращению родителей, так как чувствует долг  и ответственность. А Иванушка бегает,  прыгает , попадает в трудные ситуации ,   и вовсю резвиться и веселиться.

Так складывается тип жен - алкоголиков.  Чаще всего это тип жены - мамочки, они  угодничают, спасают.  При такой жене-   муж играет роль сына , она о нем заботиться ничего не требует  взамен.

 Жены алкоголиков верят в силу своей любви( "Аленький Цветочек"), в то что они обязательно спасут  своего мужа и перевоспитают его.  Такие женщины привлекают к себе  неудачников, непризнанных гениев, разведенных, безответственных мужчин.

Если проанализировать сценарий сказки "Перышко Фениста Ясна Сокола", то  предписание этой сказки такое:

  • за любовь  мужчину нужно страдать  ( искать  где придется по друзьям, барам,  различным тусовкам; голодать,  есть  что  придется, ограничивать себя,  одеваться как  придется)
  • обязательно бороться с соперницей  ( любовницей, бывшей женой) за его любовь
  • найти и привести домой  ( постоянный  контроль и опека)

То есть женщина- страдалица в этих сценариях. И она получает приз, стоит только очень сильно постараться.

А есть  сценарии об успешных  и уверенных в себе женщинах.

Это образы Василисы Премудрой, Елены Прекрасной, Хозяйки  Медной Горы. Например,  Хозяйка медной горы - подвижная , быстрая в решениях , прекрасная женщина, помогает добрым людям.

  В других женских образах присутствуют элементы  уверенного поведения, которые позволяют пройти испытание  и выйти победительницами.  " Морозко", " Двенадцать месяцев", "Василиса Прекрасная".

Чаще всего,   образы удачниц в сказках связаны с периодом до замужества .  На желанном замужестве заканчиваются сказки "Аленький Цветочек", Перышко Фениста Ясна Сокола"

Роли замужних женщин в основном отрицательные ( Злая Мачеха, ведьма, злая королевна).      Добрые матери обычно при родах умирали и  в сказках о них упоминаются мало. Чаще всего это символичные материнские образы - "образ печи и щуки".

                  Русские сказки воспевают в женщинах материнское начало, именно оно составляет основу души русской женщины. 

Она  с  беззаветной преданностью относится к мужчине, окружая его материнской заботой, становясь ему беззаветным другом, ничего не требуя взамен.

Ведь русские сказки чаще всего отражали  патриархальные  семейные ценности, где роль героини  зависимая , где  пропагандируется,   что девушка, женщина  должна уметь  трудиться, терпеть  и понимать , а главное ждать.

 Женские персонажи  работают, терпят плохое отношение  со стороны зловредных мачех, проходят различные испытания  и получают бонус   в виде мужа - Фениста Ясна Сокола.

 Слушая такие сказки и нравоучения  мамы  дают дочерям   следующие послания: 

"Если ты будешь хорошей и послушной, то принц тебя оценит , ты получишь стабильный брак и будешь жить долго и счастливо".

Если такое поведение поощрялось и в семье , то в  зрелом возрасте мы получаем определенный тип женщин- покорных, зависимых.

Такие женщины не умеют, а часто и просто бояться говорить о своих желаниях, ведь в бессознательном закрепились примеры  " наказания" за неправильное поведение.

        Таким образом, русские женщины, воспитанные на таких сказках-  проводят жизнь, заботясь о других, а не о  себе.

Они отдают больше чем берут.  Они обязательно жертвуют собой ради других.  Они   не  говорят  о своих потребностях, потому что это неприлично.

Итог  такого сценария - одиночество, депрессия.

Чаще всего экзистенциальные позиции   русских женщин в сказках - это  "Я  неблагополучная .  Вы благополучны", что подтверждается телесным, соматическим компонентом -   выражена тенденция к ожирению, полноте.

Родительские предписания  " Жертвуй собой ради других",  " Будь хорошей хозяйкой ", " Надейся на себя"

Чаще всего ее роли в Драматическом треугольнике - Спасительница, и  Жертва.

Она заботится, опекает,  дает советы, спасает  - тип  Спасательницы.

Терпит, ждет ,  не заявляет  о себе, не отстаивает себя, поведение   Жертвы. 

У нее выражены драйверы " Будь сильной " и " Радуй Других"

Она живет жизнью других, своих близких, позволяя лишь от случая к случаю  маленькие радости.

А просить большее, не позволяет гордость, т.к. просить не принято.

"Буду рассчитывать на свои силы" .

     Женские образы в сказках неоднозначны.

В одном и том же образе можно найти  и положительные и отрицательные черты  характера.

Учитывая это ,  стоит  все - таки брать хорошее, положительное  и использовать в своей жизни.

Представляя себя Василисой премудрой, Еленой прекрасной, Хозяйкой Медной Горы.

Принимать свою женскую сущность и принимать себя за то что есть, и ценить,  просто так,  а не за то,   ч то сделала  или не сделала, добилась или не добилась . И написать свою сказку, свой план жизни, тот который радует, доставляет удовольствие и приносит радость и активное проживание своей жизни.



Просмотров: 307
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • О Сказке "Аленький цветочек" и "О мертвой царевне и семи богатырях"
  • Обучающие сказки для дошколят "НОТЫ", "Про гигиену"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Зеркало. Из цикла "Сказки жизни"
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Мужчины - в "пещеру", женщины - в "преглубокое озеро". Позвольте паузам быть.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "А тому ли я дала" или комплекс "Мадонны-Простмтутки" у мужчин и женщин
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Драйверное поведение "Радуй Себя" или сценарий Кая
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Техника работы с жизненным сценарием "Любимый герой из сказки"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь