Психологическое сопровождение женщин с репродуктивными проблемами

Е.В. Литягина

 

Психологическое сопровождение женщин с репродуктивными проблемами 

Для современного этапа развития медицинской и психологической науки характерен взгляд на человека как интегрированную живую единицу, в которой тело и психика работают как единое целое. Поэтому и лечение необходимо проводить комплексно, учитывая значение и соматических и психологических компонент здоровья/болезни. Такое представление соответствует холическому взгляду на природу человека, который представляется не набором разрозненных частей организма и целостной телесной и духовной сущностью, в которой заключена способность к самоисцелению.

В науке существует понятие «психологического бесплодия», обусловленное «нарушениями» в психологическом функционировании женщины. По некоторым данным порядка 30% пар, обратившимся за медицинской помощью по поводу бесплодия, страдают именно психологическим бесплодием.  Известно, что 14-20% (по некоторым данным до 25%, т.е каждая четвертая беременность) клинически диагностированных беременностей заканчиваются спонтанными абортами. Видимо, на практике этот процент оказывается выше, за счет так называемых «неучтенных» беременностей, когда женщины даже не знают, что были беременны. Как правило, это происходит на очень ранних сроках. Если говорить о первом триместре беременности, то критическими, по мнению гинекологов, считаются 4-6 недель и 8-9 недель.

Бывают случаи, когда гинекологи не могут сказать, по какой причине замерла в развитии та или иная беременность, если не обнаружено никаких органических причин (например, хромосомных отклонений в развитии плода; инфекций на ранних сроках беременности, изменений шейки матки или самой матки). Однако, по мнению психоаналитиков, в частности, Д. Пайнз, существуют бессознательные причины для выкидыша. Соматические симптомы можно рассматривать как проявления бессознательных страхов, внутренних конфликтов, диадных нарушений, активизации семейной истории и др. Бесплодие может возникнуть от того, что подсознательно женщина не хочет, не готова, родить и вырастить ребенка. Как это не парадоксально звучит,  но беременность не всегда имеет целью рождение ребенка.

Причины невынашиваемости беременности. Невозможно определить какую-то одну или несколько причин невынашиваемости беременности. В каждом конкретном случае имеется уникальной сплав особенностей индивидуального развития, травматических событий, приобретенного опыта взаимодействия с близким окружением, сформированной потребностно-мотивационной сферы и ценностей женщины. Однако, выделяют определенные сферы психологического развития и функционирования личности, нарушения в которых могут осложнять процесс зачатия и вынашивания ребенка.

Беременность может быть средством подтверждения женской сексуальной идентичности или взрослости, физической зрелости. Беременность является основой формирования женской идентичности. Состоявшаяся беременность и рождение ребенка выступает объективной психологической задачей взросления женщины. Но встречаются случаи, когда женщина может быть вполне взрослой по возрасту, но абсолютно незрелой в психологическом плане, инфантильной. Результаты решения задач взросления предыдущих стадий в период беременности актуализируются, пересматриваются или обостряются, если связанные с ними конфликты не были разрешены (отношение к собственному телу, полоролевая идентичность, взаимоотношения с родителями, особенно с матерью, отношения с противоположным полом и др.).

Трудности вынашивания, а в последующем воспитания могут быть связаны с неадекватной мотивацией рождения ребенка: предписывание особой психологической задачи ребенку - связывание с его рождением надежды на решение каких-либо внутрисемейных проблем. Беременность может рассматриваться как средство сплочения семьи, супруги в которой имеют проблемные отношения друг с другом. С помощью ребенка женщина может попытаться «вернуть» мужа в семью и др. Бывают случаи, когда женщина подсознательно выбирает себе партнера, от которого не может забеременеть. В благоприятный для зачатия период партнеры начинают ссориться, избегать секса, уезжать в командировки, заболевать, в общем, делать все, чтобы исключить возможность зачатия. Некоторые супружеские пары могут выбрать для собственных взаимоотношений в семье психологическую игру - «бесплодие». Внешне они делают все возможное, чтобы долгожданная беременность наступила, но на деле конечной и неосознаваемой целью является доказать себе, что это невозможно и получить право жить, страдая от бесплодия, получая от этого и вторичные выгоды.

К неадекватной мотивации рождения ребенка можно отнести и попытки восполнения эмоционального дефицита - вакуума чувств, образовавшегося у женщины. Рождение «ребенка для себя», когда женщина по разным причинам не находит себе «достойного» партнера.

Посредством беременности и материнства женщина может желать достичь определенного социального статуса, обрести важные социальные роли  - «рожавшей» зрелой женщины, матери. В этом случае сам по себе ребенок отходит на второй план.

Главным психологическим новообразованием благополучно протекающей беременности является возникновение у будущей матери интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом, чувства «мой ребенок», развитие позитивного образа ребенка. При неадекватной мотивации рождения ребенка «чувственная ткань беременности» и внутренний образ ребенка специфически искажается, происходит блокировка развития привязанности, формируется инфантицидный комплекс (стремление «уничтожить этого ребенка» и одновременно защитное отрицание этого побуждения). В этом случае женщина, например, может  игнорировать беременность, совершенно не изменяя привычного поведения.

Еще одним из существенных новообразований периода беременности является формирующаяся родительская (материнская) позиция.  Родительские чувства (и установки) начинают складываться задолго до рождения ребенка. Можно говорить о том, что их предпосылки закладываются еще в детстве самого потенциального родителя на основе взаимоотношений с родителями, далее развиваются на протяжении всей жизни, включая эротический опыт, характер супружеских отношений, уровня образованности и сознательно принятый решений и пр. Неосознаваемые конфликты, фрустрации, другие нарушения в этих сферах могут влиять на психологическое самочувствие беременной женщины и существенно осложнять процесс протекания беременности.

Кроме выше названных сфер, в период беременности у женщины могут «обостряться», актуализироваться конфликты раннего детства и травматический опыт собственного перинатального этапа развития. Согласно взглядам представителей современной трансперсональной психологии в период внутриутробного развития плода закладываются не только все физические и умственные, а также эмоциональные и поведенческие структуры человека. Жизнь до рождения, коренным образом влияет на все наше дальнейшее существование. По словам микропсихоаналитика С. Фанти: «плод является ультра чувствительным рецептором материнской психосоматики и окружающей среды» [Фанти, С. 458]. Ребенок бессознательно запоминает травмы, полученные до рождения, и впоследствии этот бессознательный опыт оказывает влияние на жизнь человека.

Необходимо отметить также, что сам процесс беременности психологически очень выгодный период, когда женщина чувствует внимание, особое отношение к себе близких и совершенно посторонних людей. Роды и материнство, это другое удовольствие, и не каждая женщина, психологически к этому готова. Таким образом, существует различие между желанием женщины забеременеть и желанием родить ребенка и быть ему матерью.

Кроме вышеперечисленных могут быть и другие причины бесплодия: насилие в детстве, смерть близких, разводы, а так же личностные особенности женщины: повышенная тревожность, боязнь, что ее не поддержат близкие, не окажут помощь, предыдущий неудачный опыт беременности, родов. В современном мире все чаще встречается и другая причина психологического бесплодия: желание сделать карьеру, состояться в профессиональном плане. Таким образом, можно говорить о том, что психологическое бесплодие «мультипричинно».  У каждой женщины накапливаются свои собственные «причины», вернее осложнения процессу зачатия, нормальной беременности. Внешне, сознательно, женщина действительно очень хочет забеременеть, посещает врачей, страдает от своей неполноценности, для нее беременность и рождение ребенка становится смыслом жизни, а внутренние установки делают свое.

Осознание этих причин и их психологическая «проработка» в совокупности с хорошим медицинским сопровождением беременности могут существенно увеличить шансы женщины на зачатие, вынашивание и рождение здорового ребенка.

Условия проведения психологического консультирования. Психологическую работу по профилактике невынашивания беременности рекомендуется проводить до момента ее наступления, т.к. в период беременности многие психологические приемы и техники, эффективные при проработке психологической проблематики, применять нельзя.

В период беременности показана исключительно поддерживающая психологическая работа, которая сглаживает определенные психологические конфликты, но не позволяет разрешать их.

Женщина, желающая участвовать в программе по профилактике невынашивания беременности, может выбрать наиболее приемлемую для себя форму психологического сопровождения: индивидуальные консультации психолога, либо участие в специализированных тренинговых группах.

Наибольшая эффективность в разрешении психологических трудностей достигается при сочетании индивидуальной работы с психологом и посещении тренинговых занятий.

Подходы и методы работы. При коррекции репродуктивной сферы у женщин психологи, как правило, имеют дело с неосознаваемым материалом, а зачастую с глубинно бессознательным материалом. Рациональные методы терапии оказываются в этом случае малоэффективными. Здесь необходимы техники, позволяющие работать с чувственно-телесным компонентом, бессознательными страхами и иррациональными установками, родительским предписаниями, защитными механизмами, образами и пр. При работе с проблематикой невынашиваемости эффективными оказываются методы арт-терапии, психосинтеза, психодрамы, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, танцедвигательной терапии.

Данная программа представляет собой преимущественно направление арт-терапии и психосинтеза, с использованием элементов символдрамы и рассчитана.

Перед началом группы каждому участнику рекомендуется пройти психологическую диагностику с целью с целью выявления ведущей мотивации беременности, общего психоэмоционального состояния и основных особенностей психо-социального развития.

  • Проведение психологического интервью. Сбор первичного психологического анамнеза. Установление контакта.
  • Проективная методика «Материнский ТАТ» (по Копылову). Определяются доминирующие переживания, характерные особенности образа ребенка, образ материнства, личностный смысл рождения ребенка, образ реальной домашней ситуации после родов.
  • Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко).
  • Желательно проводить два диагностических замера «до» и «после» проведения тренинга психологической профилактики невынашивания беременности, либо по окончании индивидуальных сессий.

    Программа психологического сопровождения женщин с репродуктивными проблемами. В программу включены основные сферы возможных психологических нарушений в развитии личности, которые могут обуславливать неблагоприятное протекание беременности, являться прямыми или косвенными причинами выкидышей. Это такие сферы как: отношение с матерью; ведущие мотивы беременности; образ себя, ребенка и внутренняя картина беременности; соотношение разума, тела и чувств; взаимодействие мужской и женской составляющих личности. Также на занятиях предлагаются некоторые методы релаксации и способы стабилизации эмоционального состояния.

    ...

    Авторская программа психологического сопровождения женщин с репродуктивными проблемами была апробирована в 2009-2010 году на базе ЗАО «Медицинская компания ИДК». В настоящее время программа реализуется в двух женских консультация, а также в центре «Психологические Мастерские» г.Самары.

    [...]

    Полный текст статьи опубликован в сборнике: "Психологические исследования/ под ред. К.С. Лисецкого, В.В. Шпунтовой. - Самара, 2015.

    Литература

    1. Артамонова Е.И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 
    2. Арутюнян А. Психологическое бесплодие: мифы или реальность? // http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=439
    3. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Принципы и техники. – М.: психотерапия, 2008.
    4. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007.
    5. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2002.
    6. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. – СПб.: «Речь», 2003.
    7. Косенкова Е. Психологическое сопровождение беременности. 2008. // http://telesnost.com/articles/-krizis-rozhdenie-smert//
    8. Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2007.
    9. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008.
    10. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. – СПб., 1997.
    11. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб.: Речь, 2008.
    12. Сент-Пьер Г., Шапиро Д. Метод метаморфозы // В кн.: CВОБОДНОЕ ТЕЛО / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. - М., 2008.
    13. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2005.
    14. Фанти С. Утробная война // Психология и психоанализ беременности. Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003.
    15. Филиппова Г.Г. Проблемы телесности в психологии репродуктивной сферы женщины // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2007.
    16. Филлипова Г.Г. Психология материнства. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002.
    17. Харитонова АЮ. Телесно-ориентированная психотерапия и медитативный танец в коррекции репродуктивной сферы женщины // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М.: АСТ, 2007.
    18. Хоган С. Вопросы самридентичности, сексуальности и материнства в арт-терапии // Арт-терапия / сост. и общ. редакция А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.

     



    Просмотров: 431
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Обычно-необычная помощь в терапии бесплодия и невынашивания беременности
  • Особенности ценностных ориентаций женщин в период беременности
  • Беременность. Секреты успешной беременности
  • Психология «материнства», как совокупность медицинских и психологических аспектов беременности
  • Книга о прерванной беременности. Как пережить потерю ребенка. Перинаталья утрата.
  • Отношения в период беременности
  • Психологическое сопровождение кризисной беременности
  • Таинство зачатия. Бесплодие, невынашивание беременности
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Релаксация в период беременности
  • Психопрофилактика в период беременности
  • Питание в период беременности
  • Гимнастика в период беременности
  • Тревоги и страхи в период беременности
  • Аноргазмия. Фригидность. Работа с темой беременности. Послеродовой период и оргазм. Сексуальные проблемы
  • Синдром «внезапной беременности» на фоне терапии
  • Женские сексуальные проблемы. Страх беременности: он может меня бросить...
  • Перенашивание беременности - психологические причины
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Потеря беременности: особенности психологической поддержки
  • Психология беременности: страхи и внутриутробная психосоматика
  • Планирование беременности. Для тех, кто хочет забеременеть.
  • Адаптация к беременности - залог здорового материнства
  • Влияние психотравмирующего опыта первой беременности на психосоматическое состояние во время последующих беременностей
  • Психогенное бесплодие и контр-доминанта беременности. (Записки перинатального психолога).
  • Трудности во время беременности и как с ними быть. В чём я нашла поддержку.
  • Бесплодие и невынашивание беременности. Что делать и кто поможет?
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь