|
Профилактика виктимного поведения женщин пострадавших от семейного насилияАвтор статьи: Заикина Наталья Валентиновна
Происходящие в Украине социально-экономические трансформации существенным образом повлияли на все стороны жизни общества, включая институт семьи, его устойчивость и стабильность, а также супружеские и детско-родительские отношения. В последние годы во многих украинских семьях складывается определенный образ жизни, для которого жестокость и насилие, «подогреваемые» алкоголизмом и наркоманией, становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Каждый из нас вовлечен в целую серию взаимоотношений, связанных с различными уровнями власти. Некоторые из них были восприняты нами под влиянием личного опыта или традиции, как в случае взаимоотношений между родителем и ребенком, преподавателем и учеником, работодателем и рабочим, мужчиной и женщиной. В некоторых случаях подобные взаимоотношения функционируют удовлетворительно, за исключением тех, где наше чувство власти или бессилия обеспечивается за счет других, как в случаях семейного насилия. В трансакционном анализе определяются три роли, в которые люди оказываются легко вовлеченными: тиран, спаситель и жертва . Установка тирана, которой пользуется семейный насильник, может быть отражена формулировкой, принятой в трансакционном анализе: «Я в порядке, ты не в порядке». Для компенсации своего собственного чувства беспомощности, неуверенности и страха тираны требуют повиновения, полагаясь в основном на политику кнута и пряника, равно как и на собственную власть. Если ребенок вырастает, подражая подобному поведению, то он может и не осознавать, что он склонен играть роль тирана с собственными детьми, с супругом или супругой и с товарищами по работе. Установка спасителя также неверна, ибо она есть всего лишь вариант формулировки тирана «я в порядке, ты не в порядке». Спаситель считает, что «люди нуждаются в моей помощи» - спаситель нуждается в том, чтобы в нем нуждались. Когда они на высоте, спасители способны оказать значительную поддержку. Однако, когда они стараются чересчур, они в конце концов приходят к выводу, что их усилия принимают за должное и недостаточно ценят. В тех случаях, когда спаситель становится на сторону жертвы, появляются дополнительные проблемы, так как спаситель становится своего рода буфером между жертвой и ее тиранами, тем самым еще более увеличивая разрыв между ними. Спасители попадают в эту ловушку в результате их стремления оказать помощь близким, интересы которых, по их мнению, были попраны. Самовосприятие жертвы может быть передано формулировкой: «Я не в порядке, ты в порядке» или «Я не могу сам справиться с проблемой, мне нужна чья-то помощь». Иногда их чувство неполноценности может стать непреодолимым. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: а) жертва получает значительную поддержку со стороны; б) ей обильно сочувствуют; в) ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более «желательной и приятной», чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозит насилие или потеря любви, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли, и неспособность выйти из нее, лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить положение. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей: авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв; в некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно позволяют людям скатиться в роль жертвы, так как люди отказываются идти на испытание ситуации - или самих себя. Они так никогда и не узнают, что, при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко. Важно различать ролевые жертвы, от подлинных жертв. Подлинные жертвы, пострадавшие от несчастий, несправедливости или катастрофы, несомненно, нуждаются в нашей помощи и поддержке до тех пор, пока они снова не встанут на ноги. Навыки по разрешению конфликтов необычайно важны при попытках сделать более равноправной систему, в которой многие лица или целые группы оказываются лишенными значительной доли своих прав. Подлинные жертвы имеют полные основания требовать восполнения своих попранных прав. В семье, где присутствует насилие, легко можно наблюдать треугольники взаимоотношений. Ситуация начинает напоминать пьесу, новая версия которой разыгрывается каждый вечер. В сценарий вносятся небольшие изменения, однако пьеса в основе своей не меняется. Одно из действующих лиц становится «злодеем». Самый слабый - возможно, ребенок или женщина - играет роль «жертвы», в то время как еще одно лицо берет на себя роль спасителя, защищая жертву от тирана. Когда этот сценарий начинает надоедать им, они могут временно поменяться ролями. В некоторых семьях разыгрываемая драма включает в себя физическое насилие. В других она может быть менее красочной, с преобладанием скрытых поддевок, порицаний и сеансов, в ходе которых одна группа тайно изливает свою неприязнь по отношению к другой, что может расцениваться как психологическое насилие. В рамках этого треугольника «жертва» - женщина, пострадавшая от семейного насилия, от действий мужа «тирана», запрашивает помощь со стороны, говоря другими словами, приглашает на сцену «спасителя» и роли меняются. Приглашенный спасатель (чаще всего это сотрудники МВД) становятся для насильника «тираном», муж в этой семье становится «жертвой», женщине ничего не остается как принять на себя роль «спасителя» и начать заботиться о своем супруге. И такая игра может продолжаться бесконечное множество раз. В рамках этого же треугольника при обмене ролями женщина может принять на себя и роль «тирана», найдя для себя «жертву». Иначе – виктимное поведение женщины, пострадавшей от семейного насилия рано или поздно может трансформироваться в девиантное. Можно предположить, что профилактика виктимного поведения позволит предотвратить девиатнтые проявления в семейной системе. Актуальность разработки психокорекционный программы для женщин испытывающих жестокое обращение в семье определяется также следующими причинами: - физическое жестокое обращение по отношению к женщине, как показывают проведенные различными авторами исследования, относительно широко распространено в украинском обществе; - данный вид жестокого обращение оказывает негативное воздействие как на психологическое состояние, так и на состояние физического здоровья женщин, в том числе, ожидающих детей; - одним из негативных следствий домашнего насилия является то, что оно «передается» от поколения родителей к поколению детей При разработке психокорекционной программы были определены задачи, которые должна решить женщина – пострадавшая от семейного насилия, чтобы преодолеть травмирующую ситуацию: 1. Формирование позитивного отношения к себе: • признание своей уникальности; • принятие себя такой, какая есть; • обретение любви к себе. 2. Формирование позитивного отношения к другим: • признание уникальности любого другого; • развитие в себе качеств, помогающих понять мнение, точку зрения, поведение другого. 3. Исследовательская позиция по отношению к себе: • изучение своих предпочтений, реакций, состояний в обстоятельствах; • исследование своего характера, особенностей его проявления в различных сферах деятельности (работа, семья, досуг и т. п.); самокоррекция характера; • внимание к работе своего тела; • анализ своих ценностей и жизненных смыслов. 4. Осознание необходимости восстановления (самореабилитация): • поиск собственного алгоритма достижения равновесия: знакомство с различными, в том числе традиционными, способами восстановления; выбор способов, приемлемых и адекватных; • понимание того, что восстановление себя за счет другого – путь тупиковый и непродуктивный, влекущий за собой такие проявления, как раздражение, агрессия, «поиск виноватого», «уход в болезнь», «синдром несчастного» и др.; это, как правило, стихийные неосознанные пути восстановления, которые и не способствуют улучшению отношений с окружающими. Убеждения, которые было необходимо сформировать для достижения психического равновесия, а именно принятия ответственности за все что происходит в их жизни, выглядят следующим образом: • все проблемы во мне самой; • все зависит от моего отношения к происходящему; • внутреннее равновесие проистекает не из желания изменить других, а от принятия их такими, какие они есть; • все, что мы можем изменить, – это наше восприятие мира, восприятие окружающих, восприятие самого себя; • важно перестать тревожиться и научиться жить сейчас; • научитесь прощать – это позволит избавиться от многих проблем; В основе проведения занятий была заложена структура, которая используется при проведении психодраматических тренингов: разогрев, основная часть, шеринг, де-ролинг (снятие ролей), завершение. При организации групповой работы с пострадавшими от семейного насилия необходимо выстраивать четкую структуру занятий и желательно всегда придерживаться этой схемы, так как четкая последовательность в организации занятий сохраняет у клиентки ощущение целостности и завершенности занятий. Программа работы с женщинами, пострадавшими от семейного насилия, ориентированная на стабилизацию психоэмоционального состояния, через осознование своей социальной роли и овладение новой, состоит из 6 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 180 минут. Построение занятий происходит следующим образом: 1 занятие - «Знакомство». Цель – знакомство участников группы, ознакомление с понятием «семейное насилие», поддержка участников группы в желании изменить ситуацию домашнего насилия. Осознавание того факта, семейное насилие – преступление и преследуется по закону. 2 занятие - «Ты не виновата». Цель – осознавание и проработка чувства вины и стыда. Овладение ролью «внутреннего спасателя» и «высшего свидетеля». 3 занятие – «Наш ответ насильнику». Цель – осознавание и проработка негативных чувств в адрес насильника. Отреагирование ярости, агрессии. Отработка навыков роли «внутреннего спасателя». 4 занятие – «Нас допускают, мы допускаем». Цель – осознавание личных границ и личного пространства. Научение отстаивания личных границ. 5 занятие – «Я есть!». Работа с телом. Цель – осознание и усиление чувства реальности, заземленности, «возврат в тело», релаксация, проработка мышечных «зажимов». Осознование соматических ролей – живого. 6 заключительное занятие. «Проектирование будущего». Цель – постановка и проработка конкретных целей и задач на будущее. Овладение новой социальной ролью – ответственного за свое будущее. Подведение итогов работы группы в целом.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|