Из опыта работы с детьми, пострадавшими от домашнего насилия.

 

Отделение помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работает в городе Сургуте с декабря 2005 года. На момент открытия оно именовалось как отделение для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты начали осуществлять свою деятельность с оказания социально-психологической помощи женщинам, подвергшимся насилию в семье.

У вас может возникнуть вполне резонный вопрос: «Почему отдан приоритет именно этой проблеме? Неужели насилие в семье так актуально для нашего вполне благополучного общества?»

Действительно в обществе существует мнение, что домашнее насилие - редкое явление. Хотя цифры говорят сами за себя.

Хотя официальная статистика по этой проблеме до последнего времени не велась, известно, что в России ежегодно погибает от рук своих мужей и партнеров 14 тыс. женщин. Для сравнения: за 10 лет Афганской войны СССР потерял 17 тыс. человек. По данным научных исследований, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, по анонимным опросам – каждая вторая россиянка страдает от домашнего насилия. По данным Департамента охраны общественного порядка МВД России в 2008 году около 40% всех тяжких насильственных преступлений совершилось в семьях. 2/3 умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами. Число случаев избиения женщин их мужьями и партнерами составляет 36 тысяч в день.

Вероятность быть убитой в своем доме у женщин России в 2,5 раза выше, чем у женщин США, и в 5 раз выше, чем у женщин в Западной Европе.

По оперативным данным, на территории России ежегодно совершается в среднем 250 тысяч насильственных преступлений в отношении женщин, в том числе несовершеннолетних.

         По данным МВД, каждый день в России погибает от насилия в семье 38 женщин и 15 детей.

                  

Согласно существующему мнению специалистов, наиболее уязвимыми в ситуации семейного насилия являются женщины и дети: они составляют 70% потерпевших от тяжких насильственных действий, совершенных в семье.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ, федеральных законов является приоритетным направлением государственной политики.

Обеспечение реализации и восстановления нарушенных прав должно осуществляться органами государственной власти всех уровней, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в судебном порядке. Однако эффективная система защиты детства в настоящее время отсутствует, о чем свидетельствуют цифры статистики.

В 2008 году жертвами насилия в России стали 126 тысяч детей. В результате такого рода преступлений 1914 детей погибли (5 детей каждый день), 12,5 тысячи детей числятся в розыске. По оценкам Министерства внутренних дел в социально-опасных условиях живут 750 тысяч детей, в присутствии детей совершается более 50 % преступлений в быту.

По данным социологических исследований около 2 миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, около 2 тысяч детей ежегодно заканчивают жизнь самоубийством.

В результате жестокого обращения с ребенком нарушается нормальное функционирование всех сфер жизнедеятельности. К нарушениям психического и развития присоединяются психологические проблемы, а в тяжелых случаях происходят глубокие личностные изменения, которые трудно поддаются коррекции.

Кроме того, в работе с такими детьми во много раз чаще возникают проблемы педагогического характера. Именно в изменениях развития детей чаще всего наблюдаются негативные последствия насилия над ребенком в семье. Чем ниже у него уровень развития, тем более он подвержен различным негативным влияниям, в том числе обусловленным неблагополучием семьи, жестокой системой обращения между членами семьи, вовлеченностью в жизнь алкоголиков, наркоманов и пр.

Отношение к детям – это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества.

Поэтому, одним из важнейших направлений борьбы с преступлениями против несовершеннолетних должна стать полноценная реабилитация пострадавших детей.

Итак, предлагаю рассмотреть виды насилия над детьми:

Физическое

Сексуальное

Эмоционально-психологическое

Экономическое

Пренебрежение интересами ребенка

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме этого у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда – то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются:

Нарушения физического и психического развития

  • Отстают в росте, массе, эмоциональном и речевом развитии от своих сверстников;
  • Позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
  • Значительно хуже успевают в школе;
  • Часто наблюдаются дурные привычки: сосание пальца, кусание ногтей; раскачивание, занятие онанизмом;
  • У них припухлые, заспанные глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности-педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

 

Различные заболевания как следствие жестокого обращения:

  • При физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей;
  • При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционыо-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки;
  • Психосоматические заболевания: ожирение или, наоборот резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергические реакции, язва желудка, при сексуальном насилии – необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервнопсихические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу травм, отравлений.

Психологические особенности детей, пострадавших от насилия:

  • Часто испытывают гнев, который изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут защитить себя. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
  • Любым путем привлекают к себе внимание, что иногда это проявляется в виде вызывающего, эгоцентричного поведения;
  • Несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в поведении, в играх с другими детьми или игрушками (при сексуальном насилии);
  • Отсутствие положительного образа «Я», низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины и стыда, неполноценности, «я хуже всех»;
  • Высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

 Социальные последствия жестокого обращения с детьми:

 Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для здоровья жертвы и для общества.

  • Проблема беспризорности и детской проституции
  • Антисоциальное поведение (криминальные действия), правовые нарушения
  • Агрессия и жестокость в дошкольных и школьных учебных заведениях
  • Трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;
  • Пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать, совершать другие уголовно наказуемые деяния;
  • Проституция, венерические болезни, нарушения половой ориентации, трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

 Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают малопривлекательными и даже опасными для общества. Каковы же общественные потери насилия над детьми?

  • Потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств;
  • Потери в лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;
  • Потери в лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;
  • Воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

 

Часто наблюдая за ребенком, специалист видит явные признаки насилия и у него возникает предположение, что с этим ребенком происходит что-то очень страшное. Но, в беседе многие дети очень хорошо отзываются о своих родителях, защищают их и оправдывают. Вы должны знать, что у детей подвергшихся насилию или ставших свидетелями домашнего насилия присутствует два синдрома: стокгольмский синдром и синдром выученной беспомощности. Именно в этом состоянии, когда подросток не видит конструктивного способа разрешения сложившейся ситуации, остается один выход – самоубийство. В этот момент важно, кто будет рядом и как он отреагирует.

 

Первые шаги, суицидальной интервенции.

 

  1. 1.      Поиск признаков возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийств, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.
  2. 2.      Допущение, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не может решиться на самоубийство. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив угрозу, - ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
  3. 3.      Установление эмпатических отношений. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах есть время не для морализирования, а для поддержки. Последующая работа направлена на переход от страдания, самоосуждения и других переживаний к осознанию своих чувств.
  4. 4.      Эмпатическое слушание. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они не настроены принимать советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и поиска подтверждения собственной ненужности. Если человек страдает от депрессии, то ему больше самому нужно говорить, чем беседовать с ним. Специалистам, работающим с этой категорией клиентов, необходимо развивать способность отслеживания и понимания невербального поведения: жесты, мимика,движения, и быть готовым к импульсивным поступкам клиента в кризисной или посткризисной ситуации.
  5. 5.      Бесконфликтность. Не спорьте и не проявляйте агрессию, если вы не способны управлять ситуацией, старайтесь не выражать потрясение от полученной информации. Не вступайте в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
  6. 6.      Поиск ядра конфликта. Задавайте вопросы, следует доходчиво и спокойно спрашивать о тревожащей ситуации и путях ее появления. Выделение конкретных затруднений в поведении клиента и отделение затруднения от обобщения всех кризисной ситуации. Постройте вместе ситуацию, приведшую к суициду. Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с близким человеком. Человек может страдать от неразрешимого горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать все чувства и беды суицидента.
  7. 7.      Поддержка взрослого отношения к случившемуся. Не предлагайте утешений, это только приведет к перекладыванию ответственности за переживание на вас и пассивности. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация, поддерживайте актуальное переживание, не позволяя свести представление ребенка о суицидальной попытке к набору рациональных ходов.
  8. 8.      Поиск витальных ресурсов. У каждого человека есть что-то важное в его жизни, что помогало справляться с предыдущими сложностями, ищите вместе с клиентом эти ресурсы. Что ценно для этого человека, есть ли люди и ситуации, которые его еще волнуют. Здесь очень важно отслеживать поведение, любой признак эмоционального оживления поможет найти необходимый ресурс для создания альтернативы смерти. Это может быть он сам, семья, любимый человек, карьера, воспоминания из прошлого и т.д.- все, что может способствовать поддержке суицидента.
  9. 9.      Поддержка эмоционально. Вселяйте надежду, работа со склонными к саморазрушению депрессивными людьми является серьезной и ответственной. Особо ценным в работе является сосредоточение на том, что специалист, работающий с суицидентом, говорит и чувствует. Саморазрушение происходит, если люди теряют последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Надежды не могут строиться на пустых утешениях, они нуждаются в поддержке и предложении какой-либо альтернативы. Главный вопрос здесь «Как изменить существующую ситуацию?»
  10. 10.  Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Им важно открыть, что иногда испытывает откровенную ненависть, смысл жизни не исчезает, даже если она приносит душевную боль. Тьма и свет, радости и печали, счастье и страдание являются неразделимо переплетенными нитями в ткани человеческого существования. Таким, образом, основания для реалистичной надежды должны быть представлены честно, убедительно и мягко. Очень важно подчеркнуть силы и возможности человека, то, что кризисные проблемы преходящи, а самоубийство бесповоротно.
  11. 11.  Оценка степени риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Намерения могут различаться: начиная с мимолетных расплывчатых мыслей и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или повешения. Необходимо учитывать и другие факторы: алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувства беспомощности и безнадежности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался.
  12. 12.  Обращение к специалистам. Суициденты имеют суженной поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует решить непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Самым эффективным является обращение к специалистам – психологам и психотерапевтам, занимающимся экстренными кризисными ситуациями в специализированных центрах

 

Насилие из семьи выплескивается в общество: дети, выросшие в семьях, где совершалось насилие, даже если они были свидетелями насилия, став взрослыми, гораздо чаще совершают преступления против личности. Кроме того, усвоенные методы насильственного поведения с большей вероятностью будут практиковаться ими в своей семье.

 

 

 



Просмотров: 592
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • Разговор с психологом: психологическая реабилитация детей, пострадавших от сексуального насилия
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Профилактика виктимного поведения женщин пострадавших от семейного насилия
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Травма насилия. У нас до сих пор бьют детей!
  • Региональные особенности проблемы насилия в отношении женщин
  • Как научить детей правильному поведению в социуме и не допустить проявления насилия по отношению к ним.
  • В моей смерти прошу винить… (Самоубийства у подростков или как не пережить своих детей)
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Будущее общества зависит от семьи и детей
  • Самоубийства среди детей и подростков
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • 1 июня-День защиты детей!Будем детьми!)))
  • 30 косвенных признаков эмоционального насилия, которые могут разрушить вашу жизнь.
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Образовательная программа «Азбука семьи», как способ профилактики жестокого обращения в семье.
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Насилие в семье – причина психосоматики у детей.
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Воспитание детей. Стоит ли наказывать непослушных детей и трудных подростков?
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Сказки для детей: в ситуации смерти близкого.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь