Mаркеры социальных представления об инклюзивном образовании в средствах массовой информации

На современном этапе развития Россия вступила в эпоху новой образовательной реалии, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Согласно Указа, одним из приоритетных направлений в области образования является инклюзивное образование. В этой связи объектом особого интереса является установка (социальные представления) в отношении инклюзивного образования, которая во многом формируется благодаря средствам массовой информации. Оптимальным средством изучения социальных представлений (установок) может выступать контент-анализ. Особенно продуктивно контент-аналитическое исследование там, где предметом выступают новые современные реалии, например, инклюзивное образование.

Контент-аналитическое исследование маркеров социальных представлений об инклюзивном образовании в СМИ позволит выявить скрытые установки и противоречия в отношении инклюзии, имеющие социально важный смысл. Это предположение легло в основу нашей гипотезы.

Нами было исследовано 100 текстов в средствах массовой информации, основным содержанием которых является инклюзивное образование. В выборку попали статьи в издательствах, научных сборниках за период 2012-2016 год. В ходе работы были выделены маркеры социальных представлений об инклюзивном образовании, которые в свою очередь были ранжированы на 6 категорий и 6 подкатегорий.

Категории

А «Эксперимент» - инклюзивное образование рассматривается как социальный практический эксперимент или информационный источник описывает результаты практического исследования в рамках инклюзивного образования.

Б «Чужая идеология» - инклюзивное образование не является национальной идеей, а привнесено из вне или описывается опыт внедрения инклюзивного образования в другой стране.

В «Объективная необходимость» - инклюзивное образование как реалия, которая является наиболее оптимальной на данном этапе.

Г «Логичное развитие, имеющее исторические корни» - инклюзивное образование – следствие исторически сложившейся практики, опыта, является следующим закономерным этапов в череде исторических вех.

Д «Новое стратегическое направление» - инклюзивное образование как ориентир и наиболее значимая перспектива.

Е «Социальный заказ» - инклюзивное образование является следствием влияния внешних факторов (политики, директивы, законодательства и т.д.).

Подкатегории

  1. Свобода. Инклюзивное образование, как дающее свободу, открывающее новые горизонты, итогом чему становится:

- бесконтрольность

+ больше возможностей.

  • Равенство, когда каждый член общества равен, является справедливостью. Это дает:

- уравниловка, когда равнение идет по среднему значению или же в тексте закреплены идеи непреодолимого неравенства;

+ равные права.

  • Толерантность – терпимое отношение к разным членам общества:

- ведет к проблемам, либо толерантность не характерна и ее не может быть.

+ делает человечнее

  • Разнообразие – достигается за счет включение в общество лиц с особыми образовательными потребностями:

- усложняет жизнь;

+ иной взгляд, развитие через разнообразие.

  • Объединение (единение)

- невозможно совместить несовместимое, идеи изолированности, «вместе сложно»;

+ вместе мы сильнее.

  • 6. Барьеры – все многообразие барьеров: политические, финансовые, социальные, психологические:

- актуализация барьеров, невозможность преодоления барьеров

+ пути и способы преодоления барьеров, опыт преодоления барьеров.

Количественный анализ результатов показал, что наибольший удельный вес получила категория Д, согласно которой инклюзивное образование – это новое стратегическое направление. Такой выбор объясняется тем, что в 32% исследуемых статей авторы опираются на Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". Далее в порядке убывания категории расположились следующим образом: Е (социальный заказ) – Б (чужая идеология) - В (объективная необходимость) – Г (логическое развитие, имеющее свои корни) – А (эксперимент).

Реализация идей инклюзивного образования представляется через идеи объединения (единения), характеризующиеся лозунгом «вместе мы сильнее» (подкатегория 5+). Такой выбор можно объяснить исторически сложившейся тенденцией к коллективизму, объединению, что активно отображается в эпосе (В одиночку – слабы, вместе – сильны. Веник не сломишь, а по пруточку все переломишь).

В порядке убывания подкатегории расположились следующим образом: 6+ (пути и способы преодоления барьеров) – 6- (актуализация барьеров, невозможность их преодоления) – 2+ (равные права) – 5- (невозможно совместить несовместимое) – 1+ (больше возможностей) – 3+ (толерантность делает человечнее) – 4+ (разнообразие дает иной взгляд) – 4- (разнообразие усложняет жизнь) – 3- (толерантность ведет к проблемам) – 2- (равенство как уравниловка).

Вектор направленности инклюзивного образования скорее нейтральный: ни хорошо, ни плохо с небольшим преимуществом к положительному полюсу.

Содержательный анализ маркеров выявил ряд скрытых противоречий.

Так, категория, обозначенная нами как «чужая идеология» вовсе не видит проблем и препятствий на пути к инклюзии. А категория «логическое развитие, имеющее исторические корни», наоборот, во многом сконцентрирована на возможных или явных проблемах. Это приводит к противоречию между моделью, привнесенной из вне, которая на наш взгляд не рассматривается не критично (нет проблем, нет препятствий) и историческим опытом, историческими установками, говорящими о том, что проблемы есть и они реальны, имеют название. В результате такого диссонанса могут проявиться различные практические модели. Например, субъекты инклюзивного образования будут в разной степени сопротивляться идеям инклюзии, поскольку в их исторической памяти тема инклюзии ассоциируется с проблемами, препятствиями, сложностями. При этом сами субъекты могут не осознавать причин своего сопротивления. Либо идея инклюзии может восприниматься как спасении, уход от тех самых исторических проблем и сложностей. И в этом случае нововведение принимается без какой-либо критики и анализа, без глубокой перестройки внешней модели под собственные нужды и потребности.

Также обращаем внимание на подкатегорию 6, обозначающую барьеры. Частота данной категории объясняется с одной стороны тем, что согласно все того же Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761  приоритетными задачами считаются задачи по преодолению существующих барьеров. С другой стороны, барьеры на пути инклюзии существуют реально, и с ними сталкиваются практики, чьей деятельностью является внедрение и развитие инклюзивного образования. Игнорировать эти барьеры невозможно, поскольку они являются сильным тормозящим фактором. Поэтому в исследуемых источниках авторы либо описывают эти барьеры (подкатегория 6-), либо описывают опыт преодоления барьеров (подкатегория 6+). В процессе реализации инклюзии участники основную часть усилий концентрируют на практической стороне (преодоление барьеров),  а не на гуманно – идеологической (идеи о равных возможностях и правах и т.д.)

Не смотря на то, что одна из основных идей инклюзивного образования предполагает равные возможности для всех, исследование показало, что на данном этапе это не так. Даже в условиях реализации Указа Президента, в котором законодательно закреплен равный доступ к образованию всех категорий граждан, инклюзия не делает нас равными. При этом данное неравенство подчеркивается и в практических исследованиях (категория А – «эксперимент») и в позиции: инклюзия как объективная необходимость (категория В). Также это неравенство прослеживается в категории, рассматривающей инклюзию, как имеющую исторические корни. Данный вывод является для нас весьма неожиданным, поскольку ставит вопрос либо о смысле всех прилагаемых усилий в области инклюзии, либо об эффективности тех самых усилий.

Результаты, полученные в ходе исследования, наглядно демонстрируют эффективность использования контент – анализа с целью выявления противоречий и скрытых установок в отношении инклюзивного образования, которые имеют социально важный смысл. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшего анализа, с целью повышения эффективности внедрения инклюзивной модели образования, преодоления различных барьеров в области инклюзии, а также для формирования нового, более притягательного и эффективного образа инклюзивного образования, который, с одной стороны будет основан на историческом опыте, с другой – учтет особенности мировоззрения и менталитета субъектов инклюзивного образования.

 



Просмотров: 421
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования
  • Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования
  • Психологические затруднения участников инклюзивного образования
  • Профессиональная и психологическая готовность к принятию инклюзивного образования
  • От интеграции к инклюзии: чем интеграция отличается от инклюзии
  • 5 невидимых барьеров на пути к самореализации. Часть 1.
  • Влияние музыкального образования на психическое развитие личности.
  • Где скрываются 5 невидимых барьеров на пути к самореализации. Часть 2.
  • 19 барьеров на пути к личностному росту
  • Методологические и социально-психологические проблемы инклюзивнго образования
  • 7 барьеров на пути к успеху. 1-ый барьер: СТРАХ
  • Папа может быть организатором неформального образования
  • Инклюзия – обман в системе образования.
  • Образование и толерантность.Эссе
  • 6 Психологических Барьеров, Которые Мешают Тебе Зарабатывать Больше
  • Несколько мыслей об инклюзивном образование.
  • Здравосозидание. Развитие. Образование.
  • Возрастные особенности детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования.
  • Преодоление внутренних барьеров
  • Эффективность воспитания и образования – что вкладывать и что получать? Проблемы взаимоинвестирования.
  • Практика инклюзивного обучения.
  • Случай инклюзивного занятия.
  • Психологические защитные механизмы. Часть 2. Замещение и реактивные образования
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.
  • Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления
  • 7 барьеров в общении. Как преодолеть?
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • «Живая и мертвая вода» образования или почему Ваш ребенок плохо учится?
  • Отечественное гуманитарное знание в рамках соврменности. Цели образования и воспитания. Русский язык.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь