Образование и толерантность.Эссе

Автор статьи: Людмила Лопина

Образование и толерантность

Толерантность – это терпение. Можно найти определение понятия «толерантность», как: стремление к «золотой середине» (Аристотель). Мне импонирует такое понимание «толерантности». Действительно, как часто проявив терпение в одном, мы перегибаем палку в другом. Как говорят в народе «Одной пишем, другой зачеркиваем». Так нам есть к чему стремиться? К золотой середине!  

Терпение необходимо и в труде, и в общении. Оно необходимо как взрослым, так и детям. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера, как говорится в пословице «Терпение и труд все перетрут». Терпение для взрослых (особенно педагогов) - это дисциплина чувств, собранность ума и трезвая бодрость, сохраняемая в любой, сколь угодно сложной ситуации. Терпение — это опыт противостояния хаосу, стремительно проникающему при неудачах через раздражение, суетливость.

Первая задача, которую успешно решает детский сад в русле толерантности - это воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Дошкольное образование стоит у истоков воспитания толерантности, т.к. своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств - осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. Воспитательный процесс по формированию толерантности происходит на двух взаимосвязанных уровнях, составляющих единое целое: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия).

И тут все методы хороши: использование художественного слова (стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира), использование наглядных пособий (сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт), слушание музыки (детских песен, национальной музыки разных народов). Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствовать воспитанию толерантности, уважения прав других людей. Вот как все красиво звучит! Если бы не одно «но»…Вернее, два «но»…

Все дело в том, что большинство педагогических работ по толерантности исходят (явно или неявно) из «просветительской позиции»: идею толерантности достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить - и это уже само по себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать». В этом случае, возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности толерантности. А действия взрослых по формированию основ поведения воспринимаются детьми как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются таким воздействиям. В таких случаях получается непрекращающаяся борьба. Борются два мира: яркий, красочный мир веселых выдумщиков и серый скучный мир дисциплины и принуждения педагогов.

Дети рождаются не для дисциплины, а для радости, для игры, для творчества и для познания. Вы сами знаете, какие они любопытные, как они любят играть, знаете, что веселье из них просто изливается, если есть для этого хоть малейший повод. И вот именно в этот час веселья взрослым не хватает этого пресловутого терпения. А в оправдание себе у педагогов есть дежурная фраза: «Он же у меня не один, их 25! А я одна, где на всех терпения напастись?» (едва ли, найдется такой педагог, который не говорил этой фразы)

И это второе «но»… Личность педагога в образовании. Толерантна ли? Да?! Насколько?

Ведь это педагоги придумали термин «трудные дети». Почему они "трудные"? На этот вопрос пока нет ответа! Мы только знаем, что они существенно отличаются от "нормальных" детей своей импульсивностью, рассеянным вниманием, гиперактивностью. И людям, работающим в учреждениях образования, труднее всего принять такую форму самовыражения и правильно понять «особенности» поведения такого ребенка. Они считают, что он вредничает, плохо воспитан и т.д., выпуская из виду то, что его поведение, это отражение функции его "особенного" головного мозга. Это нужно понять и принять и просто стать терпимее к таким детям. Но ведь в педучилищах и ВУЗах не учили толерантности по отношению к своим воспитанникам. «Реалии» зачастую таковы, что пока человек учится, взрослеет и проходит свое становление под статусом «Педагог», ему навешивают столько стереотипов «серьезности», что к 30 годам он рискует превратиться в биоробота, а проще говоря, зануду, который живет по расписанию, у которого каждый день похож на любой другой …

Используя при воспитании детей авторитарный стиль (не все, конечно, а 45%!), педагоги сильно грешат стремлением к абсолютному господству, уничтожению детской независимости («Будет так, как я сказала!», «Да кто ты здесь такой?», «Закрыли рты на замок!»). А как часто педагоги раздражаются, когда дети делают что-то не так, как хотелось бы им. А у самих слова расходятся с делом (говорят детям, что кричать нельзя, а сами кричат). И даже забыли, что лучший метод воспитания – воспитание личным примером. Я считаю, что независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь!) позицию и мнение ребенка, и при необходимости корректируя их, педагоги показывают ребенку личный пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Имея столько серьезности, которую дарит ореол профессии, и так мало терпимости (тоже, кстати профессиональной), педагоги обречены на борьбу со своими воспитанниками, недаром они примеряют к себе фразу «Наша служба и опасна и трудна..» или «…И снова в бой, покой нам только снится!» Не бороться надо с детьми, а идти с ними за руку, как старший товарищ по большой игре, именуемой Жизнью. Думаете это невозможно? Возможно! И не только возможно, но жизненно необходимо. Вы ведь еще живы? Значит, способны и придумывать, и творить, и играть. Это единственный способ быть рядом с детьми счастливым человеком. Только с помощью уважения и проявления терпимости, некоторых уступок можно прийти к миру и взаимопониманию.…И не только с детьми.

Наверное, следует вспомнить, что одно из главных человеческих качеств – это доброта. Именно доброта отличает человека от животного. Уважение к другим, к чужому мнению и чувствам – основа того, что делает человека Человеком. Надо помнить об этом, потому что ненависть и обиды разъедают прежде всего самого человека, испытывающего их. Невозможно развиваться самому и отдавать частичку себя детям, не избавившись от раздражения, негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения. Ведь жизненный опыт человека, который воспитывает детей, играет важную роль. В качестве примера приведу отрывок из притчи.

«– Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? - спросил мудрец.

- Я страдаю для счастья своих детей и внуков, ответил человек.

– Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтоб мои дети и внуки стали счастливыми.

- А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.

- Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек.

- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец. – Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймешь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!»

Если слово «счастье» заменить словом «толерантность», то становиться понятным, что воспитание толерантности надо начинать с себя. Тогда для воспитанников наших «толерантность» будет не просто красивым словом, а стилем жизни. Во всяком случае, мне очень хочется на это надеяться.

Мы все такие разные. Между нами существуют некоторые противоречия, и мы рьяно отстаиваем свою точку зрения, но часто не смотрим в ее суть. Добиваясь победы, мы стремимся поскорее разрушить все то, что против нас, и такую победу считаем доказательством своей силы. Но силой является не разрушение, а созидание. Настоящей силой будет признание за другими людьми права на собственное мировоззрение, другими словами толерантность. Независимо от титулов и званий, состояния здоровья и финансового положения все люди равны, и не уважать в равной мере каждого, значит, не уважать в первую очередь себя.

Подведу итог своим размышлениям. На мой взгляд, слагаемые успеха в воспитании толерантности заключается в единстве организованного воспитательного процесса, личности педагога, реального жизненного опыта, отсутствии расхождения слов с делом.

«- В мире нет Абсолютной Истины – сказал однажды Мастер.

Один из учеников спросил:

- И эта истина абсолютна?

- Нет, конечно,- улыбнулся Мастер».

Улыбнусь всем и я.

 

 



Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сколько в вас терпения? Окно толерантности
  • Переживать или нет? "Окно толерантности"
  • Методика «шкала толерантности к неопределённости» Д. МакЛейна: опыт модификации третьего уровня
  • Разговоры о толерантности
  • Чья проблема больше? Про окно толерантности.
  • Репрезентации религиозной толерантности в советском кинематографе
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Ребенок с ЗПР. Терпение, только терпение!
  • "Как важно и жизненно необходимо играть с детьми!"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • "Анти терпение" или один день из жизни женщины
  • Пусть любят меня такой, какая есть, ведь я уже не смогу стать другой
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.
  • Хочешь быть человеком, чувствовать биение Жизни – ври, и прежде всего, себе самому!
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Ты думаешь только о себе (а надо только обо мне)
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • "ЧТО ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ?"-почему психолог часто задает этот вопрос
  • Толерантность к неопределенности как экзистенциальное состояние этоса педагогов-психологов
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь