|
Разговоры о толерантностиАвтор статьи: Фрей Алина Игоревна
Любите кухонные разговоры? Эти дискуссии пары-тройки человек, запершихся от ненавистного мира на все замки и со страстью ругающих чиновников, попов, начальство и всех тех, кто виновен в их каждодневных проблемах. Любите? У всех нас есть человек или даже несколько, общение с которыми нам не доставляет удовольствие. Но, как правило, наша сдержанность, чувство такта и желание избежать конфликт, не позволяют прямо демонстрировать такое отношение. Некоторые из нас, обладающие развитым самосознанием даже рефлексируют о причинах такого неудовольствия, обращаясь с поисками внутрь своего Я. И надо сказать, правильно делают. Но бывают и менее приятные случаи, когда негатив по отношению к кому-то переходит границы и выливается в антиобщественное поведение. В разные периоды времени наша страна переживала ненависть к белым и красным, евреям и американцам, буржуазии и маргиналам и т.д. Социологи отмечают увеличение числа открытых межнациональных конфликтов. Мне вспоминаются события 2013 года, развернувшиеся в районе Москвы Бирюлево. Толпы людей, вобравших в себя огромное число национальностей, но объединившихся под флагами «русский народ», бежали убивать нелегальных рабочих из стран ближнего зарубежья. Горели глаза, слюна стекала по губе, мышцы наливались кровью и каменели, предвкушая блаженный акт линчевания. Глупо. Ведь действительно глупо. Какой нормальный человек станет в деяниях конкретного преступника винить весь его национальный этнос, который он по рождению своему представляет? Да никакой. Такая логическая цепочка не прослеживается и научно не подтверждается. В моей голове возникает страшный вопрос и еще более страшное предположение о том, что, возможно, это есть в нашей природе. Одна популяция защищает себя от другой, вторгшейся на ее территорию. Преобладание инстинктов выживания и сохранения рода - привычное дело в мире животных. Некий акт ксенофобии. У людей это страх и ненависть к другой национальности или расе. Дольник Виктор Рафаэльевич объяснял детерминацию ксенофобии биологической природой. Он связывал это понятие с этологической безопасностью. Агрессия, направленная на близкие виды и подвиды среди животных, может являться генетическим сбоем, но только на первый взгляд она иррациональна. Запреты смешанных браков, отказ от совместной трапезы с представителями другой национальности – все это следствия ксенофобии, вышедшей из пласта биологического в социальный посредством формирования различных религиозных конфессий, общинных традиций, политических программ и т.д. и т.п. Вопросов на эту тему возникает больше, чем ответов, но я и моя вера в безусловную толерантность экстрацептивного мировоззрения позволяет мне предположить, что подобного рода события, которые мы наблюдали в октябре, есть не что иное, как паттерн примативного поведения. На тот момент у людей явно преобладали инстинктивные модели над рассудочными. Я раньше считала, что быть толерантным человеком не должно вызывать большого усилия. Что это не продукт душевных упражнений. Что толерантность либо есть, либо ее нет. Но сейчас моя точка зрения изменилась. Возможно, в моем сознании толерантность присоединилась к множеству других «полезных» и «зрелых» качеств, которые в сущности достигаются и развиваются человеком не так просто и не так быстро. И чаще всего бывают выстраданы и вымолены у собственной совести. Однако, когда ты по-настоящему ощутил всю прелесть и свежесть чувства толерантности, когда почувствовал, что понимать и принимать другую точку зрения безумно приятно и даже развивает, при этом твои глаза не наливаются кровью, сердце не бьется в тахикардии и ты не чувствуешь себя оскорбленным, то тебе становится удивительно как же так многие люди страдают отсутствием этого прелестного качества и аже не стремятся к нему. Толерантному человеку мир видится ярче и разнообразнее. Он честен с самим собой, он понимает, что каждый человек – индивидуальность и принимает его таким, какой он есть. Безусловно, в первую очередь это продукт воспитания и удачно подобранной жизненной литературы. От родителей во многом зависит будет ли их сокровенное чадо люто инстинктивно ненавидеть все отличное от него самого или же будет гармонично сосуществовать в природном разнообразии, вбирая от него все лучшее. И тот, и другой, проходя через свою жизнь, находят уйму примеров для подтверждения своей позиции. Зачастую абсолютно невозможно в здоровой рационализирующей беседе переубедить идейного ксенофоба. Это абсолютно бесполезно. Он только еще раз утвердит собственную позицию по отношению к инакомыслящим людям. Более того, разродится нарциссизмом и вообще будет потерян для вас как участник диалога. Все это вы не раз замечали на практике. В последнее время вообще часто сталкиваюсь с подобными проявлениями ненависти. Модная тема кавказцев, гомосексуалистов, феминисток и т.д. Я с болью в сердце осознаю как же много среди нас людей, взращивающих семена ненависти в своем маленьком сердце. Когда-нибудь это их убьет. Многие ученые связывают увеличение числа случаев проявления межнациональной ненависти с ухудшением уровня жизни. Но действительно ли неудовлетворенные базовые потребности способны вновь обратить нас в зверей? Биологическая мотивация проста – особь пытается выжить и защитить свое потомство. Социальная же надстройка сложнее и многограннее. Можно сколь угодно долго спорить об общественной субъективности морали и нравственности, но в конечном итоге это то, что делает нас людьми. Это способность выйти за пределы условностей и сохранить человеческое лицо. Да, для многих современная жизнь в России трудна и является мощным стрессовым фактором. Но можно ли этим оправдать линчевание выходцев из Кавказа и Средней Азии, избиение и прилюдное оскорбление гомосексуалистов, атеистов, евреев и многих других? Нет и еще раз нет! По моему убеждению, помимо стрессогенной среды у людей отсутствует умение брать на себя ответственность. Ведь именно в смутные времена происходили самые зверские гонения и погромы. Потому как психика большинства людей не способна осознать всю горечь самообвинения и необходимости принимать здравые конструктивные, а главное своевременные решения. Я люблю «кухонные разговоры». Действительно, это помогает сбросить напряжение, послушать альтернативную точку зрения, утвердиться в своей, обрести единомышленников. Это нормально для человеческой психики. Некая нормативная скорость бегства от ответственности. Но, вы знаете, я никогда не отопру замки и не пойду убивать после таких разговоров. В конечном счете, нравственность, разумность и толерантность торжествуют в моем сознании. Я глубоко уважаю биологическую человеческую жизнь. И еще больше уважаю психическую. Я ценю выбор каждой конкретной индивидуальности и презираю выбор толпы. Мне симпатичны свободные, принимающие на себя полную ответственность люди, не избегающие необходимости поиска решений своих ошибок. Я люблю в людях понимание и толерантность. Это то, что нас объединяет, и то, что позволяет нам отличаться друг от друга. Наслаждайтесь разнообразием! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|