Толерантность к неопределенности как экзистенциальное состояние этоса педагогов-психологов

          Автор рассматривает такой фактор как «толерантность к неопределенности», на примере деятельности психологов, работающих в  учреждениях социального обслуживания семей с детьми, который приводит к формированию профессионально-личностных деформаций. В статье описан случай из практики психолога с точки зрения этической дилеммы, описывается толерантность к неопределенности как индикатор профессионального выгорания специалистов.

   Толерантность к неопределенности как экзистенциальное состояние этоса педагогов психологов

 «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л.Н. Толстой) 

     Толерантность к неопределенности — одно из условий психологического здоровья, адаптивности и гибкости специалиста помогающей профессии.  Это способность выдерживать состояние неопределенности без дисфункционального повышения тревоги. В ситуациях неопределенности увеличение тревоги в целом закономерно, в дисфункциональном случае — приводит к неспособности действовать эффективно в ситуациях неопределенности и стресса. Однако в рамках здоровой реакции незначительный рост тревоги приводит к мобилизации человека и повышению жизненного тонуса. Как общая стрессоустойчивость, так и толерантность к неопределенности могут быть развиты, и это в целом приводит к росту гибкости, способности адаптироваться к новым обстоятельствам и возможности успешнее справляться со сложностями и текущими проблемами. Чем лучше человек может переносить ситуации неопределенности, тем больше он способен иметь с ними дело. Поэтому толерантность к неопределенности позволяет специалисту работать со сложной проблемой, оставлять ее открытой, увеличивая шанс найти новое решение при вновь возникших неожиданных обстоятельствах.

     Очевидно, что большую часть явлений в жизни мы контролировать не в состоянии, отсутствие контроля означает невозможность управлять человеком или ситуацией. В этом случае и возникает неопределенность. В повседневной жизни мы ежедневно сталкиваемся с явлениями неопределённости. Мы не можем точно предсказать погоду, явления природы, да и поведение животных предсказуемо лишь в редких случаях. Также мы не можем и точно знать, как поведут себя окружающие нас люди в определенной ситуации. Как бы точно мы не относили человека к какому-либо типу, он всегда может поступить вопреки своим склонностям и привычкам относительно свободы воли.

      И здесь важно отметить, что в условиях современной жизни профессиональная деятельность практического психолога  – это бесконечное  принятие решений в условиях неопределенности, осознание возможности возникновения этических дилемм и своя персональная ответственность за их решение. И если для одних специалистов это возможность проявить свою творческую натуру, преодолеть ограничения и открыться чему-то новому, то для других это дополнительный вызов, усложняющий процесс принятия решений и зачастую приводящий к психологическому стрессу и, как следствие, к «эмоциональному выгоранию».

      «Синдром эмоционального выгорания» –состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

      В своей профессиональной деятельности психологи, работающие в социальной сфере обслуживания семей с детьми, чаще всего действуют в контексте неопределённости. Ситуации неопределенности связаны с такими должностными обязанностями специалистов как, например: частые выезды психологов в составе бригады экстренной психологической помощи по звонку на детский телефон доверия о жестоком обращении с ребенком,  выезды в составе бригады «Семейная консультация» в отдаленные районные центры в семьис детьмиоказавшимся в трудной жизненной ситуации, многочисленные повторные возвраты приемных детей в социально-реабилитационные центры после длительной работы специалистов с родителями, психологическая работа с женщинами и детьми, пострадавшими от жестокого обращения и сексуального насилия, сотрудничество с органами опеки, комитетами по делам несовершеннолетних, со следственным комитетом.

     Какую ситуацию расскажет клиент на консультации? Всегда остается определенная неопределенность. Специалисты при работе с семьей и детьми сталкиваются порой с самыми неожиданными, чудовищными, порой безумными историями и судьбами.

      Как ведут себя специалисты в неопределенных обстоятельствах? Зависит ли их способность к толерантности от особенностей профессиональной деятельности? Является ли толерантность к неопределенности индикатором профессионального выгорания специалистов?

      Важно отметить, что среди практикующих психологов, как ни в одной другой области значительное место отводится роли профессиональных сообществ. Супервизия, обсуждение сложных случаев из практики психологов на балинтовских группах, поддержка коллег позволяют психологу сохранять  профессиональное долголетие, так и здоровье. Но как быть психологу, когда мнение коллег разделилось? Как справиться с тревожностью по поводу правильности принятого решения?

Случай из практики.

    На прием обратилась женщина с девочкой 6,5 лет с запросом поработать с ребенком перед школой по поводу повышенной плаксивости и тревожности ребенка.

  На первой встрече психолог, при заключении договора на социальное обслуживание, согласно положению работы центра, объяснил, что в работе психолога приоритетными являются права и интересы ребенка. Если ребенок находится в опасной для его жизни и здоровья ситуации, психолог имеет право на несоблюдение принципа конфеденциальности, и обязан без согласия родителей или законных представителей ребенка в его же интересах,  передать информацию в следственный комитет.

     Во время третьей встречи с психологом, девочка шепотом рассказала, что когда мама на работе, они с папой играют в одну игру и это большой секрет. Девочка понимала, что это плохая игра, но папа злился, когда она отказывалась и заставлял ее, делая ей больно…так продолжалось несколько лет.

     При дальнейшем тяжелом разговоре с мамой, психолог напомнил, что обязан данную информацию сообщить в следственный комитет. Не смотря на это, мама просила психолога скрыть данную историю, сказав, что увезет ребенка к бабушке, разведется с мужем. Также мама сообщила, что ее старший сын всю жизнь мечтал о службе в органах и если отца посадят, то его мечта не осуществится. Мама кричала и во всем обвиняла психолога, говоря, что во всем разберется сама и это дело касается только их семьи, угрожала.

    Итог: психолог поступил согласно закону, должностным инструкциям  и собственным моральным принципам, отцу-педофилу дали немалый срок, старший сын в органы не поступил…

     Безусловно, для психолога это далеко не простая ситуация. Разбор случая на балинтовской группе закончился разделением специалистов на два лагеря. Причем, психологи, работающие в образовании и социальной сфере, т.е. непосредственно работающие с детьми и семьями, однозначно, поддержали психолога, оказавшегося в данной ситуации. Психологи же, работающие в коммерческой деятельности были категорично на стороне клиента и настаивали на соблюдении принципа конфеденциальности в любой, даже криминальной ситуации.

      Надо понимать, что это всего лишь одна печальная история из многих десятков в деятельности психолога работающего в социальной сфере, которому по долгу профессиональной деятельности достаточно часто приходится сталкиваться с похожими историями, с откровениями детей и подростков для которых психолог становится единственной надеждой на то, что этот кошмар, когда то закончится.  С другой стороны - угроза жизни и здоровью психолога  со стороны близких и родственников этих детей, не желающих огласки и готовых пойти на все.

      Конечно, в данном случае, ответственность перед молодым человеком, мечта которого работать в органах не осуществилась, ложится далеко не на психолога, а на не здорового папу мальчика. Но все же, все чаще задумываешься над правильностью выбора данной этической дилеммы, а как поступишь ты в похожей ситуации? И насколько спокойно будешь спать по ночам,  сделав свой выбор?

     Поэтому именно толерантность к неопределенности позволяет психологу работать со сложной проблемой, порой трагичной, оставлять шанс найти правильное решение при вновь возникших неожиданных обстоятельствах, в ситуациях этических дилемм.

     Определенно, чем выше у педагога-психолога этот показатель, тем в большей степени он склонен осознавать и принимать неоднозначность и сложность ситуации, учитывать это и действовать не стереотипно, проявляя свои профессиональные способности.

     Чем этот показатели ниже, тем больше специалист ощущает дискомфорт  в неопределённых ситуациях, тем в большей степени он стремится внести  максимальную ясность и определенность зачастую за счет их сознательного упрощения и с трудом ориентируется в новой, незнакомой и сложной ситуации. Такие личности обладают такими чертами как повышенная тревожность, авторитаризм, агрессия, закрытость, регидность, что может привести к профессиональной деформации личности.

     А профессионально-личностные деформации - это деструкции,  которые обычно возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности.  С годами профессиональные деформации педагогов-психологов усиливаются и проявляются в «феномене эмоционального выгорания», в связи с чем,  ослабляются психические, физиологические, и интеллектуальные функции.

      Все эти изменения приводят  к накоплению отрицательных эмоций и реакций,  оказывая тем самым негативное влияние на эффективность социально-профессионального взаимодействия в деятельности педагога-психолога,  приводит к снижению либо невозможности реализации профессионально значимых качеств личности в профессии, ослабляет интерес к работе, способствует к уходу специалистов из профессии.

    Таким образом, мы предполагаем, что между толерантностью (интолерантностью) к неопределенности и  эмоциональным выгоранием у педагогов-психологов учреждений социального обслуживания семей с детьми существует взаимосвязь, обуславливающая выбор стратегии поведения специалистов в ситуации неопределенности, этических дилемм.

 Список литературы

  • Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 3 (55). — С. 167–171.
  • Воробьева М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 2. — С. 22–26.
  • Гефеле, О.Ф. Тревога как экзистенциально-эмоциональная реакция на ситуацию опасности техногенного характера/О.Ф. Гефеле//Человек в условиях неопределенности: сборник научных трудов: в 2-х томах. Под общ.и науч. ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. 2018. С.18-19.  
  • Гефеле, О.Ф., Свешникова, Л.М. Толерантность к неопределенности как фактор формирования эмоционального выгорания у педагогов-психологов учреждений социального обслуживания семей с детьми/О.Ф. Гефеле, Л.М. Свешникова//Инновационное развитие. 2018. № 9 (26). С. 87-90.   
  • Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения // Вестник Казанского технологического университета. — 2010. — № 3. — С. 116–124. Маркова А. К. Психология
  • Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал.-2002, том 23, №3.- с.85-95.
  • Рукавишников А. А. Определение психического выгорания // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — Москва: Институт психотерапии, 2002. — 490 с. — C. 357–360.
  • Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания// Медицинские новости.-2002.-№7.-с.3-9.


Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Толерантность к неопределенности в связи с мировоззренческими установками.
  • Как справиться со стрессом в ситуации неопределенности
  • Рекомендации по повышению уровня адаптации к ситуации неопределенности
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Как я помогаю себе в ситуации неопределенности.
  • Как снизить тревогу в ситуации неопределенности?
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога
  • Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Как справиться?
  • Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологов
  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Бегство от неопределенности жизни
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Психологическая помощь дошкольным педагогам в ситуации эмоционального выгорания
  • Доктор Айболит. Признаки профессиональной деформации и эмоционального выгорания
  • Профилактика профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • О неопределенности
  • Если вы устали от неопределенности в отношениях с мужчиной - значит Вам пора определиться
  • По волнам неопределенности
  • Неопределенности&Определенности
  • Зона неопределенности
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Кризис и чувство неопределенности
  • Мужчина в эпоху неопределенности
  • Цели как бегство от неопределенности
  • Совладание со страхом неопределенности
  • Любовник: «да» или «нет». Как выйти из неопределенности?
  • Как перестать бояться неопределенности и будущего?
  • Непереносимость неопределенности при тревожном расстройстве



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь