|
Толерантность к неопределенности как экзистенциальное состояние этоса педагогов-психологовАвтор статьи: Свешникова Любовь Михайловна
Автор рассматривает такой фактор как «толерантность к неопределенности», на примере деятельности психологов, работающих в учреждениях социального обслуживания семей с детьми, который приводит к формированию профессионально-личностных деформаций. В статье описан случай из практики психолога с точки зрения этической дилеммы, описывается толерантность к неопределенности как индикатор профессионального выгорания специалистов. «Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л.Н. Толстой) Толерантность к неопределенности — одно из условий психологического здоровья, адаптивности и гибкости специалиста помогающей профессии. Это способность выдерживать состояние неопределенности без дисфункционального повышения тревоги. В ситуациях неопределенности увеличение тревоги в целом закономерно, в дисфункциональном случае — приводит к неспособности действовать эффективно в ситуациях неопределенности и стресса. Однако в рамках здоровой реакции незначительный рост тревоги приводит к мобилизации человека и повышению жизненного тонуса. Как общая стрессоустойчивость, так и толерантность к неопределенности могут быть развиты, и это в целом приводит к росту гибкости, способности адаптироваться к новым обстоятельствам и возможности успешнее справляться со сложностями и текущими проблемами. Чем лучше человек может переносить ситуации неопределенности, тем больше он способен иметь с ними дело. Поэтому толерантность к неопределенности позволяет специалисту работать со сложной проблемой, оставлять ее открытой, увеличивая шанс найти новое решение при вновь возникших неожиданных обстоятельствах. Очевидно, что большую часть явлений в жизни мы контролировать не в состоянии, отсутствие контроля означает невозможность управлять человеком или ситуацией. В этом случае и возникает неопределенность. В повседневной жизни мы ежедневно сталкиваемся с явлениями неопределённости. Мы не можем точно предсказать погоду, явления природы, да и поведение животных предсказуемо лишь в редких случаях. Также мы не можем и точно знать, как поведут себя окружающие нас люди в определенной ситуации. Как бы точно мы не относили человека к какому-либо типу, он всегда может поступить вопреки своим склонностям и привычкам относительно свободы воли. И здесь важно отметить, что в условиях современной жизни профессиональная деятельность практического психолога – это бесконечное принятие решений в условиях неопределенности, осознание возможности возникновения этических дилемм и своя персональная ответственность за их решение. И если для одних специалистов это возможность проявить свою творческую натуру, преодолеть ограничения и открыться чему-то новому, то для других это дополнительный вызов, усложняющий процесс принятия решений и зачастую приводящий к психологическому стрессу и, как следствие, к «эмоциональному выгоранию». «Синдром эмоционального выгорания» –состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. В своей профессиональной деятельности психологи, работающие в социальной сфере обслуживания семей с детьми, чаще всего действуют в контексте неопределённости. Ситуации неопределенности связаны с такими должностными обязанностями специалистов как, например: частые выезды психологов в составе бригады экстренной психологической помощи по звонку на детский телефон доверия о жестоком обращении с ребенком, выезды в составе бригады «Семейная консультация» в отдаленные районные центры в семьис детьмиоказавшимся в трудной жизненной ситуации, многочисленные повторные возвраты приемных детей в социально-реабилитационные центры после длительной работы специалистов с родителями, психологическая работа с женщинами и детьми, пострадавшими от жестокого обращения и сексуального насилия, сотрудничество с органами опеки, комитетами по делам несовершеннолетних, со следственным комитетом. Какую ситуацию расскажет клиент на консультации? Всегда остается определенная неопределенность. Специалисты при работе с семьей и детьми сталкиваются порой с самыми неожиданными, чудовищными, порой безумными историями и судьбами. Как ведут себя специалисты в неопределенных обстоятельствах? Зависит ли их способность к толерантности от особенностей профессиональной деятельности? Является ли толерантность к неопределенности индикатором профессионального выгорания специалистов? Важно отметить, что среди практикующих психологов, как ни в одной другой области значительное место отводится роли профессиональных сообществ. Супервизия, обсуждение сложных случаев из практики психологов на балинтовских группах, поддержка коллег позволяют психологу сохранять профессиональное долголетие, так и здоровье. Но как быть психологу, когда мнение коллег разделилось? Как справиться с тревожностью по поводу правильности принятого решения? Случай из практики. На прием обратилась женщина с девочкой 6,5 лет с запросом поработать с ребенком перед школой по поводу повышенной плаксивости и тревожности ребенка. На первой встрече психолог, при заключении договора на социальное обслуживание, согласно положению работы центра, объяснил, что в работе психолога приоритетными являются права и интересы ребенка. Если ребенок находится в опасной для его жизни и здоровья ситуации, психолог имеет право на несоблюдение принципа конфеденциальности, и обязан без согласия родителей или законных представителей ребенка в его же интересах, передать информацию в следственный комитет. Во время третьей встречи с психологом, девочка шепотом рассказала, что когда мама на работе, они с папой играют в одну игру и это большой секрет. Девочка понимала, что это плохая игра, но папа злился, когда она отказывалась и заставлял ее, делая ей больно…так продолжалось несколько лет. При дальнейшем тяжелом разговоре с мамой, психолог напомнил, что обязан данную информацию сообщить в следственный комитет. Не смотря на это, мама просила психолога скрыть данную историю, сказав, что увезет ребенка к бабушке, разведется с мужем. Также мама сообщила, что ее старший сын всю жизнь мечтал о службе в органах и если отца посадят, то его мечта не осуществится. Мама кричала и во всем обвиняла психолога, говоря, что во всем разберется сама и это дело касается только их семьи, угрожала. Итог: психолог поступил согласно закону, должностным инструкциям и собственным моральным принципам, отцу-педофилу дали немалый срок, старший сын в органы не поступил… Безусловно, для психолога это далеко не простая ситуация. Разбор случая на балинтовской группе закончился разделением специалистов на два лагеря. Причем, психологи, работающие в образовании и социальной сфере, т.е. непосредственно работающие с детьми и семьями, однозначно, поддержали психолога, оказавшегося в данной ситуации. Психологи же, работающие в коммерческой деятельности были категорично на стороне клиента и настаивали на соблюдении принципа конфеденциальности в любой, даже криминальной ситуации. Надо понимать, что это всего лишь одна печальная история из многих десятков в деятельности психолога работающего в социальной сфере, которому по долгу профессиональной деятельности достаточно часто приходится сталкиваться с похожими историями, с откровениями детей и подростков для которых психолог становится единственной надеждой на то, что этот кошмар, когда то закончится. С другой стороны - угроза жизни и здоровью психолога со стороны близких и родственников этих детей, не желающих огласки и готовых пойти на все. Конечно, в данном случае, ответственность перед молодым человеком, мечта которого работать в органах не осуществилась, ложится далеко не на психолога, а на не здорового папу мальчика. Но все же, все чаще задумываешься над правильностью выбора данной этической дилеммы, а как поступишь ты в похожей ситуации? И насколько спокойно будешь спать по ночам, сделав свой выбор? Поэтому именно толерантность к неопределенности позволяет психологу работать со сложной проблемой, порой трагичной, оставлять шанс найти правильное решение при вновь возникших неожиданных обстоятельствах, в ситуациях этических дилемм. Определенно, чем выше у педагога-психолога этот показатель, тем в большей степени он склонен осознавать и принимать неоднозначность и сложность ситуации, учитывать это и действовать не стереотипно, проявляя свои профессиональные способности. Чем этот показатели ниже, тем больше специалист ощущает дискомфорт в неопределённых ситуациях, тем в большей степени он стремится внести максимальную ясность и определенность зачастую за счет их сознательного упрощения и с трудом ориентируется в новой, незнакомой и сложной ситуации. Такие личности обладают такими чертами как повышенная тревожность, авторитаризм, агрессия, закрытость, регидность, что может привести к профессиональной деформации личности. А профессионально-личностные деформации - это деструкции, которые обычно возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности. С годами профессиональные деформации педагогов-психологов усиливаются и проявляются в «феномене эмоционального выгорания», в связи с чем, ослабляются психические, физиологические, и интеллектуальные функции. Все эти изменения приводят к накоплению отрицательных эмоций и реакций, оказывая тем самым негативное влияние на эффективность социально-профессионального взаимодействия в деятельности педагога-психолога, приводит к снижению либо невозможности реализации профессионально значимых качеств личности в профессии, ослабляет интерес к работе, способствует к уходу специалистов из профессии. Таким образом, мы предполагаем, что между толерантностью (интолерантностью) к неопределенности и эмоциональным выгоранием у педагогов-психологов учреждений социального обслуживания семей с детьми существует взаимосвязь, обуславливающая выбор стратегии поведения специалистов в ситуации неопределенности, этических дилемм. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|