Историческая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, такова, что стремительно возрастает неопределенность в жизни общества, адогматизм проникает во все сферы жизнедеятельности человека.
Неопределенность, связанная с социально-экономической и политической ситуацией в стране вызывает напряжение в обществе. Может восприниматься как желаемая (выгодная), так и как угрожающая (дискомфортная) в зависимости от конкретной ситуации и человека.
Считаем,что на восприятие ситуации неопределенности влияют мировоззренческие установки, которыми руководствуется человек в повседневной жизни.
В науке принято делить мировоззрение на философское (экзистенциальное) и житейское (бытовое). Именно житейское мировоззрение влияет на то, как проживается ситуация неопределенности и каков ее исход. Основные черты житейского мировоззрения - фрагментарность, эклектичность, бессистемность.
Что же такое толерантность к неопределенности? В нашем исследовании мы руководствовались определением (tolerance of ambiquity) из словаря Reber&Reber (2001) - это черта личности, характеризующая степень устойчивости человека к недостатку ясности ситуации либо стимула.
На момент исследования нами не было найдено методик, исследующих мировоззренческие установки, и мы разработали опросник, основываясь на изученной литературе и индивидуальном понимании термина исследователями. Из-за отсутствия в литературе удовлетворительной классификации содержательных компонентов житейского мировоззрения компоненты придумывались методом мозгового штурма, а в последствии классификация составлялась на основе анализа полученного эмпирического материала. В этом смысле исследование построено на индуктивной логике: от частного к общему. Была проведена психометрическая проверка, затем с помощью критерия "каменистой осыпи" были выделены 4 шкалы.
Толерантность к неопределенности изучалась с помощью следующих методик: MAT-50 Measurement Ambiquity Tolerance - 50 (Роберт Нортон), MSTAT-1 - Multiple Stimulus Types Ambiquity Tolerance - 1 (МакКлейн), TAS - Tolerance Ambiquity Scale (Баднер).
Гипотезы исследования:
1. Мировоззренческие установки субъекта - многокомпонентные образования, отражающие основные наиболее обобщенные установки субъекта относительно природы, общества, мира в целом и своего места в нем.
2. Мировоззренческие установки отрицательно связаны с толерантностью к неопределенности, т.е. развиваются у тех людей, которые хуже переносят неопределенные ситуации.
Результаты исследования с применением методов математической статистики (корреляционный анализ Пирсона):
- Чем больше человек склонен верить в фатальность судьбы, перекладывать ответственность на внешние обстоятельства, тем больше старается избегать неопределенных ситуаций, чувствует в них себя дискомфортно. И, наоборот, чем больше человек полагается на себя, тем больше стремится к неопределенности, видит в ней перспективу.
- Чем меньше человек берет на себя ответственность за собственную жизнь, тем больше избегает неопределенных ситуаций. И, наоборот, если человек верит в собственные силы, то не избегает неопределенных ситуаций. Это напрямую связано с локус-контролем.
- Если человек имеет стереотипные мнения относительно морально-нравственных аспектов поведения, то стремится к неопределенным ситуациям.
Человек, подвластный бытующим в обществе мнениям и стереотипному поведению в обществе, не стремится к неопределенным ситуациям. Стереотипное поведение выступает некоторой формой защиты, т.е. человеку кажется, что "все под контролем". Дискомфорт в ситуации неопределенности вызван тем, что у человека нет для таких случаев готового способа поведения, не знает как вести себя, как общество отреагирует на его поведение, и это вызывает тревогу.
Выводы:
Обнаруженные взаимосвязи между компонентами житейского мировоззрения и показателями стремления к неопределенности и избегания неопределенности вцелом свидетельствуют о том, что стремление к неопределенности связано с восприятием себя автором своей жизни, слабыми установками со стороны супер-эго, крепкими стереотипами в сфере этики и ослабленными стереотипами в сфере общественной жизни. Таким образом, человек стремящийся к неопределенности - это автор своей жизни, обладающий крепкими убеждениями в морально-этической сфере. Возможно, такие люди стремятся к неопределенности, поскольку ощущают в себе внутреннюю возможность и необходимость структурировать ситуацию, сделать ее более правильной, привнести порядок в хаос.
Обнаруженные взаимосвязи позволяют также предположить, что человек, руководствующийся в жизни в основном правилами супер-эго, воспитанием.
В ходе исследования термин "толерантность к неопределенности" изменился от континуума к биполярному конструкту (т.е. один человек в разных ситуациях может проявлять как стремление к неопределенности, так и избегание неопределенности. Таким образом мы не можем сказать, что мировоззренческие установки развиваются у людей, нетолерантных к неопределенности.
Литература:
Гречко П., Вержбицкий В. Философия. - М.: Изд-во УДН,2004.
Луковицкая Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности: психологическое определение. - Новгород, . - 16 с
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностикатолерантности личности. - М.: Смысл, - 172 с
Санышев А.Н. Философия как "Филология", как мудрость и как мировоззрение Вестник МГУ. Серия "Философия". - 1995. - №5,6.
Budner S. Intolerance of ambiquityas a personality variable. Journal of Personality, 30-50c
Reber A.S.& Reber E.(The Pengiumdictionary of psyhology: Third edition