|
От интеграции к инклюзии: чем интеграция отличается от инклюзииАвтор статьи: Невская Антонина Александровна
При интеграции детям с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) создаются условия для посещения общеобразовательных школ и общественных мероприятий (праздники, поездки и др.) Для этого строятся пандусы, лифты и тп. Дети, которые раньше могли учиться только в специальных коррекционных школах и учреждениях, теперь могут находиться среди своих сверстников в школе, проживая с родителями. Таким образом, казалось бы, их жизнь становится максимально приближенной к жизни обычного ребенка их возраста. И это большой шаг вперед. Однако на стадии интеграции мы сталкиваемся с серьезными проблемами. У ребенка есть две особенно важные жизненные потребности - потребность в любви и потребность в среде, благоприятной для развития. И обе эти потребности реализуются через общение и взаимодействие с окружающими - родителями, сверстниками, другими взрослыми людьми. Оказалось, что обеспечить доступ в школы и на общественные мероприятия - недостаточно. Дети с ОВЗ по прежнему находятся в одиночестве, эмоциональном напряжении, не понятые и не принятые. Адаптируясь к уже существующей системе, ребенок должен “достигать успехов”, терпеть неудобства, доказывать, что он “тоже может”, “тоже умеет” и тп. Инклюзивный подход является логическим продолжением интеграции. Но здесь не ребенок подстраивается под среду, а среда - под ребенка. За основу берется то, что каждый ребенок - индивидуальность, независимо о того, есть ли у него особые потребности, из обеспеченной он семьи или нет, на каком языке говорят у него дома, к какой национальной культуре он принадлежит и др. Инклюзивный подход в образовании подразумевает реформирование школы, и школьного пространства в частности, так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения. Создается среда, в которой каждый ребенок может чувствовать себя принятым, понятым, любимым и в безопасности. Под средой здесь понимается не просто изменение планировки помещений, а в первую очередь - изменение отношения людей - родителей, сверстников, учителей - к детям с ОВЗ (смотри шире - к людям с особыми потребностями). Через инклюзивное образование мы имеем шанс сформировать общество будущего - толерантное к инаковости, гибкое и открытое при взаимодействии с самыми разными проблемами, которые ставит перед нами век эклектики и постмодернизма. В таком обществе будет больше любви и уважения, меньше тревожности и непонятности. Я рада, что могу участвовать через работу нашего инклюзивного проекта в изменении мира в лучшую сторону. В заключении хочу привести слова Марии Беркович из ее странички в ВКонтакте от 21 марта 2019 года: “Про синдром Дауна я знала с детства, учила в институте, читала в книжках, а впервые увидела человека с сд, когда мне было двадцать с лишним лет. Моя дочка не знает, что такое синдром Дауна, зато она знает Марка, Диму, Лизу, Серафима, Мишу, Родиона, Веру, Макса. Она замечает особенности и различия, но они её не смущают, потому что в её жизни много разных людей. Она растёт с этим знанием: люди могут очень сильно отличаться друг от друга, и это не страшно. Вот, собственно, и всё, что я хотела написать в честь международного дня человека с синдромом Дауна.” 28.10.2019 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|