Работа с детскими проблемами через работу с родителями в ЭОТ

Линде Н.Д., Таболина И.В.

      

Коррекция психологических проблем детей через эмоционально-образную терапию родителей

 

 

Родителей необходимо не только вооружать знаниями о том, почему у их ребенка возникают психологические проблемы, и советами о том, как правильно вести себя с ребенком. Гораздо эффективнее было бы проводить коррекционную работу с самими родителями, потому что наиболее частой причиной страхов их детей являются эмоциональные проблемы родителей. Дети являются как бы ко-больными по отношению к родителям, хотя последние этого не осознают и не подозревают, что у них самих есть эмоциональные нарушения, которые требуют коррекции. Однако, наш опыт показывает, что в тех случаях, когда удается провести терапию самого родителя, ребенок автоматически выздоравливает, поскольку его психопатология является болезненной адаптацией к, неявной иногда, эмоциональной проблеме родителя. Родитель может быть как избыточно строгим, отчужденным от ребенка, так и необоснованно тревожным, сверх-заботливым и сверх-контролирующим. Он может как находиться в эмоциональной зависимости от ребенка, так и проецировать на последнего проблемы собственного детства. И т.д. Даже, в тех случаях, когда родитель прячет свои неадекватные переживания, ведет себя исключительно «правильно», ребенок чутко улавливает его истинные эмоциональные состояния и вырабатывает свои болезненные формы адаптации.  Приводимые ниже примеры показывают, как может быть проведена коррекция эмоциональных нарушений у родителя так, что это приводит к исчезновению психосоматических и эмоциональных проблем у ребенка.

Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) представляется нам наиболее эффективным и простым средством, поскольку направлена прямо в цель, на коррекцию патогенных эмоциональных состояний. В результате достигается решение сразу двух и даже трех задач:

  1. корректируется эмоциональная проблема родителя;
  2. вследствие этого решается психологическая или психосоматическая проблема ребенка;
  3. гармонизируются отношения в семье.

Несколько слов об эмоционально-образной терапии. В психотерапии и психологическом консультировании традиционно решаются две взаимосвязанных задачи: помочь клиенту лучше понять самого себя и изменить самого себя (свое состояние, поведение, мышление и т.д.). Одни направления психотерапии делают упор на осознание (например, психоанализ), другие на трансформацию (например, эриксонианский гипноз). В эмоционально-образной терапии (ЭОТ)  удалось соединить в едином процессе обе составляющие терапевтической работы. Это объединение осуществляется на основе исследования и преобразования образа, выражающего ключевое в данном контексте эмоциональное состояние клиента.

Суть самой методики проста: 1. в ходе предварительной беседы выясняется: какое эмоциональное состояние является «ядром» заявленной проблемы; 2. клиенту предлагается подробно описать как он физически (т.е в своем теле) переживает это чувство; 3. клиент представляет это чувство в виде воображаемого образа перед собой; 4. проводится исследование образа в контексте проблемной ситуации; 5. терапевт уточняет свою гипотезу и рекомендует клиенту конкретные способы воздействия на образ, которые по своему смыслу являются решением исходной проблемы; 6. клиент применяет эти приемы, и образ, а также связанное с ним патогенное чувство трансформируются, становясь позитивными; 7. результаты трансформации проверяются и закрепляются.

В рамках этого метода накоплено значительное число разнообразных и оригинальных приемов трансформации образа, позволяющих добиваться быстрых результатов. Все приемы обязательно воздействуют на эмоции и решения клиента, поэтому, когда работа с образами происходит на внешнем плане, на глубинном уровне происходит работа с проблемой. К наиболее значимым приемам относятся:

1. Созерцание. Состоит в сосредоточении внимания на том или ином отрицательном качестве образа (зрительном, слуховом или кинестетическом), что приводит к бессознательной психологической коррекции.

2. Мысленное действие. Включает любые мысленные действия с образом (исключая подавляющие и вытесняющие), которые адекватно разрешают проблему индивида.

3. Диалог.  Разговор с образом (и от его имени), как будто он имеет возможность отвечать на вопросы, с целью выяснить  психологическое содержание, им выражаемое.

4. Взаимодействие противоположностей. Взаимодействие образов, выражающих противоборствующие или взаимно определяющие существование друг друга чувства.

5. Замена. Мысленная замена негативного образа на позитивный, который «должен» быть на его месте по природе вещей.

6. Передача или выражение чувства.  Процесс высвобождения подавленного чувства при контроле этого процесса по соответствующим изменениям образа этого чувства (управляемый катарсис).

7. Прослеживание судьбы образа. Мысленное прослеживание истории возникновения образа и его дальнейшей истории.

8. Свободное фантазирование. Поток свободных фантазий клиента на тему, отраженную в образе, до спонтанного ее завершения или инсайта.

9. Установление новых отношений между частями личности. Принятие ранее отвергаемой части личности, через ее образ, и установление других необходимых отношений.

10. Выражение нового решения. Заявление образу, выражающему негативное жизненное решение, о своем новом позитивном решении, до его полного исчезновения.

11. Конверсия негативной энергии. Мысленное возвращение позитивной энергии, затраченной ранее на создание негативных чувств.

 12.  Метод парадоксального разрешения. Разрешение образу именно того действия или чувства (позитивного), которое он запрещает индивиду (например, если образ тюрьмы лишает индивида свободы, то необходимо дать свободу тюрьме, что на самом деле освобождает клиента).

 В данной статье мы не можем охарактеризовать все приемы (их около 30), и отсылаем читателя к соответствующей литературе [1-5].

Приведем пример коррекции бронхиальной астмы у ребенка через работу с его матерью (из практики Линде Н.Д.).

Пример. На одном из семинаров, посвященном психосоматическим проблемам, женщина (психолог-практик) обратилась с просьбой о помощи. Ее восьмилетний сын страдал бронхиальной астмой, находился под постоянным контролем врачей и не мог обходиться без специального ингалятора. Я решил попробовать разобраться, проведя терапию с самой матери. Я предложил ей представить себя в роли сына и с его точки зрения посмотреть на саму себя.

Она села на стул, на котором вроде бы сидел ее сын, вошла в его роль и почему-то увидела саму себя со стороны как Снежную Королеву. Надо заметить, что на Западе довольно распространена теория о том, что бронхиальная астма развивается у ребенка, когда его мать эмоционально холодна к нему. За свою жизнь я наблюдал,  по крайней мере, семь случаев заболевания бронхиальной астмой, которые полностью подтверждают эту теорию, и ни одного случая, который бы ей противоречил. Но все равно я был поражен, получив такое подтверждение из уст самой матери.

После этого открытия мы стали выяснять, почему она так холодна к своему сыну. Оказалось, что она не принимала его сердцем, поскольку не принимала его отца, с которым развелась. Во многом она развелась оттого, что не принимала мужчин вообще, потому что хранила в душе сильную обиду на своего отца, который обижал мать. Эта же обида помешала ей  развить свою женственность, она склонна была вести себя во многих ситуациях по-мужски.

В ходе работы мы сосредоточили усилия на том, чтобы помочь ей простить отца, восстановить женственность и принять сына. Она высвободила много гнева на отца (в основном с помощью приема воображаемого звука), по ходу этого процесса, менялось ее отношение к бывшему мужу и сыну. Подробности этой сессии рассказать невозможно, это заняло бы слишком много места. Работа прошла удачно и была продолжена на следующий день, итого она продолжалась примерно 2 часа. Но в итоге вместо Снежной Королевы получилась любящая и заботливая мама.

Через полгода эта женщина пришла учиться в мой мастер-класс и рассказала, что она еще долго продолжала работать над собой, но с тех пор ее сын ни разу не кашлянул, и они выбросили ингалятор. С ним ничего не было даже в период задымления Москвы при пожаре на торфяных болотах к удивлению врачей, которые периодически звонили им домой и спрашивали, когда же он поступит в стационар.

Хотя в этом случае работа заняла два сеанса, а не несколько минут как в других, приводимых случаях, я отношу этот результат  к категории «волшебных», поскольку удалось вылечить ребенка в его отсутствии всего за два сеанса!

В нашем опыте есть и другие случаи, например, когда удалось скорректировать истерическое поведение 4-х летнего мальчика, через коррекцию проблем матери. Есть случаи, когда результат коррекции не известен или коррекция не удалась, поскольку родитель не захотел решать свою проблему, но все они показывают неразрывную связь между проблемами родителя и ребенка. Отсюда следует, что коррекционная работа с родителем является более правильным путем в психотерапевтической работе с ребенком. Даже, если терапевту удается позитивно повлиять на состояние ребенка, то негативное состояние родителя будет снова возвращать его в исходное положение. Исключением являются те случаи, когда ребенок получил психотравмирующее воздействие не от родителей или оно не связано с эмоциональной проблемой родителя, а произошло случайно.

Много проблем доставляют родителям и, конечно, самим детям, их страхи. Страх – защитное эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении  опасности, побуждающее индивида избегать ее.  Страх может быть полезен, если опасность реальна, если же она воображаема, но человек боится так же, как будто она действительно существует, то это фобия. Если он опасается чего-то в будущем, то это тревога или беспокойство. Необоснованные страхи и тревоги могут стать серьезным препятствием для нормальной жизни и работы.

Однако избавить детей от этих страхов бывает не так-то легко. Для ребенка собеседование с психологом может быть весьма трудным и стрессовым событием. Не всегда легко привести его на сеанс. Ребенку трудно осознавать свои чувства и корректировать их с помощью воли и разума. Он может быть еще очень мал, а страхи уже преследуют его. Гораздо проще было бы работать с родителем, который обращается по поводу детских страхов. Но может ли такая работа принести успех? Приведем несколько примеров из практики Таболиной И.В.

 

Пример 1. Когда молодая мать  оставляла шестилетнюю дочь  с няней, чтобы уйти на работу,  дочка долго кричала, плакала, говорила, что ей «тревожно», и не отпускала мать – расставание затягивалось, хотя отношение с няней были очень хорошие. При этом  клиентка рассказала мне, что часто проводит с дочерью ОБЖ (основы безопасности жизни),  рассказывая, как нужно вести себя в разных ситуациях: если чужой позовёт, или двери закроются между ними в метро и дочка останется одна …

Мы предприняли попытку скорректировать мамины эмоциональные проблемы, предположительно порождающие страхи ребенка. Для этого мы использовали метод эмоционально-образной терапии (ЭОТ). В начале сеанса я  предложила клиентке представить себя в роли дочери, которая не отпускает  ее на работу. Она вошла в эту роль и  почувствовала тревогу в  груди. Увидев себя со стороны,  женщина поняла, что  её присутствие необходимо для того, чтобы дочери было  спокойно.

Я попросила клиентку описать это чувство тревоги. Осознание и понимание клиента, что чувство коренится  в нём самом, происходят в момент обнаружения и описания данного чувства. Далее  я предложила представить  это чувство в форме некоторого образа, находящегося перед ней на стуле.   Её образ был  в виде левого ботинка с ножки ребёнка, шнурок, у которого развязан. Эмоционально-образная терапия (ЭОТ)  позволяет пересадить клиента на стул и попросить говорить от имени образа.  «Ботинок» говорил: « Я – маленькой и «произносил» (имя клиентки)». Молодая женщина стала плакать и рассказала мне, что в детстве она думала, что мама её не любит.

Я предложила клиентке представить себя в детстве. Она увидела себя в  4-ёх  летнем возрасте  с  маленьким  ботинком на ножке, (другого  ботинка не было), и сказала, что   маленькой девочке  очень плохо, она совсем одна,  опять плохо вела, плохая, она  боится, когда мама её  не любит.

Я предложила женщине  представить свою маму и  сказать ей о своих чувствах. Она последовала рекомендации  и «увидела», что мама просит у неё прощения и уверяет, что любит её любую, а сама клиентка постепенно стала чувствовать  себя легче, её дыхание стало глубоким, образ изменился и она «увидела» себя взрослой.

Далее мы провели ситуационную проверку. Клиентка представила себя в роли дочери, у которой   ситуация расставания с мамой вызывала тревогу.   Тревога не возникла.

 По словам клиентки на следующее утро она в напряжении ждала негативной  реакции дочери, которая  обычно не отпускала её на работу. Реакции не было. Не веря в  это, она  даже позвала дочку, сказав, что она уходит, но девочка,  поцеловав её на прощание,  весело убежала играть. С тех пор 6 летняя девочка    спокойно остаётся с няней дома.

Таким   образом, коррекция  негативного эмоционального состояния матери, коренящегося в детстве самой матери, привела к исчезновению тревоги у ребёнка.

 

Пример 2. Другая молодая женщина обратилась ко мне за помощью, по поводу тревожного  сна  у дочери-школьницы.    Девочка  ночью   просыпается несколько раз, переживая, что она опоздала в школу, сделала ошибки в тетради и т. д.    

 Я попросила её представить себя в роли своей  дочери. Клиентка почувствовала, что у дочери  тревога  перед  надвигающейся глыбой. И   возвратясь  в своё состояние она сказала, что дочку  она видит перед собой  в колпаке, и сама боится этой глыбы, которая надвигается на дочку.

 Я предложила ей представить образ глыбы, которая её пугает, и говорить от имени образа.   «Глыба» сказала: «Надо быть серьёзной, сдержанной,  учись, все так делают». Я спросила: «Кто  говорил Вам  так в детстве?». Молодая женщина  вспомнила, что ее мама  постоянно повторяла эти слова и добавляла, что её так же воспитывали. Посмотрев на образ, клиентка  заметила, что  «глыба» превратилась в её маму. «У меня обида на маму, я не могу её простить, что она меня так воспитывала», - сказала клиентка. «Как и  в какой части тела вы чувствуете  эту обиду?» - спросила я.   Обида находилась в грудной клетке, и переживалась как ощущение  жжения.

Я предложила теперь представить это жжение в виде какого-нибудь образа. Клиентка представила, что перед ней лежит  парашют, который она   надувает горячим воздухом, он  раздувается,  ремни резиновые её держат, и застёгнуты сзади, а застёжка внутри (чего?). (Что означает парашют? Почему?)

Я высказала предположение, что она боится жить своей жизнью, и следует тому воспитанию, которое  получила.  Так же воспитывает дочь, хотя понимает, что это не правильно. Клиентка согласилась и высказала  свои ощущения: «Да, я как ребёнок, мама отпускает, и я   должна идти сама. Боюсь, надо за что-то держаться». Я предложила молодой матери войти в роль  своей дочери и почувствовать её состояние сейчас. Клиентка вошла и сказала мне, что  колпак  понемногу слезает, и настроение у неё улучшается.

         Работа продолжалась  дальше. Клиентка чувствовала  страх  в животе в  образе зелёной тины и вспомнила, что появился он, когда ей было 5 лет, в это время родилась сестрёнка. «Обо мне забыли, оставили, у меня была потерянность, нерешительность,  я мешала, и думала,  когда же можно подойти к родителям »,- сказала   молодая женщина.

Чаще всего  отвержения или критика ребёнка со стороны родителей в детстве, порождает  чувство ненужности внутреннего  ребёнка у взрослого человека.  

В таких случаях, когда необходимо преодолеть детскую фрустрацию, порождённую обстоятельствами детства, помочь принять внутреннего ребёнка и выразить ему свои добрые чувства,  эмоционально-образная терапия (ЭОТ) использует приём  «организации новых отношений с частью личности». Я предложила клиентке  представить себя в 5 лет и дать этой маленькой  девочке любовь, заботу и ласку. Помере того, как женщина отдавала тепло и любовь, девочка распрямлялась, веселела, а  клиентка ощущала  покой, и состояние менялось на позитивное. В таком состоянии она смогла отпустить образ  парашюта, сказав, что теперь она себя сама будет поддерживать. В процессе работы вместо образа  болота появился образ роскошного сада, который выражал позитивное состояние клиентки. Чтобы такое состояние было устойчивым, я посоветовала принять образ в себя и ощутить новое состояние. Клиентка сказала, что она чувствует свежесть  «уверенной молодости».  Изменения происходили и с образом дочки клиентки, колпак совсем исчез, и чувство тревоги тоже.

По словам клиентки, ночью  дочка больше не просыпается. С тех пор сон стал спокойным. 

 

Пример 3. Молодая мама  обратилась за помощью. Её дочка сбегала с занятий, дошкольного учреждения и искала свою маму. Сама мама приходила  на занятия дочери в напряжении и ожидании «побега». Я, также как и в других случаях, попросила представить дочь и войти в её роль. Клиентка сказала, что в душе у дочки  какая-то маята, волнение, похожее  на страх.

Клиентка  сказала, что и у неё такое же чувство, когда дочь на занятиях.  Это  чувство находилось в груди, и было осознано в образе маятника, который сильно качался из стороны в сторону.

Я предложила разрешить маятнику раскачиваться ещё быстрее (метод парадоксального разрешения). Когда она сделала это, то образ маятника стал еще больше раскачиваться, а потом  вдруг остановился, и молодая мама ощутила спокойствие.  «Моя мама не разрешала отпрашиваться с уроков, считая это не приличным», - сказала она.   После осознания первопричины тревоги, образ маятника превратился в «уверенную»  деревянную палочку. Образ  палочки говорил, что она сама знает, как надо поступать, а волноваться - это пустое. Войдя в образ дочки, женщина почувствовала, что дочка  стала спокойнее и увереннее. Побеги прекратились.

 

Оказалось, что родители неосознанно проецировали свои собственные страхи, которые сами испытывали в детстве, на своих детей. Дети улавливали материнские страхи и продуцировали уже свои собственные, соответствующие родительским ожиданиям. Метод ЭОТ помогает  родителю, войдя в роль своего ребенка, осознать собственные детские проблемы, а их коррекция приводит к исчезновению скрытых страхов у родителя и явных у ребенка. Таким образом, метод ЭОТ позволяет скорректировать психосоматические и эмоциональные проблемы (в частности страхи) у детей, через терапевтическую работу с их родителями.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Линде Н.Д.  Как избавиться от головной и сердечной боли за 5 минут.  (Брошюра). – М., 1999.
  2. Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа. - Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №1, 1997, стр. 33-41.
  3. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии. – М., 2002.
  4. Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии. В: Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М., 2004.
  5. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. – М., 2004.

 

 

 

 

 

Таболина И.В.  тренер, психолог-консультант тренингового  центра «Развитие», Москва

 



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Образ и роль отца для женщины ( для мужчин у которых дочери)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Вагинизм. Аноргазмия. Сексуальные женские проблемы. Изменить образ себя в сексе
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /4
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /2
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /3
  • Гл.3 / 3.8. Особенности конструирования образа будущего. Образ как регулятор поведения /1
  • Серая тучка, страх смерти и угроза прерывания беременности (Эмоционально-образная терапия Н.Д. Линде).
  • МАК.Создание образа себя.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Рассказ клиента от первого лица: Трансформация образа Матери в терапии
  • Возвращение образа себя портретной терапией
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Чувство несостоятельности. Когда мы недостаточно хороши сами для себя
  • Переживание образа себя.
  • Осьминог и угроза прерывания беременности (Эмоционально-образная терапия Н.Д. Линде)
  • Поймать то чувство, когда ты любишь себя.
  • Когда женщина себя любит, к её ногам падают мужчины
  • Материализация образа «Я»: значение своего места для ребенка.
  • Техника работы с образом себя через МАК
  • О течении любви в паре и формировании образа себя
  • Гипноз и чувство вины перед ушедшими: простить себя и жить дальше
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда женщина чувствует себя счастливой?
  • Когда мама не верит в успех взрослой дочери
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Девочка взрослеет? Как помочь дочери чувствовать себя уверенней.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь