Серая тучка, страх смерти и угроза прерывания беременности (Эмоционально-образная терапия Н.Д. Линде).

Серая тучка страх смерти и угроза прерывания беременности Эмоционально образная терапия Н Д Линде

Ко мне обратилась молодая девушка (Наталья) со сроком беременности 10 недель. У нее уже была дочь восьми лет и две внематочные беременности, каждая из которых закончилась удалением фаллопиевой трубы (2013 и 2014). Эта беременность стала возможной при помощи ЭКО.

Основные жалобы – это страх в области солнечного сплетения, распирание, тяжесть, что-то мягкое, темное, непонятной формы. Тонус матки, боль внизу живота.

Как известно, во время беременности все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.) затормаживаются, поэтому во время психотерапии беременных женщин проблематично использовать рациональные методы воздействия. Лучше всего при консультировании использовать методы воздействия на бессознательное. Плюс к этому во время беременности не рекомендована проработка глубинных проблем. Поэтому лучше всего изначально проводить диагностику (опять же невербальную, проективную или образную), чтобы понять глубину заявленной проблемы. А затем определить метод психологического воздействия, помогающий избежать эмоционального потрясения  от  травмирующей ситуации прошлого и при этом проработать заявленную проблему. Наиболее подходящие для этого методы, как показывает опыт работы с беременными, это Эмоционально-образная терапия Н.Д Линде (как основной метод)  и арт-терапия (как вспомогательный).

Действуя в рамках метода ЭОТ и применив арт-терапию, я предложила Наталье нарисовать это «что-то мягкое, темное, непонятной формы». Во время рисования Наталья продолжала проговаривать вслух: «Это существо выносит мне мозг, не дает спокойно спать, заставляет контролировать, проверять, чего-то плохого ждать. Заставляет меня считать дни, недели. Когда я осознаю, что мой срок больше, то мне становится легче».

Создание спонтанного образа и его прорисовка помогает клиентке поднять на поверхность свои эмоциональные воспоминания и осознать свои переживания, которые когда-то возникли и живут в теле, проявляя себя в виде физических симптомов.

В дальнейшем разговоре выяснилось, что Наталья по жизни боится неизлечимых заболеваний. Ее старшая сестра умерла от лейкоза в 18 лет, когда она сама была еще подростком: «Мне жалко сестру, она обо всех заботилась, всех оберегала. Даже когда умирала, она думала о близких».

Постепенно погружаясь в воспоминания прошлого, Наталья вспомнила, с чего начался ее страх: «Я смотрела с мамой кино, там девочке делали операцию на позвоночнике. Я очень сильно тогда испугалась. Но никому не могла рассказать. Маме  было стыдно рассказывать и не хотелось дергать ее по пустякам. Моя мама вообще не принимала наши страхи всерьез. Она как бы отмахивалась и говорила: «Не выдумывай того, чего нет!» Поэтому я свои переживания держала при себе».

Из рассказа Натальи можно предположить, что мама маленькой Наташи обесценивала ее страхи и, возможно, другие переживания, как бы отмахиваясь от них. Тем самым мама бессознательно давала команду: «Не чувствуй!», «Не лезь ко мне по пустякам!», хотела она того или нет. В итоге, чувство страха у ребенка вытесняется в бессознательное, а в сознании остается убеждение: «Нельзя беспокоить маму по пустякам. Мои переживания – это пустяк!» Как следствие, возрастает внутреннее недоверие себе,  отчужденность от чувства страха, беспокойства и т.д., а также растет ощущение изолированности от мамы, от мира в целом.

Я предложила представить Наталье свою маму, сидящую на стуле напротив нее, и рассказать ей о своих переживаниях, в том числе и о том, как мама относилась к ее страхам, и что сама Наталья по этому поводу чувствует. Наталья так и поступила. В ответ она услышала следующие мамины слова: «Дорогая моя девочка, я даже представить не могла, что эти детские страхи имеют для тебя такое значение. Прости, что не принимала их всерьез. Я готова слушать и поддерживать тебя во всем, о чем ты мне говоришь. И сейчас я хочу обнять тебя и расцеловать».

Внесу некоторую ремарку. Когда человек открыто, искренне рассказывает о своих переживаниях, делясь ими со значимым другим (в данном случае с виртуальным образом мамы), на бессознательном уровне снимается запрет на эти переживания, а также меняется внутреннее отношение самого человека на реакцию значимого другого. То есть, маленькая Наташа никогда не говорила своей маме о том, как больно и неприятно ей мамино равнодушие. Как только Наталья сказала об этом вслух, на бессознательном уровне пришло понимание, что мама ее очень сильно любит, просто в силу своих особенностей она не принимала раньше Наташины жалобы всерьез.

Маленькой девочке стало намного легче и спокойнее, а из бесформенного существа начал проливаться дождь. Образ дождя – это проливание накопленных слез, снятие внутреннего напряжения, и, в данном случае могу предположить, изливание своего гнева и обиды на маму.

Моя клиентка была рада за маленькую девочку. Но ей все же не хотелось огорчать или лишний раз тревожить маму. Другими словами, Наталья хотела найти точку опоры внутри себя и все еще отстранялась от близости.  И тогда я предложила ей сказать этой маленькой девочке: «Я всегда буду рядом с тобой, буду держать тебя за руку и заботиться о тебе. Ты всегда можешь на меня полагаться, доверять мне. Ведь ты – это я, а я – это ты. Мы – единое целое». После этих слов маленькая девочка подбежала к Наталье, чтобы прижаться к ней. Наталья была очень рада и приняла своего внутреннего ребенка. Зажим в солнечном сплетении начал отпускать, живот перестал болеть.

Зажим в солнечном сплетении был связан с чувством гнева на свою маму. Этот гнев был вытеснен в бессознательное, а сама Наталья отчуждалась от той части личности, которая гневалась на значимого взрослого, потому что «на маму злиться нельзя»!!! В тот момент, когда Наталья произносила слова: «Я всегда буду рядом с тобой…», она тем самым снимала запрет на негативные чувства и принимала свою «злую» девочку. А маленькая девочка почувствовала поддержку и перестала злиться, а, наоборот, обрадовалась и успокоилась.

 Я предложила Наталье посмотреть на свой рисунок, она увидела на нем солнце, траву, цветы и веселое облачко, из которого радостно капал летний дождик. Чувство злости, обиды и страха сменилось радостью и доверием себе и миру вокруг.



Просмотров: 594
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как Наталья стала Леди. История из практики психолога
  • Она испортила мне жизнь...! Как много в этом слове «мама!» – обиды, горечи и злости.
  • «Неужели мама мне завидует?» или почему она всегда меня унижает?
  • Он был старше ее, она была хороша... Не равный брак это как?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как реагировать, когда вмешиваются в мои дела, а мне это очень обидно?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Арт-терапия: зачем она нужна и как это работает?
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Осьминог и угроза прерывания беременности (Эмоционально-образная терапия Н.Д. Линде)
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Верь в меня (и это последнее, что мне от тебя нужно)
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Как убедить жертву, что она виновница всех неприятностей. Помощь при абьюзе и газлайтинге.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Цена сомнений: Как закопать свою мечту так, чтобы она закопала тебя в ответ. Часть 2
  • Цена сомнений: Как закопать свою мечту так, чтобы она закопала тебя в ответ. Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь