|
Нечеткая методика оценивания психологической устойчивости личности к негативному инфовоздействиюАвтор статьи: Светлана Белоус
Вестник СибГУТИ. 2017. № 3 УДК 378.14 : 004.891.2 Нечеткая методика оценивания психологической устойчивости личности к негативному инфовоздействию А. Н. Полетайкин, С. А. Белоус
Сегодня в России очень остро стоит проблема информационной безопасности общества. Гибридная война, которую Запад ведет против России на протяжении нескольких последних десятилетий, в немалой степени включает в себя войну информационную, где одним из ос-новных видов оружия является информация в различных формах. Объектом, на который направлено это оружие, выступает человек как базовый элемент российского общества, а це-лью информационного воздействия является перепрограммирование его сознания. В таких условиях существенно возрастает роль адекватного управления комплексной информацион-ной безопасностью, обеспечивающего жизнедеятельность общества на всех уровнях: лично-сти, организации, региона, государства. При этом одной из задач управления является обес-печение устойчивости социальных структур и социотехнических систем, главным образом за счет обеспечения нравственной устойчивости личности каждого человека, включенного в эти структуры и системы. Вопросами исследования информационной безопасности общества с точки зрения обес-печения устойчивости личности занимались многие отечественные ученые. С позиции ин-формационной и информационно-психологической безопасности личности – А. В. Брушлинский, Г. В. Грачев, В. Г. Зазыкин, В. Е. Лепский, Г. Г. Почепцов, В. Г. Смолян, которые пришли к выводу о доминировании в области обеспечения безопасности российско-го общества таких проблем, как: 1) защита граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей, населения в целом от негативных информационно-психологических воздействий [1], в том числе таких, которые затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию гос-ударственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправно-го и свободного гражданина [2]; 2) поддержание на достаточном уровне индивидуального или популяционного психоло-гического потенциала личности, обеспечивающего возможность осуществления ею продуктивной жизнедеятельности и недопустимость появления в результате внешних информаци-онных воздействий акцентуаций характера как ранее известных (по К. Леонгарду), так и но-вых, так называемых «виртуализмов» и «авитализмов» [3], возникающих во многом благода-ря тотальной технократизации общества. С позиции развития личности подростка в процессе воспитания и обучения – З. И. Васильева, П. Я. Гальперин, И. А. Зимняя, Е. И. Казакова, Т. И. Колесникова, А. В. Хуторской, А. А. Реан, Н. В. Седова, исследования которых подтвердили высокую зна-чимость для информационно-психологической безопасности общества целенаправленного образовательного воздействия на обучающихся всех возрастов в контексте культурно-нравственного воспитания молодежи и их активной деятельности в направлении обеспече-ния этой безопасности на благо общества [4], формирования ответственности, осознанности и социальной зрелости индивида [5]. Большинство исследований имеет сходство в том, что необходимые для противодействия внешнему негативному инфовоздействию на личность условия могут (и должны) быть со-зданы посредством проведения комплекса мероприятий. Целью таких мероприятий должно быть предупреждение угроз и формирование мировоззрения членов общества на платформе нравственности и осознанности. Основной инструментарий мероприятий – проведение соот-ветствующей политики и осуществление перманентного формирования устойчивого к ин-формационной агрессии общества. Следовательно, задача обеспечения устойчивости лично-сти как базового элемента общества, обусловливающая устойчивость его социальных структур и систем, является чрезвычайно актуальной.
Устойчивость личности к негативному инфовоздействию – это динамика устойчивых со-стояний личности как системы, при которых она способна с определенной вероятностью идентифицировать и блокировать внешние и внутренние негативные воздействия [6]. В этом случае можно говорить об интегральной оценке устойчивости личности, которая представля-ет собой сбалансированную систему характеристик. Исследования такой системы проводи-лись в работе [7], где для оценивания информационной устойчивости социотехнической си-стемы предложен оригинальный вероятностный метод построения вектора информационной устойчивости в многомерном пространстве состояний. Построение подобной системы, адап-тированной к оцениванию устойчивости личности, и ее компьютерная реализация – предмет настоящего исследования. Целью же исследования является получение адекватной инте-гральной оценки устойчивости личности в ее информационно-психологическом аспекте, что позволит делать выводы о состоянии и принимать решения по обеспечению комплексной безопасности личности и общества. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
Новизна данного исследования заключается в создании новой универсальной методики оценивания характеристик личности, которая может быть использована в социально-экономических и социотехнических системах для определения требуемых характеристик личности с точностью и скоростью инфообработки, удовлетворяющей большинству задач в этих областях.
Формирование устойчивости личности как сложной системной характеристики личности проходит несколько этапов, на каждом из которых формируются определенные ее аспекты, находящие отражение в определенных ее показателях. В результате к совершеннолетию под-росток уже вполне может представлять собой сформированную личность, в той или иной степени устойчивую к негативному инфовоздействию. В свете этого, обобщая вышеизло-женный материал, можно выделить следующие основные показатели устойчивости личности в ее информационно-психологическом аспекте: P1 – адекватность восприятия реальности и позиционирования в ней себя, способность фокусироваться на переживании настоящего момента, жить «здесь и сейчас»; P2 – стойкость (в плане противостояния трудностям в ситуациях фрустрации и поддер-жания постоянного (достаточно высокого) уровня позитивного настроения; P3 – стабильность (в смысле сохранения способности личности функционировать, осу-ществлять самоуправление, развиваться, а также согласованности основных функций, ста-бильности их выполнения при достаточной гибкости их структуры); P4 – уравновешенность – соразмерность силы реагирования и активности поведения си-ле раздражителя и значению события, выражает диалектическое единство постоянства лич-ности (жизненные принципы и цели, доминирующие мотивы их достижения, способы пове-дения и реагирования в типичных ситуациях) и ее динамичности (динамика мотивов, поиск новых способов поведения, форм реагирования, и другие факторы развития личности); P5 – сопротивляемость – способность к сопротивлению внешним воздействиям, ограни-чивающим свободу поведения, свободу выбора, свободу волеизъявления, а также свободу личности в принятии решений и в выборе ценностей, норм, жизненных позиций, образа жиз-ни в целом. P6 – неконфликтность как отсутствие склонности к продуцированию конфликтов, агрессивному реагированию на внешние раздражители, характеризует личность с умеренным эмоциональным фоном, не склонную к амбивалентному поведению, что обеспечивает также высокий адаптационный потенциал и личную ответственность за свои действия; P7 – интеллект как базовый фактор контроля чувств, фильтрации поступающей извне информации и погашения или нейтрализации энергии эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для личности, предполагает достаточное аналитическое и критическое мышление; P8 – оптимизм – выражает жизнерадостность и позитивизм как фактор психологической устойчивости к неприятным ситуациям в случае их возникновения; P9 – контроль как способность под негативным инфовоздействием обуздать свои чув-ства и абстрагироваться от соответствующих объектов чувственного восприятия, концентри-руясь на объектах позитивной деятельности, способность действовать без колебаний, выпол-няя свои текущие обязанности; P10 – осознанность как способность мыслить системно, видеть события своей жизни в связи с окружающим миром и как результат собственной жизнедеятельности, выражает направленность на познание и самопознание; P11 – самооценка, адекватность которой позволяет индивиду низкое количество событий интерпретировать как стрессовые и, соответственно, более легко и активно с ними справляться; P12 – нравственность – морально-нравственная ориентация, прежде всего на обще-ственные нравственные нормы и общественную психологию (привычки, настроения, чув-ства, характерные для среды, окружающей человека), определяет устойчивое ценностное яд-ро, выражает готовность и настроенность личности на соответствующую линию поведения при установлении межличностных отношений и выполнении своих обязанностей перед обществом; P13 – автономность – свобода действий и поступков на нравственной платформе неза-висимо от физического и социального окружения, что позволяет располагать только собственным потенциалом и внутренними ресурсами, предполагает высокую степень самоуправления и свободы воли; P14 – чувство юмора – является важным качеством личности, позволяющим философски и в какой-то степени скептически оценить ситуацию, степень и качество внешнего воздействия и, не предаваясь эмоциям, оперативно подключить интеллект. Как уже отмечалось выше, данные 14 показателей устойчивости личности должны образовывать сбалансированную систему. P.S. Уважаемые друзья, коллеги! В силу технических трудностей автор не может загрузить статью до конца. Все математические расчеты, таблицы, графики вы можете посмотреть далее по ссылке: http://vestnik.sibsutis.ru/showpapper.php Авторы надеются, что продолжение статьи будет полезным для Вас. Заранее благодарим за проявленный интерес. Работа в этом направлении продолжается. С уважением, авторы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|