Защитные механизмы личности от негативного воздействия

Защитные механизмы личности от негативного воздействия

Защитные механизмы личности представляют собой подсознательный психический процесс, направленный на минимизацию переживаний. Базой всех защитных механизмов является сопротивление, сохранение и накопление энергии. Цель защиты заключается в ослаблении беспокойства и снятия внутреннего напряжения человека. Рассмотрим какие существуют основные способы защиты "своего Я".

Необходимо ответить, что в угрожающих ситуациях люди обычно прибегают к двум основным способам защиты:

  • Совершить какие-то действия, направленные на то, чтобы как-то реально изменить угрожающую ситуацию с тем, чтобы организовать защиту от возникшей угрозы (e.g. поставить железную дверь, нанять охрану, выступить в суде в защиту своей чести и достоинства.
  • Никаких реальных действий не совершать, а только лишь изменить свое сознательное субъективное отношение к угрожающей ситуации таким образом, чтобы эта ситуация больше не воспринималась как угрожающая. По сути это субъективное искажение ситуации.

Второй способ реагирования обычно используется человеком в ситуациях, в которых он сталкивается с угрозой изменения своих собственных представлений о себе или о мире в каком-то неприемлемом для него направлении.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ – это непроизвольные и неосознаваемые способы искажения угрожающей ситуации.

То есть такие искажения возникают не потому, что мы хотим этого, напротив, они образуются помимо нашей воли. Человек не имеет осознанного желания появления таких искажений.

Основные функции защитных механизмов:

- защита представлений человека о самом себе или о мире от угрозы неприемлемых для него изменений;

- снятие у человека состояния тревоги, которое возникает в ситуации угрозы (если угроза субъективно устранена, то уходит и чувство тревоги).

Основные виды защитных механизмов:

Вытеснение – это процесс удаления из сознания человека в область бессознательного всех содержаний, несовместимых с его моральными и эстетическими ценностями. В результате вытеснения человек ничего не знает о таких удаленных содержаниях. Пример: разобранный в хрестоматии случай забывания Фрейдом названия пансиона «Фишер», связанного с воспоминаниями о собственной врачебной ошибке. В психоанализе вытеснение рассматривается как базовый механизм, который является основой для формирования других защитных механизмов. Вытеснения также является наиболее распространенным из известных механизмов защиты. Данный вид психологической защиты психики свойственен демонстративному типу личности. (Более подробно можно прочитать в данной статье "Влияние вытеснения на тип личности")

Проекция – это приписывание своих собственных неосознаваемых мыслей, чувств, желаний или намерений другим людям, животным или даже неодушевленным объектам. Пример: если некий человек считает себя кристально честным (каковым, по Юнгу, он быть не может), то в своем бессознательном он, конечно, предстает как человек не всегда честный. Эту свою нечестность он может проецировать свою нечестность на других людей, подозревая окружающих в том, что все они обманщики. Данный вид психологической защиты психики свойственен застревающему (паранояльному) типу личности.

Замещение – это неосознаваемый перенос потребностей и эмоций, испытываемых человеком по отношению к каким-то людям или объектам, на других людей или другие объекты. Пример: человека бесит начальник на работе, он приходит домой злой и срывает зло на своих близких – супруге, детях, кошке с собакой и т.д. При этом такой человек не осознает, что домочадцы всего лишь замещают его начальника.

Рационализация – такое искаженное представление об угрожающей ситуации, которое основывается на убедительных и приемлемых для самого человека рациональных аргументах. В обыденной жизни этот механизм обычно можно наблюдать в ситуациях возникновения угрозы для самооценки человека. Пример: студент получает на экзамене оценку сильно ниже ожидаемой и начинает рассуждать о том, что препод, гад такой, специально его «завалил». Данный вид психологической защиты психики свойственен застревающему (паранояльному) типу личности.

Реактивное образование – это возникновение у человека какой-то определенной чрезмерной сознательной направленности на достижение каких-то целей в качестве противоположной ей неосознаваемой направленности. Пример: люди, испытывая страх, могут стать чрезмерно смелыми и даже безрассудными.

Отрицание – это полное или частичное субъективное непризнание человеком каких-то реально произошедших в его жизни событий. Пример: смерть супруга (любимого), в которую другой супруг отказывается верить. Данный вид психологической защиты психики свойственен гипертимному типу личности.

Регрессия – это возврат к формам защитного поведения, которые более свойственны детскому возрасту. Пример: у детей есть свои особые приемы, позволяющие справиться с тревогой и дискомфортом – сосание пальца, грызение ногтей.

Сублимация – это переориентация неприемлемой как для общества, так и для самого человека, направленности его инстинктивных влечений на социально приемлемые цели.

Однако, необходимо отметить и негативную роль защитных механизмов психики в развитии личности. Она в первую очередь заключается в том, что защитные механизмы оберегают человека от угрозы изменения его представлений о мире и самом себе в нежелательном для него направлении. Вместе с тем, не всякое субъективно неприемлемое для человека изменение его представлений является таковым объективно. Иногда человек просто не хочет узнать правду о самом себе. Однако часто эта правда несет благо для человека, поскольку может скрывать в себе условия для его нормального развития. Психотерапевты иногда специально разрушают защитные механизмы, чтобы показать человеку правду о том, каков он есть. С точки зрения психологов, работающих с невротиками, защитный механизм может выступать в роли препятствия для личностного развития человека.

Основные из известных сегодня описаний и классификаций защитных механизмов обязаны своим появлением психоаналитикам (в т.ч. Фрейду и его ученикам, а у Анны Фрейд есть отдельная книга, посвященная защитным механизмам).



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Защитные механизмы психики, что это?
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Примитивные защитные механизмы психики - от детства к пограничной организации личности и психозу
  • Раздражение как механизм психологической защиты психики
  • «Внутренний фильтр психологической защиты человека»
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • Что наш мозг прячет от нас? или Зачем нужны механизмы психологической защиты?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • «Я» и защитные механизмы психики. 1) Вытеснение.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Механизмы психологической защиты в семьях, где есть больной зависимостью.
  • Две функции защитных механизмов
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Как работают защитные механизмы? Наглядный пример!
  • Что для человека цель
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь