|
Научный доклад "Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса"Автор статьи: Гаркуша Рура Сергеевна
Материалы данной статьи были озвучены на IV Региональной научно-практической конференции 27 сентября 2012 г. Более подробная статья здесь. Подростковый кризис относится к числу острых и характеризуется снижением успеваемости, работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. К 13 годам у детей возобновляются типичные школьные фобии: застенчивость, тревожность, страхи, эмоциональные расстройства, причинами которых чаще являются социальные. У девочек преобладают депрессия, страхи и тревожные состояния, у мальчиков – нарушения в поведении. Целью нашего исследования стало определение возможности эффективной коррекции психоэмоционального состояния учащихся в период подросткового кризиса методом БОС (биологической обратной связи). Актуальность и новизна темы обусловлена тем, что коррекция тревожности и психоэмоциональной напряжённости при помощи метода БОС основана на психофизиологии, обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованность, позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировано подбирать каждому школьнику нагрузку для тренировки и контролировать эффективность её выполнения в ходе коррекции. Данный метод направлен на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путём формирования на уровне головного мозга центральной программы физиологически адекватного управления функциями организма. Биологическая обратная связь – это метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Гипотеза нашего исследования утверждает, что метод биологической обратной связи является одним из эффективных средств коррекции психоэмоционального состояния учащихся в периоде подросткового кризиса. Диагностико-коррекционную работу проводили с декабря 2011 по май 2012 с подростками 13-14 лет на базе ГОУ гимназии №343 Невского района, Санкт-Петербурга. В нашей работе мы использовали прибор «ДАС–БОС – Биосвязь», представляющий собой преобразователь биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов с организма человека для работы с персональным компьютером с использованием метода БОС. Практическое исследование включало первичную и вторичную диагностику до и после коррекционной работы следующими методами: 1. Методики констатирующего эксперимента. 1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. 2) «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Филлипса. 3) «САН – самочувствие, активность, настроение». 4) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса. 5) «Восьмицветовой личностный тест» М. Люшера. 6) «Методика определения темперамента» Г. Айзенка (EPI, форма А и B). 7) Замеры сердечного ритма при помощи устройства тестирования и мониторинга сердечно-сосудистой системы «Палстрим» в контрольной и экспериментальной группах.. 2. Методики формирующего эксперимента. 1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (сокращённый вариант оценки ситуативной тревоги); 2) «Восьмицветовой личностный тест» М. Люшера; 3) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е.Уэссманна – Д.Ф. Рикса (шкала XI «Спокойствие – тревожность»); 4) БОС – биологическая обратная связь А.А. Сметанкина, с использованием аппаратурно-программного комплекса «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10 – 12 сеансов, 2-3 раза в неделю. 5) Тренинг развития коммуникативных навыков учащихся. Первичное диагностическое исследование показало, что 96 % учащихся входят в группу риска по показателям тревожности, психоэмоциональной напряжённости и выраженной подверженности стрессу. Из них 14 % имеют повышенный и высокий уровень ситуативной тревоги и 17 % высокий уровень общей школьной тревожности. Для 22 % характерно переживание социального стресса. У 12 % фрустрирована потребность в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата. 39 % имеют страх самовыражения, что ведёт за собой негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Для 29 % учащихся характерен страх ситуации проверки знаний. 36 % учащихся имеют повышенный и высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Нами выявлено, что для 17 % характерна низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. У 11% наблюдается физиологическая истощённость. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка – важный фактор формирования школьного невроза и углубления кризисного состояния современного подростка. По данному фактору наблюдается повышенный уровень тревожности у 32 % учащихся. При оценке функционального состояния выделено 66 % учеников, характеризующихся психоэмоциональной напряжённостью и быстрой психической истощаемостью. С низким самочувствием – 41 %, из них 39 % описывают своё самочувствие как плохое. С активностью ниже среднего выделено 58 %, из них 30 % характеризуются низкой активностью. С пониженным настроением выделено 25 %, из них для 8 % характерно выраженное плохое настроение. Проведено исследование основных свойств личности учащихся: экстраверсия – интроверсия, эмоциональная стабильность – нейротизм. 25 % учащихся определяются как интроверты и имеют следующие особенности, которые могут стать факторами риска в подростковом кризисе: погружённость в себя, трудности в установлении контактов с людьми и адаптации к реальности, пессимизм. 75 % учащихся – экстраверты, факторами риска которых может стать импульсивность и недостаточный самоконтроль, низкая терпимость к депривации. Результаты диагностики на эмоциональную стабильность – нейротизм показали, что 43 % учащихся имеют высокий и очень высокий уровень нейротизма. Данные по тесту М. Люшера говорят о том, что 17 % подростков находятся в состоянии выраженного стресса, психической напряжённости и эмоциональной неустойчивости. В связи с полученными данными сформирована экспериментальная группа по показателям школьной тревожности учащихся общим количеством 35 человек (13 мальчиков и 22 девочки). В группу БОС вошёл 21 человек (8 мальчиков и 13 девочек), в группу тренинга – 14 учащихся (5 мальчиков и 9 девочек). Контрольная группа составила 41 учащегося (14 мальчиков и 25 девочек). Подростков, вошедших в экспериментальную группу БОС, обучали диафрагмально-релаксационному типу дыхания аппаратурно-программным методом биологической обратной связи А.А. Сметанкина «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 10-12 сеансов 2-3 раза в неделю. Выработку диафрагмально-релаксационного типа дыхания производили путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания на фоне релаксации. По результатам вторичного диагностического исследования выявлено, что группа риска сократилась в 1,37 раза по показателям тревожности, психоэмоциональной напряжённости и выраженной подверженности стрессу. Количество учащихся, переживающих социальный стресс, снизилось в 1,38 раза. Количество подростков с фрустрированной потребностью в достижении сократилось в 2 раза, со страхом самовыражения – в 1,5 раза, с высоким уровнем страха проверки знаний – в 1,14 раза, с повышенным и высоким уровнем страха не соответствовать ожиданиям окружающих – в 1,05 раза, с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу – в 2,13 раза. Повышенный уровень тревоги и страха в отношениях с учителями сократился в 2 раза. Вторичное диагностическое исследование показало снижение уровня общей школьной тревожности и психоэмоциональной напряжённости у 95 % подростков, посещавших сеансы БОС. В группе тренинга наблюдается положительная динамика для 79 %. У учащихся, входящих в контрольную группу уровень тревоги произвольно снизился у 51 % и повысился у 39 %. У 10% школьников контрольной группы уровень тревоги остался неизменным. Можно утверждать наличие тесной связи между уровнем тревоги испытуемого и его психофизиологическим состоянием. За счёт освоения и применения навыков саморегуляции, преодоления дезадаптационных состояний, повышения внимания и коррекции поведения создаются предпосылки для улучшения самочувствия и успеваемости учащихся. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, чтометод биологической обратной связи является одним из средств эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста. Литература
* Кулганов В.А. Психологическое сопровождение учащихся в периоде подросткового кризиса [Доклад] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога [Доклад] : материалы IV Рег. науч.-практ. конф., 27-28 сент. 2012 г. / Союз педиатров России. – СПб., 2012. – 252 c. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|