Научные публикации. Статья 2. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи

В физиологии известен феномен усвоения организмом произвольного внешнего ритма, поддерживая который сравнительно короткое время, индивид может усвоить его на уровне организма и сделать непроизвольным. При синхронизации дыхания и пульса организм входит в особый, экономичный режим. Показатель потребления кислорода при этом и, соответственно, интенсивность обменных процессов, снижаются на 20% и более, помогая достичь внутреннего баланса.

Термином биологическая обратная связь (БОС), согласно современным представлениям, обозначают метод обучения самоконтролю и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи субъекту информации о текущем состоянии контролируемой функции по каналам внешней обратной связи (акустической, визуальной, тактильной), обеспечиваемой специальными электронными устройствами.

Биологическая обратная связь – это метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи.

Актуальность и новизна темы обусловлена тем, что коррекция обычными стандартными методами даёт временный результат и не всем детям подходит. Преимущество данного метода состоит в том, что он основан на психофизиологии, позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировано подбирать каждому школьнику нагрузку для тренировки и контролировать эффективность её выполнения в ходе коррекции. Используя мультимедийные игровые возможности компьютерной технологии, БОС обеспечивает высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения лечебных сеансов, как для взрослых, так и для детей.

Этот неинвазивный и немедикаментозный метод практически не имеет нежелательных побочных последствий. Суть его сводится к выработке нового типа дыхания – диафрагмально-релаксационного, с использованием в качестве сигнала обратной связи изменений параметров дыхательной аритмии сердца (ДАС). Она позволяет говорить об общих регуляторных взаимосвязях в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, в конечном итоге обуславливающих гомеостаз внутренней среды организма. В тренажёре ДАС – БОС «Дыхание» этот показатель используется в качестве объекта тренировки.

Метод БОС направлен на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования на уровне головного мозга центральной программы физиологически адекватного управления функциями организма.

В данной работе мы использовали прибор «ДАС–БОС – Биосвязь», представляющий собой преобразователь биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов с организма человека для работы с персональным компьютером с использованием метода БОС.

Диагностико-коррекционную работу проводили с декабря 2010 по апрель 2011 с подростками 13-14 лет на базе ГОУ гимназии №343 Невского района, г. Санкт-Петербурга.

Целью нашего исследования стало определение возможности эффективной коррекции психоэмоциональных состояний тревожных детей подросткового возраста методом БОС.

Практическое исследование включало первичную и вторичную диагностику до и после коррекционной работы. Были использованы следующие методы:

1) «Диагностика состояния ситуативной тревоги и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина;

2) «САН – самочувствие, активность, настроение»;

3) «Интегральная оценка психоэмоционального состояния» А.Е. Уэссманна – Д.Ф. Рикса;

4) «Полноцветный цветовой личностный тест» М. Люшера;

5) «Методика экспериментальной диагностики побуждений» Л. Сонди.

Для контроля состояния испытуемых в формирующем эксперименте до и после каждого сеанса БОС применяли методики: Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина (сокращённый вариант оценки ситуативной тревоги) и А.Е. Уэссманна – Д.Ф. Рикса(шкала XI «Спокойствие – тревожность).

Методы статистической обработки полученных результатов: U - критерий Манна-Уитни; T – критерий Вилкоксона; V – Коэффициент вариации; L – Критерий Пейджа; Коэффициент ранговой корреляции Спирмена; вегетативный коэффициент (вегетативная проба) и суммарное отклонение; корреляционный анализ.

Первичное диагностическое обследование показало, что по результатам опросников 75% учащихся седьмых классов имеют высокий и очень высокий уровни ситуативной тревоги и личностной тревожности и 45% находятся в состоянии психоэмоционального напряжения. Данные по тесту М. Люшера свидетельствуют о том, что дети находятся в состоянии стресса, психической напряжённости и эмоциональной неустойчивости.

По результатам первичного диагностического исследования была сформирована экспериментальная группа высокотревожных подростков: 14 девочек и 19 мальчиков, общей численностью21 человек, которые были объединены в две подгруппы численностью 10 и 11 человек (7 девочек и 3 мальчика в первой группе и 7 девочек и 4 мальчика во второй). Контрольная группа включала 37 человек: 18 девочек и 19 мальчиков. Всего испытуемых 58: 32 девочки и 26 мальчиков.

Подростков, вошедших в экспериментальную группу, обучали диафрагмально-релаксационному типу дыхания аппаратурно-программным методом биологической обратной связи А.А. Сметанкина «ДАС–БОС – Биосвязь» в течение 9 сеансов 1-3 раза в неделю. Выработку диафрагмально-релаксационного типа дыхания производили путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания на фоне релаксации.

Вторичное диагностическое обследование показало, что метод Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина регистрирует снижение уровня ситуативной тревоги в экспериментальной группе после коррекционной работы методом БОС уже после шестого сеанса по сравнению с контрольной. Снижение психической напряжённости и эмоциональной неустойчивости отмечается после девятого занятия.

Проведён корреляционный анализ по результатам теста М. Люшера. Получены коэффициенты ранговой корреляции χ2Спирмена. Они констатируют, что экспериментальная группа имеет значимые различия до и после проведения сеансов БОС по сравнению с контрольной по коричневому и чёрному цветам (p≤ 0,05).

По коричневому цвету найдены различия (p < 0,05) в экспериментальной группе после проведения сеансов БОС по сравнению с контрольной группой (см. рис. 1). После сеансов БОС коричневый цвет чаще выбирается на шестое место, при относительной частоте 0,46. В контрольной группе после эксперимента коричневый выбирается чаще на седьмое место при относительной частоте 0,35. Это свидетельствует о том, что благодаря сеансам БОС дети экспериментальной группы обучились навыкам соматической гармонизации и саморегуляции.

Выявленные достоверные различия по чёрному цвету (p < 0,05) в экспериментальной группе после проведения сеансов БОС и контрольной группе говорят о том, что чёрный цвет выбирается чаще на восьмое место при относительной частоте 0,46 в обеих группах (см. рис. 2). В экспериментальной группе выборы чёрного цвета на первое место встречаются чаще, чем в контрольной при относительной частоте 0,12. Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе больше выражены протестные тенденции. Данные школьники после сеансов БОС в 2,6 раза стали меньше предпочитать чёрный цвет по сравнению с контрольной группой, а значит, их поведение стало более конгруэнтным.

Научные публикации Статья 2 Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи

Примечание: Кп – контрольная группа; Эп – экспериментальная группа после сеансов БОС.

Рис. 1. Предпочтения испытуемых при выборе коричневого цвета в экспериментальной группе после проведения сеансов БОС по сравнению с контрольной группой.  

Рис. 2. Предпочтения испытуемых при выборе чёрного цвета в экспериментальной группе после проведения сеансов БОС по сравнению с контрольной группой.

Результаты, полученные пометодике Л. Сонди, свидетельствуют о том, что после коррекционной работы произошли следующие изменения: снизился уровень антисоциальных тенденций, уровень побуждений изменился в сторону гармонизации и организации жизни испытуемых. Социальный индекс снизился с 53% до 39%, что может быть связано с приобретением испытуемыми навыков саморегуляции, обращением внимания на собственное состояние, осознание своих потребностей.

В корреляционный анализ полученных нами данных вошли результаты методов: Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, САН, А.Е. Уэссманна – Д.Ф. Рикса и восьмицветный субтест М. Люшера, а именно вегетативный коэффициент (ВК), суммарное отклонение (СО), гетерономность – автономность (ГА), концентричность – эксцентричность (КЭ), показатель личностного баланса (ЛБ), показатель вегетативного баланса (ВБ), показатель работоспособности (Р), показатель стресса (С), показатель суммы компенсаций и тревог (КТ). В своих выводах мы опирались на показатели вегетативного коэффициента и суммарного отклонения от аутогенной нормы.

В результате корреляционной обработки данных выявлены двусторонние связи между показателями ситуативной тревоги и личностной тревожности по методу Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина и вегетативным коэффициентом и суммарным отклонением от аутогенной нормы по М. Люшеру как для контрольной, так и для экспериментальной групп.

Выявлены связи между вегетативным коэффициентом и личностной тревожностью в экспериментальной группе до коррекции, а также в контрольной группе (0,42 и 0,48, соответственно, p < 0,01): чем выше уровень личностной тревожности, тем выше вегетативный коэффициент испытуемого. Это свидетельствует о том, что с ростом ситуативной тревоги у подростка растут и энергозатраты.  Корреляция между личностной тревожностью и средним значением вегетативного коэффициента в контрольной и экспериментальной группах имеет тот же характер (0,44 и 0,47, соответственно).

Также обнаружены корреляции между вегетативным коэффициентом по тесту М. Люшера и ситуативной тревогой по методу Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина в контрольной группе (0,36) и экспериментальной после коррекции (0,35, p £ 0,05): чем выше ситуативная тревога, тем выше вегетативный коэффициент. Это относится также и к корреляции между ситуативной тревогой и средним значением вегетативного коэффициента в контрольной группе (0,34).

Корреляционная связь между ситуативной тревогой и суммарным отклонением от аутогенной нормы в контрольной группе показывает следующее: при повышении ситуативной тревоги суммарное отклонение от аутогенной нормы также повышается, что приводит к непродуктивной напряжённости, зажатости, нестабильности, утомляемости, преобладанию негативных и астенических переживаний подростка (0,41, p < 0,01).

Таким образом, можно говорить о наличии тесной связи между уровнем тревоги испытуемого и его психофизиологическим состоянием, что подтверждают статистически достоверные данные корреляционного анализа для контрольной и экспериментальной групп подростков.

В завершение хочется добавить, что представление о физиологических причинах эффекта БОС опирается на теорию функциональных систем, разработанную П.К. Анохиным: под влиянием БОС происходит усиление мотива достижения и произвольное использование дополнительных энергетических ресурсов, расширение границ работоспособности человека.

За счёт освоения и применения навыков саморегуляции, преодоления дезадаптационных состояний, повышения внимания и коррекции поведения создаются предпосылки для улучшения успеваемости.

Биологическая обратная связь как метод эффективной саморегуляции деятельности и состояния позволяет влиять на эффективность выполнения профессиональной деятельности, поддержание работоспособности и снижение напряжённости. Он также используется в биотехнических системах с целью индивидуально-ориентированного воздействия на работоспособность человека и повышение его надёжности.

Полученные статистически достоверные данные говорят о том, что в экспериментальной группе после коррекционной работы методом БОС дети обучились навыкам саморегуляции и соматической гармонизации, стали более активными, а их поведение конгруэнтным.

Таким образом, можно говорить о целесообразности и эффективности применения сеансов БОС в групповой коррекции дезадаптации подростков.

 

Литература

  1. Александров Ю.И. Психофизиология. – СПб.: Питер, 2003. – С. 389-390
  2. Дидур М.Д. Вопросы правового и нормативного регулирования применения технологии биологической обратной связи в системах здравоохранения, образования и социальной защиты // СПГМУ им. Акад. И.П. Павлова, кафедра Физических методов лечения и спортивной медицины. – СПб., 2004. – С. 13-26
  3. Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Гуна Г.Е. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 211 с.
  4. Овсянников В.Д. Дыхательная гимнастика. // Знание. – 1986. – №3. – С. 64-91
  5. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (Метод Сметанкина) // Биологическая обратная связь. – 1991. – №1. – С. 18-26
  6. Цыганок И.И. Цветовая диагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007. – 264 с.

* Кулганов В.А. Коррекция дезадаптации школьников методом биологической обратной связи [Текст] / В.А. Кулганов, Р.С. Гаркуша // Современные методы диагностики и коррекции социальных дезадаптаций и аддикций у участников образовательного процесса [Текст]: сб. Научн.-практ. семинара. – СПб., 7 студия рекламно-издательская компания, 2011. – С. 116-123.



Просмотров: 619
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности использования метода биологической обратной связи для коррекции внимания у детей с СДВГ
  • Терапия с использованием биологической обратной связи (БОС) у детей
  • Применение приборов биологической обратной связи (БОС) в психотерапевтической практике
  • О динамической группе, часть 12. О ролях на группе
  • Магия позитивной обратной связи
  • Петли обратной связи в семейной системе
  • Что полезно знать учителям об обратной связи?
  • О пользе обратной связи на примере Крошки Цахеса.
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Про установление правил работы в группе. Результаты размышлений и собственного опыта
  • О динамической группе, часть 3. Семья как группа
  • О динамической группе, часть 4. Рабочий коллектив как группа
  • Бобы для повышения активности работы в тренинговой группе
  • Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Преимущества работы в группе
  • Техники для работы с созависимостью в группе
  • О связи внимания и дыхания. Экстаз/исступление.
  • Человеку нужен человек. Принадлежность группе.
  • О кризисе исцеления после кинезиологической коррекции
  • «…становиться собой…», или изменения после холотропного дыхания, 2
  • Техника для гармонизации состояния после утраты лёгкой степени.
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента
  • Восстанавливаем форму после родов: правильные сигналы для организма
  • Когда возникают связи помимо супружеских (из наблюдений в работе методом расстановок)
  • Особенности анализа в группе
  • «…меняется окружение…», или изменения после холотропного дыхания, 3
  • Исследование ГРВ-граммы излучений организма во время работы методом символдрама и ТОП.
  • «…теперь я — желанный ребёнок…», или изменения после холотропного дыхания
  • Расстановки: индивидуально или в группе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь